Статьи

Домашний детский садик. Из опыта работы

Содержание:

Решение о том, что ребенку нужен детский сад, принимается в разных семьях по-разному. Мы не будем рассматривать ситуацию, когда без этого довольно полезного общественного изобретения обойтись нельзя, иными словами - дома за ребенком присматривать некому. В этой ситуации лучше почитать другую статью - о пользе общественного воспитания.

Я же хочу рассказать, почему решила создать домашний детский садик для своих младших детей - Игоря (три с половиной) и Юли (два с половиной года).

К содержанию

Почему мы не пошли в обычный детский сад?

В первую очередь потому, что это совершенно не нужно детям двух и трех лет от роду. Если ситуация позволяет маме остаться дома, то лучше отказаться от садика. Из самых важных причин такого отказа назову здоровье: физическое и психическое.

Думаю, никому не надо рассказывать о том, что детский сад для малышни - это источник самых противных болячек типа ОРЗ и ОРВИ, а значит, бесконечных насморков, кашлей и других неприятных расстройств. Боление ими, увы, иммунитета не формирует (это краснухой можно переболеть и получить стойкий иммунитет), напротив, его расшатывает. А постоянная необходимость сидеть дома на больничном сводит на нет мамины старания выйти на работу.

Есть еще один немаловажный отрицательный фактор - многолюдность. Уверенность в том, что нахождение двухлетнего малыша в компании еще как минимум десятка таких же - это обязательное условие гармоничного развития и социализации, по меньшей мере, вызывает удивление. Попробуйте с восьми утра до пяти-шести вечера жить бок о бок с таким же количеством друзей и подруг: поели, поиграли, погуляли (если погода позволила и нянечка в группе есть), поели, поспали, поиграли, погуляли… Усталость и психическая нагрузка гарантированы, а вот пища для пытливого ума, возможность что-то делать в своем темпе и режиме - этого быть в саду не может. И так ежедневно. Думаю, вам вряд ли понравится такая перспектива, даже при условии, что вы очень компанейский человек.

Многие мамы с удивлением отмечают, что малыш, который дома с трудом укладывался на дневной сон, спит в саду. Причем засыпает именно в режимное время - после часа дня. А дома такое чудо возможно только после трех. Но никакого чуда нет - усталость берет свое. Хотя чаще приходится слышать о том, что малыши не могут заснуть в саду или засыпают под самый конец тихого часа, потом добудиться уснувшего вояку невозможно, а дома возникают немыслимые сложности с тем, чтобы уложить детку спать на ночь.

В нашем случае дополнительными причинами отказа от садика были противопоказания у трехлетнего Игоря. Он совершенно не выдерживает компании даже из пяти-шести шести человек - ему трудно сосредоточиться на ком-то одном, чтобы спокойно играть, он быстро утомляется, и будучи по натуре ярко выраженным лидером, с трудом переживает не только ситуацию, что кого-то не удалось за собой увлечь (а в детской компании трехлеток это вообще очень сложно), но и ситуацию, когда нужно выполнять прямо поставленное задание (иными словами, типичное занятие в детском саду).

Нарушениями это назвать, пожалуй, нельзя, а вот специфическими чертами, с которыми нужно считаться, признать пришлось. Таким образом, передо мной встала задача - создать условия для мягкого вхождения в коллектив, и что еще важнее - для формирования навыков, необходимых для обучения. Вариант с хождением на развивающие занятия или в группу кратковременного пребывания рассматривался, но был отвергнут по причине многолюдности (группы по шесть-семь человек) и из-за явного игнорирования Игорьком подобных занятий. Он просто отказывался принимать участие в каких бы то ни было групповых играх или занятиях, выполнять задания педагога.

Итак, решено: в сад мы не идем.

К содержанию

Зачем нужен был детсад дома?

Но мне, как и любой маме, хотелось, чтобы дети учились самостоятельности, самообслуживанию, привыкали к тому, что мама хоть и рядом, но им не принадлежит безраздельно (работая дома, очень нуждаешься в том, чтобы детки понимали это). Так появилась идея попробовать себя в качестве домашнего детского сада - пригласить к себе еще детей (одного или двух), предоставив им свою компанию, попробовать свои силы в работе с группой малышей. Для погодок, коими являются Игорь и Юля, проблема общения, навыков налаживания взаимоотношений не стоит так остро, как это обстоит в семье, где малыш воспитывается один (старшие дети школьного возраста, увы, тоже не решают этой проблемы). Однако мне казалось, что знакомство с другим маленьким человечком достаточно плотно, но в то же время дозировано необходимо им. И в целом я не ошиблась.

