Все о детях
от рождения до 3 лет

Реклама 30 июля 2014

Словарь Весь словарь
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э
Статьи

Беседы с детьми и о детях в "Зеленой дверце". Что значит стать автономным?

Как помочь ребенку пережить перемены, связанные с взрослением, отделением от матери, поступлением в детский сад? Ответ знают в "Зеленой дверце".

Небольшая книга, главу из которой мы предлагаем вам ниже, написана сотрудниками Центра ранней социализации "Зеленая дверца". В основе его лежит идея Зеленого дома известного французского педиатра и детского психоаналитика Франсуазы Дольто (1908-1988), неустанно изучавшей причины отчуждения детей и взрослых друг от друга, и создавшей место, которое облегчает детям вхождение в социум и предотвращает возникновение психических травм, связанных с трудностями этого процесса.

"Зеленая дверца" открылась в Москве в октябре 1995 г., работала до марта 2010 г., а затем у центра начались трудности с помещением. Теперь они решены, и обновленная "Зеленая дверца" принимает детей до трех лет и взрослых по новому адресу: Ферганская ул., д. 13, корп. 1, подъезд 1, код 1670. Расписание работы центра можно узнать на сайте http://gdoor.narod.ru/

Вот что пишут в предисловии к книге ее создатели.

"Десять лет, в течение которых мы ежедневно встречались с детьми и их родителями, беседуя с ними о самых разных сторонах жизни, убедили нас в том, насколько велика потребность родителей, особенно молодых, свободно обсуждать проблемы воспитания и здоровья их детей, говорить о своих трудностях и тревогах.

Именно этот опыт подтолкнул нас к созданию настоящей книги. Нам хотелось найти такую форму изложения, которая отвечала бы самому духу "Зеленой дверцы", позволяя возникнуть диалогу между авторами и читателями — подобно тому, как это происходит между сотрудниками "Зеленой дверцы" и родителями, которые приходят сюда с детьми. Это создает детям возможность играть и находить себе друзей, а родителям общаться друг с другом. Оказалось, что такое общение может существенно поддержать родителей в нелегком труде строительства своих отношений с детьми, в деликатнейшей сфере, где нет готовых рецептов, ибо очень часто то, что хорошо для одного ребенка, вовсе не подходит для другого. Кроме того, в контакте один на один мамы и малыша попросту не возникают условия, которые необходимы для того, чтобы ребенок мог самостоятельно справиться с "выходом в люди", например, успешно адаптироваться к жизни в детском саду или школе.

Раздумывая над будущей книгой, мы столкнулись с парадоксальной реальностью: хотя тема книги одна — отношения детей и родителей, — в ней следовало затронуть множество тем, ведь неповторим каждый наш маленький и взрослый посетитель, каждая его беседа с сотрудником "Зеленой дверцы". В этих размышлениях родились и форма, и название книги — "Слово за слово". Наш своеобразный словарь имеет целью дать не столько точное определение того или иного слова, сколько подчеркивает его неоднозначность и множественность заключенных в нем смыслов.

Почему в нашем словаре есть одни слова, и нет других? Такой "выборочный" алфавит отвечает определенному этапу нашей работы в "Зеленой дверце" — некоторая часть сложной проблематики представляется нам проясненной, другая требует дальнейших размышлений. Нет сомнения, что в ходе дальнейшей работы — и в диалоге с родителями — в наш Словарь "попросятся" новые слова".

А

Автономный. "Зеленая дверца" открыта для детей от 0 (в данном случае от зачатия) до 4 лет. Это тот самый период, в течение которого происходит развитие ребенка от оплодотворенной яйцеклетки до самостоятельного человека, уже готового на пороге детского сада спокойно попрощаться с мамой до вечера, сказав ей "до свидания", и весело поздороваться со своими друзьями-сверстниками.

Но этот путь, который проходит каждый человек, не такой уж легкий. Чтобы мальчик или девочка могли спокойно перейти от индивидуального мира их семьи в социальный мир, мир других детей и взрослых, необходимо стать автономным.

Что значит стать автономным?

Не случайно наш словарь открывается этим словом — словом, пришедшим из античности, воспринятым многими европейскими языками и содержащим в своем составе не единожды произносимые в "Зеленой дверце" в течение дня слова: сам и закон.

