Статьи

О детях и гаджетах. Мама из Америки – об экранном времени у детей

До двух лет – никаких телефонов и планшетов. А дальше?

Содержание:

Катя Никитюк, автор блога Big City Mums живет в Америке с мужем и 3-летним сыном и беспокоится, как и все мамы, не много ли экранного времени (screen time) у современных детей. Вот ее расследование.

О детях и гаджетах

Мы сыну до 3 лет мультики показывали только на 20 минут в день, но за последний год «поползли»: то фотографии с телефона посмотреть; то бабушке человечков отправить (это в emoji которые), то встречаемся с друзьями, и дети наиграются, набесятся, и видно уже, перевозбуждены, давайте-ка лучше мультик включим, чтобы их угомонить.

Но одно дело, когда этот процесс контролирую я, зная, сколько ребёнок уже сегодня зависал у экрана, оценивая свои силы и припасая простые игры и занимашки для ожидания, а другое дело, когда эти экраны навязывает общество. Мы раз в 4 месяца в связи с работой мужа в Америке меняем штат проживания, и везде картинка такая: в каждом уважающем себя кафе по всем углам понатыканы огромные телевизоры, за соседними столиками обязательно будут дети, обезвреженные телефонами, и даже в детских библиотеках прямо на входе обычно стоят планшеты с “развивающими играми”.

С одной стороны, хочется, чтобы сын рос в ногу со временем: в Гринвиче в Коннектикуте уже в 5 лет детям выдают персональные планшеты. В специальных приложениях ребёнок на планшете учится читать и считать, а учитель и родители могут отследить прогресс. И здесь же в школах начали уже отменять курсив за ненадобностью! Поэтому меня, конечно, одолевают мысли, что пора закачать на айпад какие-то развивающие игры для дома…

А с другой стороны, мне очень не хочется открывать этот ящик Пандоры. Его уже никогда не закрыть… В 2011 году в New York Times вышла статья про детей сотрудников Силиконовой долины, растущих без гаджетов: многие топ-менеджеры Google, Apple, Yahoo, eBay, Hewlett-Packard водят своих детей в вальдорфскую школу, где нет экранов, телефонов и гаджетов.

Я была на экскурсии в такой школе в Саратога Спрингс (NY) прошлой осенью. Пока мой карапуз ковырял там чего-то лопатой, я разведывала у директора статистику. Было любопытно узнать, кем становятся дети, воспитанные без девайсов в этих садах и школах. Так вот: 40% их выпускников идут в науку, а 40% в музыку и искусство. Ну да, они не становятся программистами. Так, может, и не надо?

Но вальдорфских школ и садиков мало, а вот что происходит с детьми в остальной Америке: ребёнок 2-5 лет проводит у экранов ТВ, планшетов и телефонов от 2 до 5 часов в день. А дети от 8 до 18 лет утыкаются в девайсы (иногда делая что-то параллельно) на 7,5 часов в день!

Разумеется, это приводит к гиперактивности, эмоциональным проблемам, сложностям в общении со сверстниками, проблемами со сном, низкой успеваемости в школе и ожирению… Эти факты и последствия подтверждаются 48 исследованиями влияния экранов на детей, которые собрала воедино некоммерческая организация “Детство без рекламы” (Campaign for a Commercial-Free Childhood).

Что любопытно, именно набор избыточного веса у детей заставляет Американскую академию педиатрии и Белый дом собирать рабочие группы (The White House Task Force on Childhood Obesity) и придумывать меры борьбы с гаджетами. Вот что они рекомендуют: никакого экранного времени детям до двух лет, и менее двух часов в день образовательных программ для деток постарше.

К содержанию

Как уменьшать время детей у экранов

На родительском собрании в детском саду, посвященном экранному времени, нас попросили вести дневник наблюдения, фиксируя всю неделю взаимодействие ребёнка с экранами (ТВ, планшет, телефон, видеоигры, компьютер).

