Статьи

Как помочь ребенку пережить горе: 6 мифов и 5 советов

Что говорить и делать вместо слов «Не грусти»

Содержание:

Катя Никитюк, автор блога Big City Mums, часто переезжает со своей семьей из города в город и даже из страны в страну — такая уж работа у мужа. Поэтому она старается больше читать об эмоциях, которые сопровождают переезд, расставание, потерю. Как помочь детям справиться с печалью?

Мифы о том, как правильно переживать горе

Недавно в библиотеке я взяла книжку про то, как помочь детям справиться с печалью при переезде, а там было не только про переезды, но и про смерть домашних питомцев, родственников, разводы и другие беды, которые могут случиться в жизни у деток (не дай бог!).

Это мой свободный перевод с английского. Очень надеюсь, что эта информация вам не пригодится как можно дольше... И прошу вас, если есть возможность — обращайтесь к помощи профессиональных психологов.

Пара вводных. Никогда не сравнивайте потери. Например, есть риск сказать ребенку: «Смотри, у Пети тоже лопнул шарик, но он же не плачет», или родителям, которые потеряли малыша: «Не переживайте! У вас хотя бы есть уже один ребенок». Не бывает пол-утраты. Горе, если оно есть, оно стопроцентное.

Горечь от утраты — это нормальная и естественная реакция, не патология и не расстройство психики. Вспомните малышей, которые впервые остаются с няней, — они плачут. Это нормальная реакция. Почему-то, взрослея, мы иногда забываем о таком естественном поведении.

В кризис наше поведение откатывается назад и идет из подсознания, из детства. В первую очередь всплывают фразочки, которые говорили нам или которые мы слышали в разных ситуациях, фильмах и пр. И дети, как никогда, в минуты печали будут копировать ваше поведение. Реакции родителей на грусть, боль, неприятные мысли и чувства во многом определяют, как ребенок с годами воспринимает информацию. Поэтому сначала в книге развевают несколько мифов.

К содержанию

Мифы о том, как правильно переживать горе

Миф 1: «Не грусти». Мы хотим, чтобы дети были честны с нами, но фразой «не грусти» сами же поощряем обман внутри ребенка, будто он испытывает неправильную реакцию. Хотя грусть — это естественная эмоция на важные события в жизни. Без грусти — нет радости. Если грусть не пережить, она может глубоко закопаться и остаться в человеке. Мы же в моменты счастья не говорим друг другу: «Не радуйся! В следующий раз будет хуже!».

Миф 2: «Будут новые друзья/собака/парень». Не ищите замены! Все отношения уникальны, и починить ребенка новым аналогом нельзя. Лучшее, что можно сделать — это слушать ребёнка и его печаль. Помогать ему выразить свои эмоции. Вместо «Давай купим завтра нового хомячка» лучше сказать «Я вижу, ты очень расстроен, что хомячка больше нет». Нужно слышать и признавать эмоции ребенка, а не засыпать фактами и идеями. Если ребенок поднимает одну и ту же тему снова и снова, значит, его чувства не были услышаны.

Миф 3: «Иди плачь в свою комнату». Взрослые люди грустят в одиночестве, потому что боятся, что их осудят или будут критиковать за эти эмоции. Если вы сами переживаете потерю у себя в комнате, скрывая это от ребёнка, то эту же реакцию вы передаете своим детям, когда им будет грустно, больно, плохо. Лучше пусть ребёнок видит, как вы в семье поддерживаете друг друга в минуты печали.

Миф 4: «Будь сильным». Очень часто родители в минуты горя хотят быть «сильными» ради детей. Вместо этого лучше быть человечным. Показывать естественную человеческую реакцию и коммуницировать свои эмоции, а не погребать их глубоко внутри себя.

Миф 5: «Займись делом». Если вы решаете переделать тысячу дел, чтобы не думать о горе, боль накроет вас с еще большей силой в периоды покоя. И есть большая вероятность, что, крутясь как белка в колесе, вы погребаете ваши эмоции глубоко внутри, что не приведет ни к чему хорошему. То же с детьми. Не нужно расписывать их день с утра до вечера активностями, не оставляя места для эмоций.

Миф 6: «Время — лечит». Почему-то если сломал руку, то на работе дают 6 недель на больничном. А если умер кто-то из близких, общество ожидает, что ты будешь норм через 1-3 дня, вернешься на работу, в садик/школу.

Вы наверняка встречали людей, у которых что-то произошло много лет назад, но они до сих пор прокручивают в голове события и варятся в своем горе. Время не лечит, лечат определенные действия!

Некоторые действия могут давать краткосрочное ощущение облегчения: еда, алкоголь, наркотики, агрессия, изоляция, секс, физические упражнения, шоппинг, погружения в другую реальность (видеоигры, фильмы, ТВ, книги, интернет и социальные сети). Это поведение создает иллюзию, что горе уходит, но нужно понимать, что это лишь на время, а эмоции и проблемы никуда не исчезают, лишь копятся. Обратите внимание, куда уходит энергия ребенка, пока он переживает утрату.

Человек устроен таким образом, что наш мозг постоянно пересматривает отношения, и мы думаем, как бы можно было сделать все по-другому, лучше или больше. А еще в голове и сердце человека живут надежды, мечты и ожидания. Бороться с этим бесполезно!

