Статьи

Поселите музыку в доме

Если в вашей семье растет малыш, то у вас есть чудесная возможность обогатить его постепенное взросление музыкальными занятиями - даже если ему всего 2-3 месяца. Загляните в себя и подумайте: какую музыку вы любите сами? С этого лучше всего и начать, потому что передать ребенку чувство удовольствия можно только через то, что вам самим доставляет наслаждение.

Если вы любите что-то напевать, обязательно делайте это, и почаще. Если вам доставляет удовольствие ритмичная музыка, танцуйте с ребенком на руках. У мамы с грудным малышом настолько тесная связь, что его обязательно захватят ваши искренние эмоции и он испытает их вместе с вами. Это очень важный для малыша опыт единения с мамой, сопровождаемого музыкой. Только не включайте ее слишком громко и чутко реагируйте, когда ваше танцевальное общение следует завершить. Через некоторое время малыш будет ждать этих минут, радостно приветствовать звучащую музыку, поскольку она будет ассоциироваться у него с эмоциональным удовольствием.

Это и будет вашим начальным вкладом в его "музыкальный банк". Все будущее музыкальное развитие ребенка зависит от того, сколько положительных эмоций и удовольствия вы положите на его "счет" в первые годы жизни. Ваш малыш еще несколько лет будет воспринимать мир исключительно телесно, а музыку человек так воспринимает всегда. Поэтому не жалейте времени на то, чтобы телу ребенка (и вашему тоже!) было приятно, когда звучит музыка. Включайте хорошую танцевальную музыку (лучше всего танцы народов мира) и делайте "музыкальную зарядку": ритмично похлопывайте по телу ребенка его ладошками, двигайте ножками, разводите ручки, кувыркайте его. Эти движения можно сопровождать какими-нибудь придуманными слогами, типа "топ-топ", "хлоп-хлоп", "бум-бум".

Папа может принять участие в таком совместном музицировании наравне с мамой. Например, помочь ей импровизированной игрой на "барабане", в который легко превращается любая пустая пластиковая или металлическая банка. Да и вообще оглянитесь вокруг - любой предмет в вашей квартире имеет свой голос. У стола, стула, шкафа сухие деревянные голоса, но у каждого неповторимый. Батарея, деревянные ложки, стеклянные стаканы - все они сказочным образом оживают, принимая участие в вашем забавном семейном общении, и уже не кажутся просто предметами интерьера.

Возможно, окрыленные первыми успехами, вы зайдете в ближайшие дни в музыкальный магазин или "Детский мир" и купите простейшие детские инструменты - бубен, барабан, колокольчики, дудочку. Поверьте, они придадут вашим музыкальным занятиям с малышом новое измерение.

Весь русский детский фольклор, который вы читаете более старшим детям по книжкам с красивыми картинками, грудничку можно рассказывать, вовлекая в действие и его самого. Например, приговариваете: "Киска, киска, брысь! На дорожку не садись!", а на слова "брысь" и "не садись" ручкой малыша ритмично ударяете по бубну. "Наша деточка пойдет, через киску упадет!" - потопайте ножками малыша, а потом сделайте движение, как будто вы его роняете: "бух!". Малыши отзываются на такую игру восторгом.

Играя с малышом в "сороку" или "козу", не забудьте после взять дудочку и сыграть ритм стиха на любом звуке. Любая дудочка в руках любой мамы может "чирикать", вы только попробуйте - и сразу поймете, что умеете. Ваш малыш будет зачарован этими звуками и скоро станет им подражать, "лепеча" в ответ. А это уже музыкальный диалог! Знаменитый японский педагог и музыкант Ш.Сузуки, создавший свою школу обучения музыке малышей, говорил, что если бы родители уделяли столько же внимания развитию музыкальных способностей своих детей, сколько уделяется ими развитию речи и мышления, то все дети были бы маленькими Моцартами.

Именно поэтому не верьте различного рода "педагогам-фокусникам", которые часто обещают доверчивым родителям "срочное рождение" музыкального вундеркинда из любого ребенка. Чудес в педагогике не бывает, потому что нельзя обмануть природу. Все в вашем ребенке должно взойти, окрепнуть и вырасти в свое время. Именно такое постепенное движение к музыке, естественное развитие вашего малыша и дает чудесный результат, который однажды вас удивит, как расцветшая за ночь роза.

