Статьи

Домашний детский садик. Как его организовать

Так сложилось, что первым серьезным опытом приобщения к коллективу для моих младших детей стал домашний детский садик, возникший у нас дома.

Содержание:

Так сложилось, что первым серьезным опытом приобщения к коллективу для моих младших детей стал домашний детский садик, возникший у нас дома. О том, почему это случилось, а также о плюсах подобной формы работы с малышами 2-3 лет, мы уже рассказали. Сегодняшняя статья для тех, кому интересна организационная сторона дела.

К содержанию

О чем нужно побеспокоиться заранее

Организовывать надомный детский сад — во многом вопрос не столько программного обеспечения, сколько материального. Присутствие нескольких деток определяет необходимость в достаточном количестве всех предметов, которые могут быть использованы в обиходе, в игре, на занятиях. Естественно, нужно побеспокоиться о том, чтобы все это не создавало дополнительных проблем: кому какая чашка достанется, почему ей/ему дали именно эту вилку, как рисовать втроем или вчетвером, если кисточек только две.

Итак, кратко перечислим то, что может понадобиться для организации быта детского сада — нужны одинаковые комплекты для каждого ребенка + комплект для воспитателя.

Посуда: одинаковые тарелки, чашки, вилки и ложки, стаканы, коктейльные трубочки, поильники, если дети ими пользуются (лучше иметь для всех, т.к. пример одного бывает заразительным).

Гигиена: горшки или насадки на унитаз, полотенца, салфетки, бумажные носовые платки, влажные салфетки для вытирания рук на улице или после работы пластилином.

Материалы для творчества: карандаши, кисточки, непроливашки для воды, краски (наборы акварельных, комплекты гуашевых или палитры для их выдачи юным художникам), фломастеры, бумага для рисования, ножницы, пластилин и подставка для работы с ним + все то, что привыкли использовать (стеки, ножи, скалки, формочки для выдавливания), цветная бумага и картон, природный и др. материал для творчества.

Раскраски: можно купить одинаковые альбомы, а можно пользоваться сайтами с картинками для раскрашивания и просто распечатывать нужное количество.

Развивающая литература. Если планируется проведение занятий по рабочим тетрадям (издательства «Карапуз», «Мозаика-Синтез», например, выпускают неплохие пособия для малышей двух-трехлетнего возраста), то их подбор и покупку тоже нужно совершить заранее. А вот книг для рассматривания достаточно иметь по одному экземпляру — в руках взрослого их может рассмотреть каждый малыш.

Игрушки для комнаты. Машинки большие и маленькие, самые разные куклы и мягкие игрушки для сюжетных игр, мячи, конструкторы (не менее трех видов), детская посуда, настольные игры (лото, домино, различные карточки, наборы кубиков с картинками, пазлы, мозаики — по числу детей!), музыкальные игрушки, кубики и другой строительный материал, шнуровки.

Игрушки для улицы. Ведерки и лопатки, совочки — по числу детей. Формочки, баночки и кастрюльки для песочно-уличных игр, трактора, самосвалы, грейдеры и катки и другая игрушечная техника для земляных работ. Мячи (у нас зачастую для футбольных забав с успехом используется пустая пластиковая бутылка) и другие игрушки для активного гуляния (ракетки, колеса и т.д.). Мел. Недавно приобрела замечательные санки, на которые можно свободно посадить троих малышей — деревянные! Продолжение списка зависит от репертуара прогулок, который в свою очередь определяется особенностями мест прогулки.

Книги. Перечислять все книги, которые можно и нужно почитать детям в детском саду — это описание полноценной домашней детской библиотеки. Пожалуй, это тема для отдельной статьи. Ограничимся общими рекомендациями с примерами. Итак, могут быть полезными

  • книжки-картинки для рассматривания и самостоятельного рассказывания (знакомые сюжеты типа «Репка» и «Колобок»),
  • книжки-энциклопедии по самому широкому кругу вопросов: животные, транспорт, человек, профессии и занятия человека,
  • стихи и стихотворные фрагменты для заучивания и игр,
  • сказки и волшебные истории в стихах и прозе, рассказы о детях для чтения перед сном.

А также диски или кассеты с детскими песенками, потешками и сказками для слушания во время игры, рисования, использования в качестве ритмичного фона для выполнения физических упражнений. Нужна в работе и хорошая подборка отечественных и зарубежных мультфильмов — например, нужно заполнить неожиданно возникшую паузу или погода совсем не позволяет гулять.

Еще немного об оборудовании. Нужны столик и стульчики для настольных игр и рисования, табуреточки или скамеечки для одевания, вешалки для одежды и подставки для обуви, стол и стулья в кухне, спальные места для всех.