Но сначала несколько слов о том, чем руководствовались родители трехлетнего Саши, который ходит в наш в садик вот уже три месяца. Во многом ими владели те же мысли об отсутствии пользы в обычном детском саду. Плюс беспокойство о том, что очень развитый для своих трех с небольшим лет Саша будет с трудом вливаться в коллектив. Ему сложно наладить контакт с ровесниками (со старшими он очень легко находит общий язык), мальчик болезненно воспринимает критику или замечания, чужой успех или первенство над собой (вполне понятно при его опережающем развитии). С точки зрения родителей, он просто не готов к саду - к резкому переходу от единоличного владения миром к коллективному.

Что же дает нам наш маленький детский садик? Кстати, и мы, и Саша так и называем это мероприятие - детский сад.

Конечно, домашний детский сад - это идеальное условие для усвоения элементарных правил взаимодействия. Необходимость поделить игрушки, договориться о ходе игры, научиться уступать или, наоборот, добиваться своего мирным способом. Научиться воспринимать друг друга, научиться принимать чужую точку зрения, принять отношение к себе, к своему поступку.

Общаясь и занимаясь вместе, дети получают возможность сравнить себя с другим - это мощная дополнительная мотивация к развитию, расширение кругозора, освоению новых навыков и умений. Так получилось, что мальчишки оказались полной противоположностью друг другу по типу мышления. Там, где Саша все посчитает и задаст тысячу и один вопрос, Игорь сочинит фантастическую историю, напридумывает новых образов и выдаст что-то совершенно уже свое. Такой тандем в их возрасте - замечательный способ стимулировать для одного развитие фантазии, для другого - внимательное отношение к миру, его точным формам и логике.

Первый коллектив - это первые уроки дружбы и взаимной привязанности. Малыши учатся делать друг другу приятные подарки, заботятся друг о друге, переживают. Так, поначалу двухлетняя Юля не воспринималась "большими" мальчишками как равноправный партнер в играх, но со временем у нее с Сашей наладился хороший контакт. Они явно похожи по темпераменту, имеют сходные привычки и предпочтения - и теперь игры строятся довольно ровно: есть смена партнеров, у каждого есть возможность поиграть одному и в паре. Хотя стоит отметить, что трое - это не самое удачное число малышей. Иногда явно не хватает четвертого. Однако нужно помнить, что домашние условия не всегда позволяют увеличить количество деток.

Домашний детский садик - это полезная затея и для мамы. Если вашему малышу больше двух лет, он достаточно самостоятелен, но вы по привычке одеваете его и кормите с ложки, то приходящие три дня в неделю еще два-три малыша позволят развить навыки самообслуживания. Создадут условия для мягкого отучения от чрезмерной привязанности к маме и выравнивания собственного графика жизни. Работа с несколькими детками обогащает домашнюю воспитательную ситуацию новыми сюжетами. Наконец, детский коллектив из трех-четырех малышей - это прекрасный повод заинтересовать домашними уроками педагога по музыке, рисованию, английскому языку.

Рассказ о том, как все у нас организовано, начну с того, что определю возраст - речь идет о детях от двух с половиной лет до трех.

К содержанию

Режимные вопросы

Самое, пожалуй, важное - это решить для себя все организационные и режимные вопросы. Пригласить к себе ребенка, образ жизни которого принципиально отличается от вашего, - это погубить саму идею домашности садика, так как мягким этот переход к коллективному воспитанию и обучению уже не назовешь.

Как строится наш день?

Собираемся мы в девять часов утра.

До десяти все трое с удовольствием играют, могут иногда стихийно порисовать или полепить в детской. В десять - плотный завтрак.

Следующий час с десяти до одиннадцати может быть посвящен играм, если ребята увлеченно что-то строят, разыгрывают какой-то сюжет (играют в домик, рыбалку, лодку и т.п.), занялись по собственной инициативе развивающими играми - конструктор, пазлы, лото или домино и пр.

Может быть другое развитие сценария - мы рисуем красками, лепим что-то из пластилина, решаем сделать аппликацию. Раз в неделю в это время у мальчиков урок музыки - приходит педагог и занимается пока с каждым отдельно по полчаса. Раз в неделю (не реже) я обязательно провожу игровое занятие, на котором постепенно ввожу элементы гимнастики для развития подвижности суставов, растяжки, а также пальчиковые упражнения.

В одиннадцать мы отправляемся гулять. Немаловажным моментом воспитания для ребят является процесс одевания. Постепенно, глядя друг на друга, все трое начали одеваться самостоятельно, без каких бы то ни было принуждений с моей стороны - просто очень гулять хочется.

В час дня мы возвращаемся домой, смотрим мультфильм, пока готовится и накрывается обед.

К двум часам дети сыты и нагуляны до осоловелости. Кстати, кушают детишки ровно столько, сколько им того надо - никаких уговоров или принуждений. Наелся - свободен, но перекусов у нас нет. Только питье.