Советы про телевизор (“не держите ТВ в спальне ребёнка”, “храните игрушки и книжки в местах, где есть ТВ”, “соревнуйтесь, кто больше присядет или отожмётся в рекламную паузу”) мне кажутся с другой планеты, так как мы телевизор почти не эксплуатируем. А чтобы реклама не доставала ребёнка во время мультиков в YouTube, мы подключили за $10 в месяц YouTube Red.

Убирать гаджеты во время еды. Мне нравится идея, которую как-то писала, кажется, психолог Лариса Суркова: за ужином все телефоны складываются в кучку в центре стола. Тот, кому “очень нужно” взять свой телефон, моет за всеми посуду, платит за счёт или другое какое-нибудь наказание…

Как уменьшать время детей у экранов

Не нужно давать ТВ или планшет ребенку в качестве награды. С этим у меня пока сложно: ну ведь, согласитесь, очень удобно манипулировать поведением ребёнка с помощью мультика! Как мы выяснили на этом родительском собрании: лучшей наградой должно быть время с мамой или всей семьей за играми и совместными делами. И это работает. Мой, выключая мультики на айпаде, всегда спрашивает: “Мама, что теперь будем делать?”. Я бросаю все дела: готовку, работу или что-то там ещё, чем я занималась, пока карапуз смотрел мультфильм, – и сажусь на какое-то время играть с сыном. Часто бывает, что он потом включается в игру и продолжает уже сам.

Из чётких правил пользования девайсами у нас только такое: два мультика днём (если мы не в садике), и сын сам должен спокойно выключить айпад. Если ребёнок устраивает истерику – лишается просмотра “Спокойной ночи, малыши!” перед сном. А “Спокойки”, благодаря бабушкам, для нас теперь важная часть ритуала отхода ко сну.

Правило прекрасно работает до тех пор, пока я не расслабляюсь. Как только я разрешаю посмотреть не два, а три мультика (ну, может, они там короче по длине были или мне нужно выкроить себе ещё немного времени) – то лямка моментально растягивается, и очень сложно вернуть карапуза к первоначальным договорённостям. У вас тоже так?

К содержанию

Подростки и гаджеты

Screenagers – таким определением теперь зовут подростков в Америке, от слияния двух слов: экран и тинейджер. Я впервые услышала его на Digital Age Summit – онлайн конференции, которую организовала известный семейный психолог и автор нескольких книг о взаимоотношениях детей и родителей Сьюзен Стиффелман .

Муж недавно вел урок в школе в Цинциннати для 12-14-леток и говорит, что все долбятся в телефонах. Учительницы жалуются, что во время уроков их выкладывают в Snapchat со всякими ушками и языками. А особо сообразительные учителя повесили на входе в класс вешалку для обуви и складывают туда на время урока мобильные телефоны.

Мысль, которая мне очень понравилась: нужно учить ребенка и подростка самоконтролю. Чтобы он смог остановиться и выключить соцсеть или игру. Но это как наркотик… И единственный способ их научить – это самим родителям иметь самоконтроль и выключать устройства в присутствии детей после определенного времени. Мне плохо даётся самоконтроль, а вам?

Раньше, пока укладывала карапуза, я включала приложение Forest и “выращивала” деревья в телефоне, чтобы в него лишний раз не подглядывать и не загубить лес. Теперь просто приучила себя на вечер оставлять телефон в другой комнате. Но вот сейчас расписалась, и если бы меня начал отвлекать карапуз, то я, наверное, бы говорила “Угу”, “Минуточку”, “Сейчас”, но оторваться бы не смогла.

И последнее: здесь советуют обсудить с ребёнком, что его любимые герои и персонажи могут рекламировать нездоровую еду и напитки. А для детей учителя советуют пользоваться поисковой системой Kiddle, аналог Google, где меньше шансов, что в поиске попадется мат или порно. Я нашла, что в России по этому же принципу работает Яндекс Семейный. Надеюсь, эта информация поможет вам продлить детство вашему ребёнку.


Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.