В результате у всех нас есть эмоционально незавершенные отношения, связанные с людьми, животными, местами и другими важными вещами. Мы думаем, что нужно было сказать или сделать что-то (или, наоборот, нужно было не говорить или не делать что-то), или мы ожидаем что кто-то что-то скажет или сделает нам (или не скажет, не сделает). Именно чувство незавершенности мешает нам жить дальше.

Что же нужно сделать, чтобы почувствовать эмоциональную завершенность и пережить горе?

К содержанию

1. Пересмотреть отношения

Пересмотр отношений — это автоматическая и естественная реакция на потерю. В случае потери домашнего питомца, например, вспомнить, как вы его выбирали, как играли, как кормили, как ухаживали... В отличие от взрослых, дети не так чётко понимают длительность по времени этих отношений и не так чётко могут сформулировать свои мысли и чувства. Воспоминания, которые всплывут у ребёнка, помогут понять, что он хотел сделать по-другому, лучше, больше, и могут включать нереализованные надежды, мечты, ожидания. Эти открытия нам нужны дальше, чтобы помочь ребёнку почувствовать себя завершенным.

Важно! Мы помогаем ребенку пересмотреть его отношения с потерей, а не свои. Не вселяйте в его голову свои интерпретации. Лучший способ разговорить ребенка — это говорить о себе, о своих воспоминаниях и отношениях. Не задавать ребенку прямые вопросы, например: «Скучаешь по собаке?». Очень часто в ответ вы можете услышать «Нет», хотя ребенок просто боится быть осужденным за свои чувства. Добавляйте слова, описывающие ваши эмоции: «Я очень скучаю и мне грустно». Если у вас не было особых чувств к погибшему питомцу ребёнка — используйте воспоминания о гибели домашних животных из вашего детства.

При пересмотре отношений дети могут путать хронологический порядок, путаться во времени. Это не важно. Главное, что они помнят, что случилось, а не когда. Ребенок может испытывать смешанные чувства и резко менять свое настроение. Задача родителей — не ругать за смех и слёзы, а дать понять, что это нормально.

Главное в пересмотре отношения уловить, какие события создают эмоциональные воспоминания и ощущение незавершенности у ребёнка.

К содержанию

2. Извиниться за свои ошибки

Если ребёнок в каких-то воспоминаниях испытывает сожаление, допустил ошибку в отношениях, то извинения помогут ему пережить горе от потери. Чтобы почувствовать завершенность, нужно извиниться устно или написать и прочитать, чтобы это услышал хотя бы один человек.

Например: «Извини, хомячок, что я не чистил твою клетку», «Прости, дедушка, что я не успел поблагодарить тебя за твою открытку».

Не манипулируйте и не извиняйтесь за ребёнка сами. Мы должны помочь детям обнаружить и сказать извинения, чтобы они не застряли в отношениях и смогли пережить горечь от утраты.

Как помочь ребенку пережить горе

К содержанию

3. Простить самому

Отношения полны недопониманий. Часто при пересмотре отношений дети обнаруживают вещи, которые кто-то делал или не делал и обидел их. Любая обида в прошлом мешает человеку полноценно жить, воспоминания вызывают негодование и болезненные эмоции, даже если обидчик уже умер. Это приводит к расстройствам, болезням и сменам настроения.

Иногда обидчик совершал такие действия, которые невозможно простить. В таком случае прощением может быть фраза «Я признаю, что то, что ты делал или не делал, причиняет мне боль, и я не допущу больше, чтобы воспоминания об этих случаях меня ранили».

Мы должны учить детей прощать не ради другого человека, а чтобы наши дети чувствовали себя хорошо.

Прощение — это действие, а не чувство.

Прощение не убивает воспоминания, оно убирает боль, которая есть сейчас.

Не обязательно прощать лично.

Действие прощения должен совершить живой человек, ребёнок.

Например: «Я прощаю тебя за то, что ты испортил мой день рождения». «Я прощаю тебя за то, что ты не пришёл на мой выпускной».

К содержанию

4. Сказать важные фразы

Важные фразы — это те, которые вы сказали или не сказали до того, как кто-то умер, в случае развода или переезда.

Например: «Ты был хорошим другом!», «Я тебя люблю!» — это не извинение и не прощение, но они очень важны. Или фраза «Я хотел бы с тобой еще поиграть!», которая показывает надежды, мечты, ожидания.

Важно не вселять в ребенка ваши идеи и фразы, а слушать его самого!

К содержанию

5. Поделиться приятными воспоминаниями

Это всё хорошее, что ваш ребёнок помнит, воспоминания, которые он хочет рассказать.

Резюмируя мифы: горе не проходит, если пытаться не грустить, замещать потерю, быть в одиночестве, быть сильным, занимать себя чем-то или ждать, когда пройдет время. Помогают определенные действия!

Свобода жить дальше появляется после пересмотра отношений и успешного использования извинений, прощения, важных фраз и приятных воспоминаний. Авторы говорят, что если использовать эти компоненты с детьми в незначительных неурядицах и потерях, то они автоматически всплывут и помогут в случае беды.

В книге множество примеров, которые невозможно читать без слёз... Заголовок относится к детям, но на самом деле это конспект для меня стал подсказкой, как помочь в первую очередь себе в моменты горя и больших изменений.

Не знаю, почему вы дочитали этот пост до конца. Если у вас беда — я очень надеюсь, что этот конспект поможет вам. Если вы читаете на будущее — пусть это будущее будет как можно дальше!


Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.