В дальнейшем вам не раз придется выбирать музыку для малыша. Ориентируйтесь на свой вкус и остерегайтесь любой неестественности. Так, в продаже появляются аудиокассеты и компакт-диски с так называемой специальной музыкой для детей. На них классическая музыка дана в особой обработке, в карикатурно высоком регистре. Такие записи лучше не использовать - они вредны для слуха и для эмоционального состояния детей. Их можно сравнить разве что с воплями, издаваемыми на предельно высокой ноте. Прежде чем что-либо включать для музыкального общения с малышом, послушайте это сами и решите: нравится вам музыка или нет.

Особую разборчивость советую проявить по отношению к кассетам с так называемой музыкой для раннего развития ребенка, написанной авторами популярных в родительских кругах методик. Ее педагогическая и медицинская ценность, по меньшей мере, сомнительна. На мой взгляд, она не дает никой пищи для развития музыкальности ребенка, потому что скудна сама, ведь ее авторы - отнюдь не музыкальные гении и не народ, который сочинил бессмертную в веках музыку.

Педагогам, работающим с малышами, известно, что даже крошечный ребенок способен реагировать на музыку Моцарта и Бетховена в ее первозданной красоте. Ей не нужна никакая переделка: это божественно прекрасная музыка. Хорошей музыки на земле очень много, поэтому уверенно проходите мимо музыкальных "сорняков", даже если вам говорят, что это цветы.

Величественное здание мировой музыкальной культуры _ целый ансамбль, в котором европейская классика занимает хоть и парадный, но только один подъезд. Здесь в прихожих и гостиных звучат шотландские волынки и японские флейты, американские банджо и африканские маримбы, бурятский варган и испанская гитара. Индийская одноголосная рага соседствует здесь с грузинским многоголосием, русская распевность с немецкой танцевальностью, а трехзвучная детская потешка не утеряла своего предназначения рядом с величественной симфонией. Словом, будьте разборчивы!

Поинтересуйтесь, есть ли в вашем районе группы, где опытные педагоги-музыканты работают одновременно с маленькими детьми и мамами. Отличительная черта таких занятий - мамы не просто присутствуют рядом с детьми, но и сами постепенно учатся музыке вместе ребенком, постигая ее с простейших шагов, находя в этом ни с чем не сравнимое удовольствие. Они играют на детских музыкальных инструментах, поют, танцуют с малышами, придумывают для них музыкальные сказки. Уходя, они уносят опыт общения и знания, как развивать малыша завтра.

Наконец, чтобы занятия музыкой с малышами не казались вам слишком малозначимыми, добавлю несколько "научных" слов.

Исследования, посвященные музыке и ее воздействию на человека, переживают сегодня невиданный подъем. Так, установлено, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга. Музыкальное обучение повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением задач активизирует аналитические отделы мозга. Музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними: вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки.

Важнейший, уже сейчас имеющийся результат нейропсихологических исследовании заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности - часть нашего биологического наследия. "Начать использовать, пока ребенок не успел забыть то, что ему даровано природой, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется" - эта мысль лежит в основе всех известных в мире методик музыкальных занятий с младенцами и малышами.

Но самое главное то, что музыка - это опыт переживания радости и удовольствия!

Есть ли на свете что-нибудь такое же радостное и одновременно полезное для образования? Нет! Музыку сравнить не с чем. Именно поэтому творческое обучение посредством музыки нам кажется сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение музыке как таковой. Подробности о такой музыкальной педагогике можно почерпнуть на сайте www.orff.ru

А с сентября 2006 г. в Москве в районе метро "Авиамоторная" начнет работать наша воскресная музыкальная школа для дошкольников "Доноткино", куда вы сможете прийти со своим малышом начиная с 3 лет и продолжить занятия столько, сколько захотите. Тел. для справок: 362-82-68.

10.07.2006


[Новорожденный - 3 годa]

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Отзывы пользователей
Зайцева Надежда, муз.руководитель, г.Комсомольск-на-Амуре | 02.04.2011

Татьяна Эдуардовна,можно ли у Вас приобрести трубчатые металофоны и какова цена вопроса?

Киров Центр повышения квалификации работников образования | 11.12.2006

Татьяна Эдуардовна, город Киров ЦПКРО Ждет Вашу программу по адресу cpkro@ptlan.com т. 8 (8332)63 04 86 Чернышева Ольга Леонидовна. Благодарим за ответ.

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2024, Наш ребенок

info@ourbaby.ru, Ourbaby.ru, https://www.nashrebenok.ru

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.

Change privacy settings