Статьи

Съедобное-несъедобное

Летом у малышей появляется куда больше возможностей съесть что-либо неподходящее - врачи-токсикологи ежегодно отмечают сезонный рост отравлений недоброкачественными продуктами питания, лесными дарами, плохой водой.

Летом у малышей появляется куда больше возможностей съесть что-либо неподходящее - врачи-токсикологи ежегодно отмечают сезонный рост отравлений недоброкачественными продуктами питания, лесными дарами, плохой водой. При непродуманном дачном или отпускном быте ребенку иногда становятся доступны лекарства, химикаты, моющие средства, с которыми в городской квартире он не сталкивается: все надежно убрано.

Правила оказания первой помощи детям с отравлениями и желудочно-кишечными инфекциями подробно изложены в отдельной статье. Задача этой публикации - рассказать о профилактике.

Опасности растительного мира

Малыш первого-второго года жизни многое тянет в рот. Но в идеале на своей территории (зимой это городская квартира, а летом - весь дачный участок) ему ничего не должно угрожать - ни валяющиеся где попало гвозди, ни потенциально ядовитые растения. Ну, крапива кое-где может вылезти на газоне, ягоды рябины упасть с дерева - но это не смертельно. А вот выходя за границу освоенного мира, ребенок должен находиться при маме, и здесь уже заботу о безопасности взрослый в значительной степени берет на себя, а ребенок - его слушается.

Итак, шаг первый - еще раз осмотреть пределы дачного участка на предмет случайного куста бузины или ландыша, чьи плоды, созревающие ближе к осени, выглядят как привлекательные красные ягодки. На всякий случай перечислим самые опасные в смысле возможного отравления растения Средней полосы:

  • листья болиголова (напоминают листья петрушки),
  • плоды ландыша,
  • ягоды бузины и крушины (последние напоминают мелкие вишенки),
  • вороний глаз (ядовито все растение, но особенно - плод, красивая ягода, похожая на крупную чернику, "на фоне" 3-4 зеленых листьев),
  • волчье лыко (россыпь ярких красных ягодок на зеленом стволе растения),
  • борщевик (высокое, крупнолистное растение, вызывает сильные раздражения на коже),
  • белладонна (ягоды напоминают мелкие вишни, сладковатые на вкус),
  • черная белена (все части растения очень ядовиты, но больше всего детей привлекают коробочки с семенами, напоминающие маковые зернышки).

Однако могут быть ядовитыми (или просто очень несъедобными) и многие садовые цветы, которые мы традиционно выращиваем на клумбе. Здесь, конечно, поможет знание особенностей этих растений, а также шаг второй. Последовательно и неуклонно прививайте ребенку привычку - все, что он нашел (сорвал, выкопал, поймал и т.п.), он должен принести или показать маме (бабушке или другому ответственному за него взрослому). Причем установка "Я очень хочу посмотреть, что ты нашел" плюс восхищение способностями ребенка и одобрение его действий "работает" значительно эффективнее, чем запреты, которых самые маленькие могут вообще не воспринимать (ну, а для детей постарше летом их становится и так слишком много).

Понятно, что если ребенок (даже младше года!) только показывает вам привлекшую его внимание ягодку, стоит назвать ему растение, охарактеризовать саму ягодку и обозначить ее принадлежность к съедобному или несъедобному миру: "Да, это ягоды калины. Смотри, сейчас они еще желтоватые, но скоро станут совсем красными. Они невкусные, мы их не едим". И, конечно же, помните о том, что дети, особенно после года, как правило, копируют действия взрослых (или более старших детей). Поэтому на садовом участке малыш перво-наперво пойдет к кусту смородины, которую на днях собирала бабушка, а пока старший брат не начнет рвать недозревшие еще сливы, кроха может их вообще не замечать.

Шаг третий на пути выработки безопасного поведения можно обозначить словами "Давай не будем рвать, а будем любоваться". Двух-трехлетний малыш вполне способен понять, как красив живой цветок на поляне - и как быстро он увядает сорванный, даже в баночке с водой. В таком нежном возрасте кажется нелепым думать о каком-то экологическом воспитании - однако вот оно, уже происходит. Любоваться тоже надо уметь: фотографируйте удивившие вас растения (вот интересно будет потом сравнить с картинками в энциклопедии), рисуйте их, рассказывайте о них сказки. У ребенка, который с уважением относится ко всему, растущему вокруг него, и не привык рвать все подряд, значительно меньше шансов пострадать!

Ну, и несколько слов о детях постарше. Дошкольник и младший школьник вообще-то уже может запомнить некоторые ядовитые растения и грибы - на то есть масса справочников и энциклопедий. Однако в каждой местности они свои, и следуя принципу "запомнить опасное", путаются многие взрослые, не говоря уж о детях. Предлагаем противоположную установку (она "работает" уже лет с трех, а то и раньше): "Берем только то, что знаем". Таким образом большинство растений и грибов переходят в разряд непригодных в пищу, а круг того, что "берем", резку сужается: "Это земляника. Мы ее собирали с мамой. Можно есть". При этом никто не мешает постепенно, при соответствующем интересе ребенка и взрослого расширять свои знания биологии и собирательский опыт и "узнавать" все новые и новые растения и грибы.

Еда и питье

К отравлениям пищевыми продуктами летом чаще всего приводят два типа оплошностей. Это несоблюдение правил гигиены в быту (которое в холодное время года "сходит с рук", а при повышении температуры "за бортом" оказывается роковым) и покупка или хранение недоброкачественных продуктов.

Вот несколько рекомендаций дачникам и путешественникам.

