Статьи

Как развивать ребенка. Дошкольники. Часть I

Что такое творческое мышление и что делать (не делать) для его развития?

Мы начинаем рассуждать о том, что происходит в развитии личности в возрасте примерно от трех до шести лет.

В младенчестве (0-1) главный вопрос: как этот мир относится ко мне? В раннем детстве (1-3): как я могу взаимодействовать с этим миром? В период дошкольного детства основной вопрос: как я могу преобразовать этот мир?

Эпоха дошкольного детства — расцвет творческого мышления. Именно сейчас можно либо дать толчок креативности на все последующие этапы, либо заглушить естественное желание ребенка созидать. Как мы знаем из предыдущих серий — не нужно ничего специального, чтобы у ребенка появилась тяга к творчеству. У здоровых нормально развитых детей она заложена от природы, нужно только не мешать ребенку и предоставлять ему возможность проявить эти способности.

В дошкольном возрасте действует тот же принцип подражания как главный инструмент научения (ребенок следит за мамиными-папиными действиями и пытается их повторять). Но ребенок впитывает все, что видит перед собой, а не только действия в смысле "действия с предметами". Иногда это не очень радует — например, ребенок очень точно копирует наши интонации (не в самом лучшем настроении).

Точно тот же принцип работает в сфере любых творческих занятий. То есть естественный подражательный "рефлекс" у ребенка плюс незыблемый авторитет взрослого в этом возрасте плюс нормальная человеческая лень идти самым менее затратным путем. Когда все эти слагаемые складываются, ребенок запечатлевает шаблоны на всю жизнь. Нет, я не имею в виду только рисование и желание мамы показать, как надо рисовать зайчиков. Я говорю в общем, о принципе работы — если мозгу незачем напрягаться, он с удовольствием будет работать в экономичном режиме.

Творческое мышление применимо не только тогда, когда ребенок сидит и рисует. Это, как я уже сказала, основополагающий принцип: желает человек преобразовывать нечто вокруг себя, для себя, в себе или нет. Мы имеем это на многократных примерах взрослых: "Ой, мне так плохо, у меня так плохо, все так плохо..." Ну вот, пожалуйста, действуй! Ты же можешь это изменить! "Ой, мне так плохо, а вы — действуй... а мне так плохо, так плохо, все так плохо...". Это глубокая внутренняя позиция осознания себя либо творцом, либо созданием. И от этого зависит в будущей жизни не только сфера рукоделия.

Собственно говоря, на чем зиждется это самое творческое мышление? Вообще, какое оно — мышление — в данном возрасте?

В возрасте от "трех до шести" мышление образное. Как строится образ? Для построения образа нужны следующие условия:

  1. Эмпирический опыт. Ребенок не может вообразить предмет, который никогда не видел. То есть взрослому можно дать определение некоего незнакомого предмета, и по определению он сконструирует представление. Для ребенка в объяснении каждое слово должно быть прежде знакомым по опыту предметом, иначе представление не сформируется.
  2. Абстрагирование от конкретного предмета. Для младенца слово "стул" означает конкретный стул, который он видит в комнате. Позже он сделает открытие: предмет в чужом доме тоже "стул", хотя не похож на "наш". При знакомстве с множеством похожих предметов происходит абстрагирование от конкретного и формирование понятия: "стул" это не только у нас и у бабушки, это вообще такой-то предмет с такими-то качествами.
  3. Овладение речью (здесь замкнутый круг: чтобы ребенок понимал слово, он должен ознакомиться с самим предметом, то есть пройти первый пункт).
  4. Развитие воображения (у здоровых детей с этим все в порядке изначально, и ничего не нужно делать для).

То есть после того, как исследован сам предмет (вспоминаем, что такое "исследован" для ребенка — это не на картинку посмотреть!), после того, как усвоены его общие характеристики и его название, ребенок может представить себе его образ даже без физического подкрепления (в комнате нет стула, но ребенок по вашим словам представляет стул).

Причем тут творческое мышление? При всем. Особенно — при пункте первом. Почти все "развивающие методики" направлены на вербализацию процесса обучения и лишают ребенка исследования собственно объектов изучения.

Я надеюсь, что эта "умная фраза" была понятной. Ребенку дают кучу вербальной (словесной) информации, которая перегружает его мозг (он упрямый, умеет работать на основании информации кинестетического канала). Для того чтобы включилось мышление, ребенку нужно построить образы — оно образное, ну, никуда отсюда не деться, даже если очень хочется! Чтобы построить образы — ребенку необходим практический эмпирический опыт. Все, круг замкнулся, можно "развивать" сколько угодно разными "развивалками", которые никак не цепляют самое главное — способность мыслить, ибо главный механизм (работа с образами) не может быть запущен.

Это относится прежде всего к компьютерным обучающим программам для дошкольников — полностью обездвиженный ребенок, у которого отключен основной канал восприятия, и только нужно нажимать одним пальчиком на мышку.

Вы видели, как дети начинают писать? Нет, не замуштрованные дети в школе раннего развития. Ребенок валяется на полу, задирает ноги и что-то калякает в криво удерживаемой тетрадке. Да, попутно подгрызая карандаш. Знакомо? Это потому что его мозг хочет работать. А если ребенка посадить "по стойке „смирно“ за стол", то мозг работать не сможет!