В начале третьего готовятся кроватки и выбираются книжки. Все усаживаются и укладываются поудобнее, и мы читаем любимые сказки, рассказы и стихи. После получасового чтения (в три часа) Саша остается в "своей" комнатке, а остальные малыши удаляются в свою. Дело в том, что Саша спит днем, а Игорь и Юля - нет. Решить проблему удалось благодаря наличию отдельной комнаты и достаточно сильной Сашиной потребности во сне - полежав немного в одиночестве, он непременно уснет. Воспитательская задача заключается в том, чтобы обеспечить тишину на ближайшие полчаса - Игорь и Юля тихонько лежат в своих кроватках и слушают чтение. Этот момент особенно ценится мной: тихий час малышам нужен, а вот спать днем они перестали очень рано. Присутствие Саши, его сон дисциплинируют нас троих - отдыхаем тихо, пусть и без сна.

Тихий час длится до половины пятого. Неспящая команда в это время тихо переходит от чтения и разглядывания книжек к тихим играм, а потом и к полднику, к которому присоединяется проснувшийся мальчик.

К шести часам заканчивается наш рабочий день: мы выходим на вечернюю прогулку, во время которой Сашу забирают домой.

К содержанию

Что мы едим

Питаются малыши приготовленной мною пищей.

На завтрак - овсяная или четырехзлаковая каша, хлеб с маслом, сок, компот или чай, фрукты.

Обед - обязательно суп (овощной, лапша, с фрикадельками и др.), иногда второе (мясо, котлеты, картофель, рис, гречка), компот и что-то из сладкого (печенье, пряник).

Полдник - запеканка, печенье, фрукты, сок или чай.

Все блюда из тех, что готовятся быстро или могут быть приготовлены заранее. Много съедается фруктов, много пьется сока, компота или морса. Конфеты и прочие вкусности чаще всего рассматриваются в качестве награды или поощрения, реже играют роль успокоительного.

Естественно, необходимо выравнивание меню по вкусам всех членов садовского экипажа. Однако не забывайте о том, что садик - это средство социализации деток, т.е. мягкого, но все-таки приучения жить по правилам общества; формирование умений подстраиваться и спокойно принимать то, что может быть не очень приятным. Поэтому я сама спокойно отношусь к тому, что кто-то из детей по своим внутренним причинам отказался что-то съесть. Но и готовить дополнительно, беспокоиться о том, что кто-то остался голодным, я не буду - еда на столе, если голоден, можешь кушать, а пропущенные в обед котлеты или не съеденная в завтрак каша - это не смертельно, а может быть, даже нужно в данный момент.

К содержанию

Программа занятий

Заранее спланированными являются занятия музыкой, т.к. они связаны с приходом педагога, и обязательные еженедельные занятия физкультурой, в которой есть упражнения на развитие координации, пальчиковые упражнения - они требуют систематического повторения для усвоения. Как это происходит: во время утренней игры я предлагаю поиграть в одно из упражнений. Все они сюжетные, сопровождаются стихами, речевками или рассказом и потому плавно вливаются в общий фон игрового часа. Детки включаются в занятие не обязательно все сразу, но чаще всего упражнение делают все.

Все остальные занятия не спонтанны, а как бы растворены в обиходе. То есть для меня - это довольно обдуманные и последовательные действия, построенные на естественных наблюдениях за живой и неживой природой, окружающим миром, стимулирующие наблюдательность, способность к анализу, развивающие речь ребят. Внешне все выглядит как бесконечная игра дома или на улице - или режимные моменты одевания-раздевания, собирания игрушек, накрывания на стол и кормления, умывания или мытья рук. А на деле ребята постоянно что-то открывают новое: новые возможности своего тела, новые материалы и их особенности, новые предметы и формы.

На прогулке детям предоставляется право самим договориться, как гуляем: остаемся на площадке около дома, идем на какую-то другую конкретную площадку или просто отправляемся бродить по микрорайону. Обязательными для прогулки являются только подвижные игры, но, как правило, принуждать никого не приходится, да и напоминать тоже: догонялки, футбол, катание на санках, прыжки, гонки паровозиком - это и многое другое всегда встречается всеми с радостью.

Стоит также отметить большую нашу любовь к упражнениям на координацию: ходим по бревну или тротуарному камню, прыгаем в классики (на двух ножках пока), перешагиваем из кружочка в треугольник, нарисованные на асфальте мелом. Любим подтягиваться, лазать по металлоконструкциям, причем важным в этом случае становится умение ждать своей очереди - ведь без страховки ничего опасного делать нельзя.