"Зеленая дверца" — первое для ребенка этого возраста социальное пространство, где его принимают как отдельную, уникальную, самостоятельную личность, уважающую закон. При этом слово "сам" для ребенка естественно, он так настойчиво твердит его в инстинктивном стремлении к самостоятельности, отдельности, а слово "закон" чаще можно услышать из уст принимающих.

Нельзя стать автономным, самостоятельным, если законы, ограничивающие вседозволенность, не стали твоими законами, если ты их органически не принял, если не принял необходимость закона как условие всеобщего уважения одного человека к другому и, таким образом, всеобщей безопасности. Вот это принятие закона каждым человеком, внутреннее убеждение в его социальной необходимости — самое сложное. Как часто родители, которые к нам приходят, говорят о том, что закон ущемляет свободу! Однако, говоря об автономности, мы говорим именно о том, как мы воспринимаем необходимость закона: как ущемление своих прав или как гарантию права на безопасность.

Рассказывая тем, кто пришел к нам впервые, о "Зеленой дверце", мы обязательно подчеркиваем: "Зеленая дверца" открыта для тебя и для других детей. Чтобы наша жизнь в "Зеленой дверце" приносила всем радость, необходимы правила, соблюдение которых и обеспечат каждому уверенность в том, что ему никто не причинит вреда. Ты сам выбираешь, хочешь ли жить по этим правилам или нет. Обычно дети легко и быстро понимают, что нельзя выезжать на машинах в места, где ходят те, кто на них не катается (как в жизни: есть мостовая и тротуар, а правила дорожного движения гарантируют безопасность пешеходов, водителей и пассажиров); можно ходить с печеньем по квартире, если в это принято в семье, но небезопасно жевать печенье и пить там, где бегают другие дети и можно поперхнуться. В помещении, в котором очень часто находятся одновременно 30-40 человек, будет просто грязно, и станет невозможно принимать в нем маленьких и больших посетителей, если для еды не будет отведено определенное место.

Так же естественно ребенок воспринимает то, что желание взять ту или иную игрушку может быть не только у него, но и у другого. И жизнь в обществе начинается с уважения к себе и к другому, с умения решить проблему не бессловесно — кулаками, силой, а человеческим способом — словом. Это легко постигают даже те дети, которые еще не могут произносить слова, но уже умеют попросить взглядом, улыбкой, тем более, что выразить словами их просьбу может помочь находящаяся рядом мама.

И не менее важно понять, чего же ты хочешь сам. Не перепутать своего желания с желанием другого. В "Зеленой дверце" не раз случалось, что какой-то малыш, услышав плач даже из другой комнаты, тревожно осматривался и тоже начинал плакать. Но стоило ему сказать, что там плачет другой мальчик, который, может быть, упал или чем-то расстроен, тогда как у тебя все в порядке, ты не он и тебе незачем плакать, — и ребенок тут же успокаивался. Умение отличить свое желание от желания другого, свое состояние от состояния другого человека — важнейшее качество, без которого не может быть самостоятельной, автономной личности.

Так, постепенно постигая смысл предлагаемых правил, самого себя и свои желания, ребенок становится гражданином, принимающим общественные формы жизни, гарантирующие общую безопасность. Да, именно гражданином в свои три-четыре года, потому что он не будущий гражданин — он уже сейчас один из нас, живущих в этом обществе. И именно в этом случае он действительно спокойно откроет двери детского сада и без страха и слез попрощается с мамой и папой. Там, за дверью детского сада, начинается его собственная, самостоятельная жизнь в среде сверстников, с которыми ему вместе открывать мир и творить в нем.

25.04.2011
Глава из книги "Слово за слово. Беседы с детьми и о детях в "Зеленой дверце"
Статья предоставлена Центром ранней социализации "Зеленая дверца"

Статьи
[Новорожденный - 3 годa]
Добавить отзыв к статье
Code Введите код, который Вы видите на картинке: * - поля, обязательные для заполнения.
Наши публикации

Освоение общественного транспорта: поездки со взрослыми. Часть II

Заканчиваем публикацию главы из книги М.В. Осориной "Секретный мир детей в пространстве мира...

Освоение общественного транспорта: поездки со взрослыми. Часть I

Понятие "транспорт" охватывает различные движущиеся средства, при помощи которых могут перемещаться в пространстве люди...