Второе: все программы (обучающие пособия на карточках туда же) дают мозгу "пюре" — готовые образы. Все! Мозг совершенно свободен.

Но! Ведь даже готовыми образами можно оперировать, ну дайте хотя бы последнее действие сделать несчастному мозгу! И этого нельзя: в прописях и тетрадках заранее установлено, что, как, куда и зачем обвести, наклеить и заштриховать.

То есть что мы имеем: готовый, спущенный сверху образ (мозг не работал) плюс шаблонное готовое действие (мозг не работал). Что мы развивали? Умение сидеть на попе за партой?

Там, где ребенок может самостоятельно исследовать — ему необходимо давать такую возможность. Все очень волнуются, что тогда ребенок не освоит грамоту и счет. Я могу сказать на личном опыте, что ребенок, которому не спускают заранее готовые правила, очень легко осваивает все перечисленное хотя бы потому, что ему не ставят границ в исследовании. При подаче готового материала у ребенка будет "потолок", выше которого стремиться не нужно.

До чего ребенок может дойти сам — пусть дойдет сам. Например, вы сказали, как называются числа от одного до десяти (этого он сам придумать не может). Но не сказали, что один и один это два — ребенок отлично выведет сам принципы сложения и вычитания, на практике, а не на бумажке! Принцип такой: чем глубже были исследованы "азы", тем легче и эффективнее будет обучение на гораздо более поздних этапах (да, когда будут интегралы и векторы). Собственно, этот возраст требует выдачи инструментов, а уж как ими действовать — ребенок сам разберется (я имею в виду инструменты познания).

Развитие ребенка в интеллектуальной сфере можно представить, как раскручивающуюся карусель: при первых толчках движение крайне медленное и тяжелое, потом быстрее, потом еще быстрее, потом мелькает-мелькает-мелькает... Поэтому не нужно нервничать на этапе исследования предметов — пусть ребенок сидит там, сколько нужно. Он вырастет, поверьте, его мозг тоже будет расти и развиваться. Следовательно, перейдет на другие этапы, когда просто потрогать и полизать предмет уже недостаточно.

Так же обстоит дело с детскими вопросами "почему?". Мы слишком торопимся прочитать ребенку энциклопедию и показать документальные познавательные фильмы. (Я сама использую ролики "Дискавери" очень ограниченно и тогда, когда никакими другими способами не справиться, то есть не показать мне в жизни производство бумаги, но декоративную бумагу сделать самим можно). Родительский ответ на детские "почему?" должен побуждать ребенка мыслить дальше, а не "отстать, замолчать и читать энциклопедию".

Теперь вернемся к образам. Как я уже написала, они формируются на основе реально виденных и исследованных предметов. То есть чем больше у ребенка возможности исследовать пусть несколько образов, тем лучше для работы его мозга. Еще проще: если вы можете на прогулке ежедневно (ну, регулярно) исследовать листики, палочки, гусеницу и муравьев, для мозга это все перетянет пассивное наблюдение на экране тысяч "развивающих программ" и любых научных фильмов. Потому что чем глубже исследован один предмет, тем богаче образ. Но ни в коем случае не "чем больше пассивно усвоенных образов, тем лучше". Ценность образа именно в том, чтобы мозг с ним работал. Работать он будет при условии опоры на двигательный канал — вспомните "замкнутый круг" и успокойтесь, что у вас мало вокруг объектов для исследования...

Из всего вышесказанного, надеюсь, станет понятно, почему я так против шаблонов в рисовании — как раз в рисовании ребенок получает уникальную возможность сгенерировать свободный образ и как угодно управлять им. Совсем хорошо — если появляется "рисунок-игра", когда ребенок во время рисования как бы играет с сюжетом и персонажами: "А теперь девочка ушла в домик (закрашивает девочку), а там она чай пила (в окне появляется мазня, символизирующая девочку с чаем), а потом спать легла..." и т.п.

Понятное дело, что сюжетно-ролевая игра — тоже благодатная почва для создания образов. Чем больше ребенок получает готовых игровых предметов (различные игрушечные аксессуары), тем меньше мозг должен работать, и наоборот. Если в доме много игрушек — стимулируйте ребенка играть в то, чего у него нет и что невозможно поставить в виде готовой игрушки. Есть все для игры в "домик" — играйте в путешествия и пиратов. Чтобы вдохновиться — можно почитать какую-нибудь увлекательную книжку, дети отлично проигрывают прочитанное.

Чем сложнее закручен сюжет в игре и чем больше дополнительных персонажей (не реальных игроков, а вымышленных персонажей) он вводит — тем лучше у него работает мышление. Если игра слишком примитивна — сдвигайте с мертвой точки, предлагая варианты развития сюжета и "бросая" в интересный момент — пусть сам ищет решения для дальнейшего развития. (Играют в принцесс — предложите построить новый дворец, намекните, что крышу можно сделать из красивого покрывала, и пусть дальше сами.) Главное — умеет ли ребенок видеть невидимое? Умеет ли он искать образы и там даже, где их нет? (Классика: на что похожи облака? Ест ребенок: "Мама, смотри, в помидорке сердечко!" и т.п.). Чем свободнее он придумывает свои образы и чем свободнее ими оперирует — тем лучше сейчас строится его мышление, которое не всегда будет образным — потом оно станет логическим. Но! Его привычка работать и широта применения строятся сейчас!

Продолжение следует.


Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.