Отлучать от груди или наладить отношения с ребенком
Грудное вскармливание — особый период в жизни ребенка и его мамы. Но все когда-то заканчивается. И у одних пар мама и малыш — в 2 месяца, у других — ближе к году, а у третьих и к двум годам еще процесс не окончен.
Для начала стоит отметить, что ребенок после полутора — это уже не младенец бессловесный, а более чем сознательный (по крайней мере относительно обсуждаемой темы) персонаж. Дитя знает, где и как, может в людном месте подойти (или подбежать) и потребовать грудь (во всеуслышание, вполне понятно для всех окружающих).
Как правило, долгокормящие мамы трепетно относятся к потребностям ребенка — потребности в близости, контакте, удовлетворении рефлекса сосания (естественным образом, без привлечения пустышек, пальцев и уголков одеял), подкреплении иммунитета. Да и просто удобно — уложить, успокоить. Ну, и еще известный момент — такая мама чувствует себя очень нужной своему ребенку.
Вроде все здорово и гармонично, но подрощенный карапуз вызывает вполне ожидаемую реакцию окружающих, когда подходит к маме, раздевает и... так скажем, употребляет. Многим сразу ясно, что здесь что-то не так. Если не разбираться — все просто: не надо грудью кормить в столь «почтенном» возрасте. А если разобраться, то дело не в кормлении как таковом. Мама тоже устает от такого кормления, жалуется, что ребенок «требует», «ничего с ним сделать нельзя», задается вопросом «как ему объяснить?» и уже подумывает о том, как все это завершить.
Оказывается, через кормление грудью (как через один из способов взаимоотношений матери и ребенка) раскрываются важнейшие механизмы взаимодействия и устройства семейной системы. И мы можем подойти к осознанию таких параметров, как границы и иерархия в отношениях матери и ребенка, понятий «ведущий» и «ведомый».
Наряду со всеми потребностями младенца, которые хорошо знают женщины, настроенные кормить долго, существует еще одна — ребенок нуждается в том, чтобы быть ведомым матерью. Мама обеспечивает комфорт, знает, что нужно ребенку (ориентируется на него). Мама главная, ведущая в жизни ребенка. Как проявляется этот закон в быту, в мелочах?
Коснемся грудного вскармливания. Грудь мамина (это и вопрос границ, где мама, а где ребенок), и распоряжается и умеет пользоваться ею мама. Сразу после рождения подразумевается, что именно она может правильно приложить ребенка (так как грудь ее и она умеет ею пользоваться — поэтому мы всегда настраиваем женщин на изучение этого вопроса еще во время беременности). И потом — не ребенок сам, когда захотел и как смог взял, а мама, ориентируясь на ребенка, дает грудь. И организует для этого удобное пространство.
Это происходит и в месяц, и в год, и в два. Когда-то, когда малыш впервые залезает под кофту, это может умиление вызвать, как любое новое умение. Но не стоит отдавать такую важную часть тела на неконтролируемое безвозмездное использование даже самому дорогому и любимому ребенку. Как, кстати, и кофту.
Еще такое нарушение иерархии можно заметить, например, на прогулке. Мы всегда гуляем там, куда нас завел юный исследователь, и чаще бегаем за ним.
В общем, когда ребенок подбегает и раздевает — дело не в том, что он еще находится на грудном вскармливании, а в том, что он не чувствует границ (где мама, а где он) и является ведущим (нарушен закон иерархии). Маме следует предвосхитить такой порыв, самой удалиться, организовать удобное для себя пространство и накормить (если она считает, что ее ребенку действительно такой способ контакта именно сейчас необходим).
То же касается, например, совместного сна. Не ребенок выбирает позу «звездочкой» между родителями, а родители укладывают его так, как им это удобно.
И при соблюдении этих правил грудное вскармливание (да и материнство) не изматывает маму и не нарушает базовых представлений о мире у ребенка.