Статьи

Прикорм для грудничка. Часть 3

Продолжаем рассказывать о формировании пищевого поведения ребенка, находящегося на грудном вскармливании. В этой, последней части статьи мы поговорим о том, как проходят следующие этапы прикорма...

Продолжаем рассказывать о формировании пищевого поведения ребенка, находящегося на грудном вскармливании. В этой, последней части статьи мы поговорим о том, как проходят следующие этапы прикорма, а также дадим практические советы по "организации жизни за столом".

Второй этап - энергетический

Начинается с 8-14 месяцев - в зависимости от скорости прохождения предыдущих периодов введения прикорма. Отличается следующими особенностями:

  • пища начинает восприниматься ребенком как источник энергии и как способ удовлетворить свой голод. Типичной становится ситуация, когда голодный малыш после прогулки будет тянуться не к груди, а к замеченному на столе банану или к чашке сока, который пьет старший ребенок;
  • как правило, из всего разнообразия блюд для данной трапезы малыш выбирает какой-то один продукт, которым старается наесться. Все остальные он при этом тоже может попросить - но съест не очень много;
  • объем одного выбранного продукта ограничивается (бдительной мамой) двумя столовыми ложками. При желании продолжить трапезу кроха должен выбрать любое другое блюдо из предложенных;
  • малыш, как правило, не нуждается в запивании взрослой еды маминым молоком;
  • изменяется стул ребенка - становится более оформленным.

На этом этапе очень важно продолжать всячески поддерживать пищевой интерес ребенка и поощрять кроху к инициативе в еде. Не давайте ему есть, если он не просит. Не кормите его с ложки. Без лишней необходимости не предлагайте еду сами. Вы можете аппетитно жевать в его присутствии или просто сообщить ему, что садитесь завтракать. Пусть он самостоятельно и трезво оценит свое самочувствие: голоден ли он? готов ли сейчас усвоить мамину кашу? его организму нужна каша или сыр? будет он запивать еду водой или маминым молоком?

Если ребенок проявил желание - взяли за стол, положили ему небольшую порцию, ровно такую, какую он точно съест. Если все съел и захотел еще - щедро добавили столовую ложку еды!

Малыш на этом этапе учится:

  • употреблять продукты в разумных объемах;
  • не переедать;
  • прислушиваться к своим пищевым и энергетическим потребностям;
  • интуитивно определять вид продукта, наиболее необходимого его организму на сегодняшний день;
  • слушаться маму - именно она контролирует его поведение за столом и решает, что ему дозволяется съесть и в каких объемах.

Важно: слишком быстрое увеличение объема взрослой еды уменьшает количество грудного молока и ухудшает его усвояемость. Постарайтесь до исполнения малышу полутра лет (или до завершения года после начала введения прикорма) не давать ребенку больше двух столовых ложек одного продукта в один прем.. Предложите что-нибудь другое из блюд данной трапезы, если малыш проявляет настойчивое желание продолжить совместную еду.

Третий этап - переходный

Начинается через год после начала введения прикорма. Сроки его окончания совпадают с моментом завершения грудного вскармливания - после двух лет. Каковы его особенности?

  • Малыш полностью перешел на общий рацион.
  • Сидит на отдельном стуле за общим столом.
  • Самостоятельно пользуется столовыми приборами.
  • Сам поддерживает чистоту во время еды.
  • Практически не нуждается в посторонней помощи для питья и приема пищи.
  • По-прежнему проявляет активный интерес к еде.
  • Кормление грудью продолжается и изменяется в соответствии с возрастными потребностями ребенка.

А на практике?

Теперь давайте попробуем представить себе введение прикорма в красках.