Спортивный инвентарь. Спортивный комплекс (кольца, канат, лестница, перекладина), мат, батут, массажный коврик, мешочки с песком или крупой, обруч для пролезания в него, большой гимнастический мяч, мягкая мишень с шариками на липучках. Это, часть этого или что-то другое, что вы сможете расположить в своем доме и использовать в играх и занятиях.

Приобретая необходимое, ориентируемся в первую очередь на собственного ребенка, т.к. именно ему предстоит делиться своим имуществом: посуду по возможности лучше всего докупить такую же, какая была у вашего малыша, а вот с игрушками так усердствовать не стоит — их просто должно быть достаточное количество. Отдельно замечу лишь, что мячей, машин, кукол должно хватать для общей игры.

К содержанию

Как сформулировать предложение

Итак, вы решили, что такой вариант вам подходит. Теперь нужно сформулировать свое предложение. Если это предложение друзьям, то тут все понятно: такие решения рождаются в общем разговоре, и договоренность обо всем достигается заранее. А как оформить объявление? О чем нужно написать? Первое — это возраст детей и время. Укажите возраст своего ребенка и дайте свободу на полгода младше и год старше. Однако не стоит приглашать деток младше двух лет. Определите количество дней в неделю и временной отрезок. Опишите коротко предлагаемые условия: количество комнат для домашнего садика, предполагаемые занятия (прогулка, игровая, рисование-пение-танцы и т.д.), питание. Продумайте, на каких условиях будут питаться малыши (весь процесс вы берете на себя или частично в нем участвуют ваши партнеры). Подробнее продумывать заранее условия не стоит — все будет зависеть от договоренности с заинтересовавшимися вашим предложением.

К содержанию

Как оформить отношения и о чем нужно договориться детально

Желающие посещать ваш домашний детский сад нашлись — надо оформить отношения. Составьте самый простой договор: перечислите свои условия и попросите свою клиентку перечислить свои. Хотя бы в общих чертах. На что следует обратить внимание:

  • будет ли это вашей индивидуальной коммерческой деятельностью и как вы это оформите;
  • максимально возможное количество информации о семье воспитанника и о способах связаться с ней: имена и фамилии близких, домашний телефон и адрес, телефоны мамы, папы, бабушки, старших братьев/сестер;
  • как будут решаться медицинские вопросы: нужно обязательно составить памятку с информацией о здоровье малыша, договориться о том, как действовать в экстренных случаях;
  • обязательно обсудить и утвердить общий режим садика (время работы, режимные моменты: кормление, сон, занятия).

К содержанию

Подробно расспросите маму о следующем:

  • что и как кушает ребенок;
  • как ходит в туалет, как относится к «неожиданностям» и «авариям»;
  • как одевается дома (не что умеет, а как это реально происходит);
  • особенности обихода (мытье рук, переодевание в домашнюю одежду, другие интимные вопросы);
  • может ли возникнуть на что-то аллергия, негативная реакция;
  • как относится к прогулкам, гуляют ли с ним в любую погоду...

Старайтесь побольше рассказать о своих взглядах на процесс домашнего воспитания, об укладе вашей семьи. Подробно опишите планируемые занятия и внимательно выслушайте реакцию.

Важно помнить, что ваша задача не только принять ребенка в свои условия, но и каким-то образом сделать их удобными для всех детей.

К содержанию

О некоторых сложностях

Первый этап знакомства и адаптации может протекать немножко шумно, неровно: всем нужно привыкнуть к новым условиям. Не бойтесь честно и искренне признаваться детям в том, что вам тяжело. Дети — чуткие существа, они постараются вам помочь.

Комфортнее всего знакомиться и учиться вместе играть на улице — на нейтральной территории.

В садике постепенно должен сложиться некий общий уклад — подстраивание друг под друга, вырабатывание общих правил. Например, ходим босиком или в тапочках-туфельках, пьем из стаканов или поильников.

Ну, и самое неприятное — возникновение недовольства или непонимания.

Как правило, такой садик возникает в среде знакомых. Бывает, что дети уже знают друг друга, а мамы имели время убедиться в схожести домашнего уклада. Либо случайно нашедшие друг друга родители (чаще мамы) уже с первых минут знакомства задают друг другу именно те вопросы — вопросы о самом главном для себя, — которые позволяют очень быстро сориентироваться в доверии/недоверии, приемлемости/неприемлемости условий.

Если же возникают какие-то недовольства, замечания, важно оценить их «качество». Бывает, они носят справедливый характер — в жизни бывает всякое — и нужно отнестись к ним, как к должному (в нашем случае это был выговор мамы о пижаме, которую надо обязательно надевать во время дневного сна). Но бывает, что претензии «сигналят» об общем недовольстве и неприятии ситуации, а это значит, что садик не выполняет своей главной задачи — мягкая адаптация к жизни в условиях коллектива, вне пестования и домашнего баловства. Увы, это повод для расставания или серьезного пересмотра отношений.