С периодичностью раз в неделю, если любознательные детки не захотели чаще, на улице проводим исследования: то листья, кора, ветки, семена деревьев, то ручьи и лужи, то камушки - обязательно попадется что-то для смелого эксперимента или подробного обсуждения.

Мы много читаем (сказки, рассказы о детях, стихи) и немножко обсуждаем прочитанное, невзначай выучиваем что-то из полюбившихся стихов наизусть, поем и слушаем музыку. Рисуем красками (акварель, гуашь) свободно, т.е. то, что хочется и как получается, раскрашиваем (распечатанные на принтере раскраски), лепим (самостоятельно и на заданную тему), клеим (естественно, аппликация готовится мною заранее: нужно выбрать сюжет, вырезать формы для наклеивания, иногда используем и рваную технику).

Из любимых занятий можно назвать еще лото, самые различные игры на логику и внимание: "Что пропало?" или "Что изменилось?", квадраты и кубики Никитина, пазлы-флексики, шнуровки и все виды конструкторов. По желанию детей, мы можем позаниматься "в школе": по пособиям "Школа семи гномов", с палочками Кюизинера. Но это скорее игра, а не урок, и системного характера у этих занятий нет.

О том, как все это удалось организовать, мы расскажем в следующей статье.

 

Отзывы пользователей
Предыдущие | Следующие
Екатерина | 14.02.2012

Добрый день.Меня зовут Екатерина.Мне 26.В данный момент в декрете.Помогу,посижу с ребёнком (от 1,5) в любой будний день за 100р/час или договоримся)У самой ребёнок,мальчик 1,8. 3-х комнатная квартира.Живу рядом с лесом,где прекрасный парк и детские площадки.Если вам удобна территориально,и нужна срочна присмотреть за ребёнком,обращайтесь.Думаю данное предложение очень актуально в наше время.Давайте будем полезны друг другу.Фотографии комнат и т.п. отправлю по почте по вашему желанию. м.Первомайская ВАО efremovaecaterina22@rambler.ru Спасибо) ) )

Лаврентьева Наталья | 14.03.2011

Добрый день! хотим попасть в домашний либо частный детский сад. Дочке 2 года.м. Преображенская площадь. рассмотрим любые варианты. тел. 89268137541, Наталья

Асонова Екатерина | 03.11.2010

Оксана, добрый день! Не могу отправить Вам письмо на майл, поэтому располагаю ответ здесь. Клиенты для моего садика нашлись сразу, как только я высказала предположение о том, что хорошо бы было мне этим заняться. Коммерческим проектом садик не был (я устраивала садик исключительно для решения вопросов воспитания и развития собственных детей) - устно договорились обо всем с мамой нашего первого клиента, остальные "встраивались" в сложившуюся систему (в разное время к нам приходили от 1 до 3 деток, на полный день или только до обеда). Для заработка, на мой взгляд, выгоднее организовывать развивающие занятия в мини-группах, а не садик полного дня.

Казакова Оксана | 01.11.2010

Вот спасибо за вашу статью! Умница мама! Я уже несколько месяцев думаю об этом. У меня двое детей старшей доченьке 7лет, нынче в первый класс пошла, а маленькому 1г 3мес. Одна поднимаю детей. Пытаюсь построить свой маленький бизнес, сначала, чтоб с голоду не умереть, а теперь он от меня требует все большей и большей отдачи и я поняла что кто - нужен детям кроме меня. Кстати, я не углядела в вашей статье и намека на оплату пребывания других детей у вас. Есть какая - то фиксированная сумма денег за это с их родителей? Идея была рядом (я имею в виду домашний садик), но как то не решалась. Ещё вопрос... Как вы нашли других детей? Давали объявление, или по знакомым, или еще как? Хотелось бы пообщаться на эту тему более подробно, если вы не против... С Уважением Казакова Оксана!

Иванова Елена | 07.02.2010

Здравствуйте!Я уже 2 года работаю няней в разных семьях и соответственно есть опыт да и образование у меня педагогическое.Много слышала о домашних детских садиках и подумала открыть у себя дома тоже небольшую группу детей от 2 до 4 детей правда не знаю с чего начинать и было ли вам сложно?Может подскажите с чего начинать?Была бы вам признательна!

Татьяна | 02.02.2010

А к вам в садик уже не попасть? Может вы подскажете как можно найти такие садики, каким способом искать и где? Я вот уже с ног сбилась, нашла только вас пока и этому рада. Нам срочно нужен садик домашний, а найти не получается пока. У меня нет знакомых с детьми в Питере, мы приезжие. Буду рада если что-нибудь подскажете. Заранее спасибо.

Шакимова Гульбану | 09.01.2010

привет!Это Гульбану!Напиши мне!

Шакимова Изатима | 04.12.2009

Очень интересно и живо написано.Вы сделали то,о чем я думаю.

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.