Обычно в адаптационный период это выглядит так. Мама села есть, расположившись боком к столу. На дальней от стола коленке усаживаем малыша таким образом, чтобы у него не было шансов дотянуться до содержимого маминой тарелки. Рядом кладем тряпочки для вытирания и салфетки. Одежда мамы предусматривает возможность дать грудь. Одежда крохи не слишком нарядная - будет обидно испачкать ее. На столе есть только та еда, которую мы будем есть прямо сейчас: все печенья и фрукты "для полдника" лучше убрать из поля зрения карапуза. Предусмотрены варианты, чем занять его, когда он потеряет пищевой интерес: переместить на пол или на подстилку с игрушками, вручить погрызть что-то деснами, пока мама закончит есть (не спуская кроху с колен), отдать кому-то на руки... Как только малыш начал просить еду - даем крошечные порции!

Есть несколько способов:

  1. Кладем крошки прямо в ротик малышу (если продукт имеет более или менее рассыпчатую консистенцию - крупы, макароны, кусочки хлеба, салата и т.п.).
  2. Намазываем на ложку (если консистенция пюреобразная) и вручаем ребенку.
  3. Выкладываем в тарелочку (которую придерживаем свободной рукой) то, что детка будет пытаться самостоятельно захватить и отправить в рот. Если неудобно следить за сохранностью тарелки - кладем микропорции рядышком на стол или подстилку.
  4. Твердые продукты - очищенные яблоки, овощи, сушки-сухари и т.п. - тоже предлагаем малышу самостоятельно взять со стола или из маминых рук. Внимание! Знакомиться с ними он должен только у вас на коленях и под вашим бдительным присмотром. Как только вы заметили, что откушенный кусочек превышает жевательные возможности ребенка - немедленно удаляем его изо рта, сохраняя спокойствие и доброжелательность!
  5. Жидкость для питья наливаем в небольшую чашку с широким горлышком (в форме перевернутого усеченого конуса) в объеме 1 чайной ложки. Учим малыша захватывать чашку и опрокидывать ее содежимое себе в ротик. Если просит добавки - наливаем еще. Детки первого года жизни очень быстро теряют интерес к питью. Обычно способность выпить 30-50 граммов за раз появляется только ближе к полутра годам.
  6. Супы пробуем несколькими способами: обмакиваем ложку в бульон и даем для исследования/облизывания крохе; вылавливаем содержимое и помогаем донести ложкой до рта; обучаем прихлебывать из ложечки. При этом ложку держит сам малыш, а мама ему только помогает! Самостоятельно зачерпывать он научится скорее всего тогда, когда освоит самостоятельную ходьбу.

Почему важно поместить кроху к вам на руки, а не на отдельное место?

Во-первых, в адаптационный период важна доступность грудного молока, ведь именно оно помогает полноценно усвоить новую еду. В любой момент кроха может попросить грудь!

Во-вторых, мама полностью контролирует пищевое поведение ребенка: вытирает, помогает, дает новые порции, обучает технике приема пищи и т.п.

В-третьих, у малыша есть хорошая возможность вести наблюдение за тем, как умеет есть мама, и обучаться этому через подражание.

В-четвертых, маленький человечек чувствует собственную сопричастность общей трапезе! Он - как "большой", сидит за взрослым столом, участвует в беседе, старается есть как взрослые. Есть на ручках у мамы - очень сильный стимул в поддержании пищевого интереса.

На втором, энергетическом, этапе введения прикорма малыш совершенствует навыки правильного поведения за столом, учится самостоятельно захватывать пищу ложкой, пользоваться по назначению тарелкой. Можно даже показать ему удобство использования вилки - нет ничего увлекательней для деток, чем по-охотничьи проткнуть макаронину или кусочек запеканки и отправить "добычу" за щеку!

На этом этапе у крохи появляется отдельное место за столом. Признаки готовности к получению этой привилегии:

  • малыш освоился в обращении с собственной тарелкой, ложкой, вилкой и чашкой;
  • не скидывает со стола столовые предметы;
  • не переворачивает тарелки и чашки;
  • не выплевывает еду;
  • научился есть более-менее аккуратно ложкой, не размазывая вокруг ее содержимое.

Обычно это происходит ближе к первому дню рождения малыша. До этого он должен научиться есть как взрослый, сидя у мамы на коленях!