К содержанию

Еще раз о том, что на деле оказывается важным

Задумывая открыть детский сад на дому, важно понимать, что наибольшая психологическая нагрузка выпадет именно твоему ребенку. Маленькому человечку двух-трех лет от роду очень сложно делить маму с другими детками, особенно в ситуации, когда мама рядом, НО почему-то внимание свое уделяет исключительно вот этим — другим — детям (поначалу с приходящими малышами приходится возиться очень много). Если к вам сразу начинают ходить двое-трое детишек, то есть смысл рассмотреть вариант постепенного привыкания: сначала в садик ходят детки со своими мамами, например, чтобы процесс освоения новых бытовых условий был легче.

Напомним нюансы и тонкости налаживания межличностных контактов:

  • научиться играть вместе и подружиться легче всего на прогулке;»
  • в доме должно появиться особое, детсадиковское, пространство — инвентарь, игрушки, пособия, которые уравнивают малышей;
  • проведение взрослым игр и занятий — обязательное условие формирования мини-коллектива;
  • однако любая стихийная (то есть возникшая по инициативе детей) совместная игра дороже самых полезных занятий и уроков.

Распорядок дня — это не раз и навсегда утвержденное расписание, а постепенно формирующееся средство совместного комфортного бытования. Когда и сколько гулять, когда кормить, как кормить и как укладывать спать, когда нужен мультик, когда проводить занятия — ответы на эти вопросы появляются сами собой в первые недели работы садика. Все должно быть предельно рационально и комфортно, т.е. решать те или иные проблемы и сложности, а не создавать их.

Важно понимать, что петушиные бои, слезы и нытье — это, в первую очередь, борьба за внимание взрослого. Регулируйте ситуацию отлаживанием самих механизмов взаимодействия: чуть чаще читаем книжку или играем вместе в лото, рисуем или лепим, покрепче обнимаем и кувыркаемся, просто на словесном уровне чаще подтверждаем свое внимание к переживаниям и нуждам.

Для поддержания благоприятной дипломатической обстановки на родительском уровне стараемся помнить о том, что каждый родитель вправе сам определять характер и методы воспитания своего ребенка, а воспитатель в садике — это лишь эпизод в жизни малыша, а потому нужно сделать так, чтобы он гармонично вписался в картину мира ребенка. Иными словами, старайтесь гармонизировать взаимодействие своего садика с семьей — принимайте деток и, главное, их родителей такими, какие они есть, не взваливая на себя бремя их перевоспитания. Ваша задача только обеспечить благоприятную обстановку в садике.


Отзывы пользователей
Предыдущие | Следующие
Алия | 03.02.2014

У меня двойняшки девочки 6мес.хочу тоже открыть мини дет.сад.Помогите правильно юрид. оформить .какие есть нюансы

елена | 07.07.2013

Екатерина,большое спасибо за статью. Могли бы вы меня сориентировать меня, как оформить все это юридически правильно? Заранее благодарна. Елена.

Сергей Ларин | 21.06.2013

Спасибо за информацию. Присоединюсь к предыдущим просьбам, Екатерина , скиньте, пожалуйста, информацию по юр. оформленмю мини- садика, налогообложению и трудовым отношениям, пожалуйста .

Татьяна | 11.04.2013

Екатерина, очень полезной оказалась Ваша статья! спасибо! Все предельно ясно и понятно. Я сама многодетная мама ,но мои детки выросли в то время ,когда не бело такой острой проблемы с дет.садами. А вот внучата.... вот и решила я рискнуть и открыть дет.сад на дому. Есть огромная любовь к детям -это самое главное в работе с детками! А теперь еще есть и огромное желание с вами пообщаться.Ведь всегда найдутся моменты ,на первый взгляд,пустикоаые,но начинаешь думать о них и понимаешь,что нужен совет специалиста. Буду вам очень благодарна,если не откажите в помощи.Спасибо!

Охичева Ольга Михайловна. | 04.04.2013

И мне , Екатерина , скиньте, пожалуйста, информацию по юр. оформленмю мини- садика, налогообложению и трудовым отношениям, пожалуйста . С уважением Ольга Михайловна.

Пасько Ольга | 28.07.2012

Давно имею желание открыть домашний детский сад поделитесь как решить юр. вопросы в данной области ......

alex | 21.06.2012

Спасибо! заинтереcовали! поддержу тему про книги: нашла тут (motorika-center.ru/index.php/filialy) хорошую подборку книг по развитию малышей, творчеству, развитию мелкой моторики

dekopatop | 21.06.2012

мы тоже организовали детскую домашнюю студию: http://moskvella.livejournal.com/

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.