Все о детях
от рождения до 3 лет

Реклама 25 сентября 2017

Словарь
Моя беременность
Статьи

Как рассказывать ребенку народные сказки

В чем их смысл? Почему малыш просит повторения?

Содержание:

Снова и снова читая или рассказывая ребенку одну и ту же полюбившуюся сказку, мы, волей-неволей, начинаем задавать себе вопросы. Почему детям так нравятся сказки? Почему ребенок на этом этапе своего развития выбрал именно эту сказку и готов слушать ее снова и снова? Какой смысл заключен в этих коротких историях, которые взрослые рассказывают детям уже не одно столетие?

Конечно, всем известная любовь детей к народным сказкам привлекла внимание детских психологов. И выяснилось, что самые известные сказки, которые слушают десятки поколений малышей, насыщены материалом для развития эмоциональной и познавательной сферы ребенка, как только что сорванная с грядки морковка — витаминами. Сказки помогают развитию внимания, памяти, мышления, первичных математических представлений (количество, счет, размер, последовательность), представлений о композиции, причинно-следственных связях, социальных и моральных нормах, речи, воображения. Чтение детям сказок (в данном случае, впрочем, как и любой художественной литературы) оказывает самое стимулирующее влияния на развитие речи: расширяется словарный запас, эмоциональная составляющая речи, диалог, чувство ритма и рифмы.

Нашлись объяснения и известному многим родителям феномену — ребенок может слушать одну и ту же сказку много-много раз подряд, требовать только ее и не соглашаться ни на что другое. Во-первых, как уже было сказано выше, сказка дает очень богатый материал и ребенок не хочет переходить к новому, пока не усвоит урок. Во-вторых, ребенок еще не до конца уверен в постоянстве мира. Вы видели, как полугодовалый младенец бросает игрушку снова и снова, чтобы убедиться, что она и в сотый раз упадет, а не взлетит к потолку? Так же ребенок постарше хочет слышать неизменный сюжет сказки, убеждаться, что за мышкой-норушкой всегда приходит лягушка-квакушка, а мышка всегда машет хвостиком и яичко всегда разбивается. Это создает ощущение безопасности, убеждает его в постоянстве законов природы и общества.

Знакомя ребенка с народными сказками, можно не только читать книжки с картинками. Вы можете, следуя старым традициям, рассказывать сказки сами перед сном или на прогулке. Предложите ребенку рассказывать сказку вместе с вами и самому для любимой куклы или плюшевого мишки, разыгрывайте по ролям. Незаменимым помощником в таких играх может стать пальчиковый кукольный театр и другие игрушки по мотивам русских народных сказок.

Ниже мы приводим перечень сказок, которые все родители рассказывают своим детям. Не думая о том, что эта сказка развивает, не подозревая о ее многозначности, мы просто рассказываем детям эти сказки, потому что сами слышали их в детстве от мамы или от бабушки.

К содержанию

Курочка Ряба

Одна из самых любимых первых сказок. И одна из самых загадочных. Взрослым совершенно непонятен ее смысл. Какие только версии не выдвигались о том, что символизирует этот очень простой и немного абсурдный сюжет. Существует версия, что эта сказка — метафора создания вселенной из мирового яйца. Гештальт-психологи считают, что главная ее ценность именно в абсурдности, она приучает ребенка к тому, что происходящее в жизни порой совершенно непонятно для нас. Возможно, что сказка привлекает ребенка простотой сюжета, который ему легко запомнить и удержать в поле внимания. А знаете ли вы, что есть другая более длинная версия этой сказки?

К содержанию

Колобок

Сегодня эта сказка звучит прежде всего как история с моралью о том, что нужно слушаться и уважать родителей, не убегать из дому и не разговаривать с приветливыми незнакомцами. Но говорят, что когда-то это был сюжет о лунном цикле. Каждый из встреченных Колобком откусывал от него по кусочку, как уменьшается луна в течение лунного месяца.

К содержанию

Репка

Сказка о семье и взаимопомощи. Замечательная сказка для тренировки памяти и получения первых представлений о размере и последовательности.

В своем более древнем варианте сказка символически указывает на взаимоотношение поколений, а также на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования. В современном варианте этой сказки не хватает еще двух элементов, существовавших изначально — Отца и Матери.

В изначальной сказке было девять элементов, в каждом из которых был свой скрытый образ:

  • Репка — достояние и мудрость рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное. Репка посажена Предком, самым древним и мудрым.
  • Дед — древняя мудрость;
  • Бабка — традиции, дом, хозяйственность;
  • Отец — защита и опора семьи;
  • Мать — любовь и забота;
  • Внучка (дочка) — дети, внуки; потомство, продолжение рода;
  • Жучка — охрана достатка в роду;
  • Кошка — благостная обстановка в роду, в данной семье;
  • Мышка — благосостояние семьи, дома. Мыши водятся там, где есть достаток, где крошки не считают.

Изначально смысл заключался в следующем: иметь связь с родом и родовой памятью, жить в гармонии с родными, сообща трудиться и иметь счастье в семье.


Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.