Для деток старше года характерна неусидчивость: посидели пять минут, поели, потеряли интерес к еде, убежали по своим делам. А через несколько минут снова вернулись и просят есть! Можно дать прямо из вашей ложки. Можно заново усадить за стол. Но бороться с этим бессмысленно - надо просто принять эту возрастную особенность, которая при правильном отношении мамы скоро пройдет. Единственное, чего нельзя позволять - это выходить с куском еды из кухни. Со временем ребенок все равно переймет те правила поведения за столом, которые приняты в семье. Ну согласитесь, ждать полчаса, пока мама с папой неспеша поделятся всеми новостями дня - невыносимо скучно для активных непосед.

На этапе переходного питания малыш, как уже было сказано выше, ест полностью как взрослые. Самостоятельно. Аккуратно. С большим аппетитом! Единственное отличие - он по-прежнему не в силах выдержать длительные трапезы. Его норма - 10-15 минут.

Желаем успеха!

Опыт и традиция показывают, что нет ничего проще, чем вводить прикорм естественным способом. Эта методика учитывает необходимость длительного кормления грудью, возрастные особенности поведения ребенка, темпы дозревания функциональных систем организма, скорость физического развития крохи. Не требуется больших финансовых затрат на приобретение специального детского питания. Нет обид со стороны других членов семьи на тему "а почему ему дали не то, что мне". Нет необходимости переживать за рацион младенца, если вы отправились в гости или в путешествие. Зато есть радость от лицезрения аппетита крохи, гордость за его самостоятельность за столом, уверенность за его здоровое отношение к еде в будущем.

Мы постарались описать введение естественного прикорма в общих чертах. При возникновении вопросов или затруднений обязательно обращайтесь к консультантам по естественному вскармливанию - они с большим удовольствием поделятся всеми тонкостями формирования правильного пищевого поведения ребенка.

25.02.2008


[4 мес. - 2 годa]

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Отзывы пользователей
Предыдущие | Следующие
Ирина | 03.02.2013

Спасибо за статью! Очень четко и понятно все описано! Буду придерживаться вашей схемы.

Амина | 19.12.2012

Здраствуйте, очень полезная и интереснная статья. Большое спасибо)) хотела еще задать вопрос. Моей дочьке 6,5 месяцев, она с рождения исключительно на ГВ. Мы уже понемногу начали изучать новые продукты примерно по той же схеме что и описанно в статье. Но в последний месяц ночные кормления очень участились, с чем это может быть связано может она не наедается?? подскажите пожалуйста что делать!

Татьяна | 17.06.2012

Забавная фраза: "Пусть он самостоятельно и трезво оценит свое самочувствие"...;) Статьи отличные, спасибо!

Екатерина | 29.06.2011

Здравствуйте, Мария! Спасибо за статью. Очень интересный метод введения прикорма, хотя сколько я ни читала информации про прикорм, практически везде предлагается схема овощи-каши-мясо или каши-овощи-мясо. Мы начали с овощей. Попробовали цветную капусту, брокколи, картошку. Сначала все было в порядке, каки стали более оформленные. После поездки на дачу случился запорчик (видимо, смена обстановки). Попробовали кашку на грудном молоке, ел с большим удовольствием. Но последнее время каки стали зеленого цвета и жидкие, по 2-3 раза на дню (понос?). То ли после кашки, то ли зубки (вчера вылез первый).Не знаю, как быть. Сейчас ничего не предлагаю малышу, кроме грудного молочка. Его ест с удовольствием, но мало прибавляет в весе. Посоветуйте, пожалуйста. Заранее спасибо.