  1. Дачный быт обычно организован проще городского, однако и здесь у вас должны быть разные разделочные доски для сырого мяса, свежих и вареных овощей, хлеба и т.п. Бытовые отходы храните в недоступных для детей и животных местах и своевременно от них избавляйтесь.
  2. Для мытья посуды должно быть достаточно воды (особенно если вы пользуетесь современными моющими средствами), и эта вода должна быть проверенного качества. Если вы испытываете недостаток воды, заведите для ребенка отдельную посуду, которую мойте с особой тщательностью, или пользуйтесь одноразовыми тарелками-вилками-стаканами.
  3. Мытья рук с мылом вполне достаточно для предотвращения "болезней грязных рук" - просто делайте это, и ребенок будет брать с вас пример. Если есть проблемы со стиркой, полотенца тоже лучше заменить на бумажные. Для самых маленьких имейте под рукой влажные салфетки.
  4. Оптимальная температура для хранения большинства продуктов питания от +2 до +8оС (при ней размножение нежелательных микроорганизмов в пище идет медленнее всего). С помощью обычного комнатного или уличного термометра проверьте работоспособность вашего холодильника - не секрет, что на дачах часто доживает свой век старая бытовая техника, и ее параметры могут быть далеки от идеальных.
  5. Не готовьте "на неделю" - даже в исправном холодильнике в жару температура повышается на несколько градусов, и то, что успешно хранилось зимой, будет портиться летом. Детям до 1-1,5 года лучше давать только свежеприготовленную пищу! Молочные смеси - тем более. Если какие-то продукты вызывают у вас хоть малейшие сомнения, ни в коем случае не давайте их детям.
  6. Покупайте продукты в торговых точках, оборудованных холодильниками, тщательно проверяйте сроки хранения и целостность упаковки. В теплое время года не покупайте с рук мясные и молочные продукты. Пользуйтесь сумкой-холодильником.
  7. В дальнее путешествие (неважно, будет это дорогой отель или палатка в лесу) на первые дни возьмите привычные для ребенка блюда - быстрорастворимые каши, пюре в баночках. В кафе или ресторане в один прием пищи предлагайте малышу всегда простое и однокомпонентное блюдо - рис, картофель, хлеб, сыр, какой-то фрукт. Избегайте незнакомых блюд национальной кухни и фаст-фуда.
  8. Помните: в молоке кормящей матери образуются вещества, помогающие ребенку переваривать ту пищу, которую ела она сама. Так что если мама не увлекается вредными излишествами, для ребенка, даже перешедшего на общий стол, наиболее безопасно есть в буквальном смысле слова из ее тарелки.
  9. Собираясь кормить ребенка в общепите, берите с собой его личные ложку, вилку, чашку (или пользуйтесь одноразовыми) - именно через столовые приборы в организм чаще всего проникают возбудители различных заболеваний.

И несколько слов о воде, которую вы пьете и на которой готовите пищу. Ее качество не должно вызывать у вас сомнений. Покупаете бутилированную? Выбирайте известные торговые марки, покупки делайте в проверенных местах. Пользуетесь дачным водопроводом? Для пищевых нужд пропускайте воду через бытовой фильтр и всегда кипятите. Берете из колодца или родника? Возьмите за правило не реже раза в год проверять эту воду в местной санэпидемстанции или других службах, оказывающих подобные услуги, чтобы убедиться в ее пригодности и качестве.

В любом путешествии предпочтите питьевую воду в бутылках, причем с точки зрения гигиены важно следующее: либо один человек - одна бутылка (при питье из горлышка), либо у каждого - одноразовые стаканы.

Буквально с момента начала знакомства с пищей взрослых воспитывайте у малыша полезную привычку: еда и питье - только из рук близких взрослых. Угостили - принеси маме. В этом случае малыш не пострадает ни от случайной конфеты, предложенной соседкой, ни от водички, которую зачерпнет в бочке для полива и решит попить…

Кстати, дачные емкости с дождевой водой таят в себе две серьезные опасности. Во-первых, из-за смещенного центра тяжести (относительно взрослого человека голова у малыша гораздо тяжелее туловища) ребенку ничего не стоит упасть в бочку, колодец, лишь наклонившись над ними. Во-вторых, играя с водой, наливая ее в ведерки и особенно в пустые пластиковые бутылки, 1-2-годовалые дети часто норовят водичку попить…

Не будем описывать, какой коктейль из микроорганизмов может содержаться в этой воде. Скажем только, что кишечные инфекции, возникшие благодаря питью или заглатыванию (например, при купании в пруду) грязной воды, протекают бурно и часто с тяжелой интоксикацией всего организма. Недаром использование детских молочных смесей в странах третьего мира, где нередки проблемы с чистой водой, признается рискованным.

При любых отравлениях важно:

  • зафиксировать время и первые симптомы - головокружение, затрудненное дыхание, спутанное сознание, судороги, тошнота или рвота. Это поможет врачам сразу начать действовать в нужном направлении;
  • по возможности сохранить образец того, что попало в рот ребенку (ягоды или грибы, остатки пищи или воды, упаковка от лекарства); записать, что он ел в течение последних 2-3 часов;
  • по возможности сохранить образец рвотного содержимого, фрагмент стула;
  • ни в коем случае насильно не кормить ребенка;
  • после завершения острого периода (окончания рвоты, нормализации стула и температуры тела) как можно скорее проконсультироваться с врачом о том, чем и когда начинать кормить малыша, какими препаратами нормализовать и восстановить микрофлору кишечника (Бактисубтил, Смекта, Хилак-форте, Нормофлорин В или L и т.д.). Такие рекомендации всегда индивидуальны, потому что учитывают тип вскармливания ребенка (грудное, искусственное, смешанное, общий стол), особенности развития и состояния здоровья.

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2017, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, http://www.ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.