Надежда Реутова | 11.03.2011

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какие продукты можно дать самыми первыми? Н-р, на завтрак - можно дать горошину хлеба или кашу, какую, на молоке? А сыр, кефир, творог - можно, купленные в магазине, или лучше все-таки с молочной кухни? А если появится аллергия, как понять на что она, если даем сразу до 5 продуктов? Спасибо

Мария Гуданова | 04.10.2010

Здравствуйте, Светлана! Молоко у вас совсем не пустое :) , а точно такое же, как и несколько месяцев назад. Состав молока одинаков на протяжении всего периода вскармливания - всегда есть жиры, белки, углеводы, вода, витамины, минеральные вещества и тп. Изменяется с возрастом процентное соотношение составляющих (жирность увеличивается, например)- но молоко от этого становится только лучше :), то есть более подходит для развития детей данного возраста. Конечно же, продолжайте кормить грудью по требованию - как этого хочется вам и вашему малышу. Норма по весу - к году утроить вес, имевшийся на момент рождения. Некоторые дети в первые месяцы могут прибавлять больше нормы, а затем остановиться в наборе веса. Главное - динамика прибавки роста и финишный вес к году (утроить стартовые весовые данные). Голодом же никого морить не надо :). Попробуйте восстановить пищевой интерес малыша - тогда он с удовольствием будет съедать более существенные порции взрослой еды. Помните, как он выпрашивал еду , всю подряд, до того, как ему начали давать прикорм? Пищевой интерес - это фундамент! Без него не накормить даже совсем голодного ребенка. Даже если вы вообще прекратите кормтиь грудью - нет гарантии, что ребенок тут же будет демонстрировать хороший аппетит за едой. Просмотрите еще раз - в статье есть подсказки, при каких условиях хороший аппетит и пищевой интерес сохраняются постоянно! Не заставляйте малыша кушать, когда он не хочет, не ломайте сопротивления, если оно есть. Просто попробуйте восстановить само желание скушать что-то, кроме маминой груди. Если есть желание более подробно обсудить способы коррекции пищевого интереса - напишите по личному адресу или позвоните мне! Удачи вам! С уважением,

Дисс Светлана | 16.09.2010

Здравствуйте!!!!очень познавательная статья,которая помогла избавиться от вечных терзаний,что мой ребенок голодает!но у меня все равно есть ряд вопросов к Вам,Мария.моему сыну 10 месяцев,я кормлю грудью,прикорм ввела в 6 месяцев начала с каш,потом овощи,мясо,желток.но все это я не доводила до "принятых" норм,т.е. он кусовничал.и до сих пор ребенок не съедает много,1-2 ч.ложки.основной едой остается мое молоко.все вокруг твердят мне что молоко уже пустое,вес не набирает,что нужно морить его голодом по 3 часа и давать только взрослую пищу.В общем у меня крик души к Вам,мое молоко действительно уже не обеспечивает ребенка всеми необходимыми веществами для развития?(вес действительно плохо набирает,100 гр),хотя зубы вылезли во время,ползает активно,пытается уже ходить.Нужно ли придерживаться режима кормлений?(даю сисю по требованию)Спасибо.

Мария Гуданова | 27.06.2010

Здравствуйте, Виктория! Насколько я поняла из вашего письма, вы уже вводите прикорм по определенной схеме. Существуют разные схемы введения прикорма, и в нашей стране , и в целом по всему миру. Они отличаются как по порядку введения продуктов, так и по ориентировочной продолжительности грудного вскармливания. Для обретения душевного спокойствия :) желательно выбрать какую-то одну схему введения прикорма и придерживаться ее. Тот вариант, который вы практикуете сейчас, достаточно быстро вытеснит грудное молоко - хотя, бывают и исключения. Вариант, описанный в данной статье, подразумевает длительное кормление грудью, а также другой принцип адоптации к взрослой еде : максимальное разнообразие продуктов и небольшой объем разовой порции. Вряд ли вы сможете совмещать такой вариант с вашим - надо выбрать что-то одно. Однако, еще в статье сделан упор на воспитательный момент в приучении к взрослой еде - эти рекомендации вы сможете вполне совмещать с выбранной вами схемой введения прикорма (один продукт в большом объеме за один прием пищи). Простите, что не сразу смогла ответить на ваш вопрос. Будут еще вопросы - пишите, постараюсь ответить :) !

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2024, Наш ребенок

info@ourbaby.ru, Ourbaby.ru, https://www.nashrebenok.ru

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.

Change privacy settings