Развитие мальчиков как представителей своего пола - и дошкольные учреждения
В прошлый раз мы говорили о том, как влияет на эмоциональное развитие мальчика — способность любить, принимать — помещение его в детский сад. Сегодня речь пойдет о том, как меняется заложенный природой мужской тип поведения в группе детей, которая живет по стандартным детсадовским правилам. Что выносит мальчик из воспитания в детском саду?
C самого раннего детства мальчик в нашем обществе получает от окружающих подсознательную установку "Быть мужчиной плохо!". Каким образом это происходит?
Первым делом в детском саду: какая бы чудесная воспитательница ни была, физически 20-30 детей невозможно выдержать. Поэтому необходимы определенные ограничения. Какой ребенок удобен? Который "тихо сидит в углу и человечков из желудей делает".
Ребенок, которого подсознательно положительно принимает воспитательница (даже при том, что внешне она вроде бы "всех любит одинаково") — это такой, который не доставляет ей лишних проблем, слушается, легко управляемый и приятный в общении. Это кто? Исключительно девочка. Девочки в целом послушнее (мальчики иногда "слушают и не слышат"), девочки больше ориентированы на межличностные отношения со взрослыми. На прогулке именно девочки стайкой окружат воспитательницу (в начальной школе — учительницу) и будут с ней беседовать. Девочки всегда "рады услужить": принести что-то воспитательнице, помочь, наябедничать и т.п.
Мальчики устроены таким образом, что им для игр необходимо гораздо больше пространства, нежели девочкам. Для девочек важно иметь просто личное пространство, желательно укрытие — они больше любят строить домики, расселять кукол, прятаться в шалашах и т.п. В общем — их пространство может быть маленьким и строго ограниченным. Мальчики же по своей сути должны "захватывать территорию" — как все самцы в природе. Поэтому мальчикам надо носиться и орать, а их игра распространяется на все то пространство, что они видят и могут пройти-пробежать. Поэтому "удобные" девочки тихонько играют в углу детсадовской группы или в беседке на прогулке, а мальчики носятся и громят все и там, и там (сшибая и мирно играющих девочек заодно).
Понятно, что если мама может вывести мальчика в парк, в лес или на стадион и дать ему там "выпустить пары", то воспитательница, даже если она отлично понимает мальчишескую природу, не имеет таких условий: территория строго ограничена детсадовским забором, к тому же остальные дети тоже должны остаться целы. Позволить 10-15 мальчикам ТАК играть на большом пространстве она не может при всем желании.
Поэтому что чаще всего слышит мальчик? "Не бегай! Не лезь! Не ходи туда! Играй здесь! Туда нельзя! Сюда нельзя!". Вот она — первая установка, что нельзя "захватывать территорию", то есть вести изначально мужскую линию поведения. Еще установка — что территория принадлежит женщинам (девочки будут без проблем проникать туда, куда мальчику запретили, — это ничего, а он точно все испортит). Кто бегает и кричит, тот в глазах воспитательницы "плохой" и "непослушный" (повторю, что чисто физически при всем желании она не может позволить в группе детсада обычное мальчишеское поведение).
Но кроме того, что территория мальчиковых игр должна "расширяться", она еще должна "расти вверх" — мужчинам необходима вертикаль. Помните такую старую игру "Царь горы"? Ведь в ней очень много смысла! Опять же, типично самцовое поведение в природе: победивший соперника идет куда-нибудь повыше и там кричит дурным голосом, мол, какой он молодец, посмотрите все на него. Игру мальчика должны "видеть издалека": поэтому мальчики любят строить высокие башни, влезать на деревья-крыши и т.п. Может эта "вертикаль" строиться в условиях детсада? Воспитательница же не хочет себе проблем — а если все полезут на деревья и кто-нибудь упадет? Поэтому нельзя ничего и никому.
Совершенно нормальная, но невыраженная природная энергия начинает "бурлить" и выходить каким-нибудь неприемлемым способом. А заодно мальчик получает негативное представление о своем обычном "мужском" поведении.
Второй важный момент: мы уже упоминали, что женщины "настроены" на высокочастотные звуки. Иными словами, шум, производимый девочками (даже визг), нервирует воспитательницу меньше, нежели вопли мальчиков. "Сиди тихо и не ори!" — голосовые реакции тоже плохо. То есть выражение эмоций невозможно.
Воспитательница так или иначе ответственна за внешний вид детей — даже если это негласное правило. Например, если она отпустит ребенка возиться в луже, и он вымокнет, а переодеть не во что, ей же претензии предъявят! С этой точки зрения кто будет выглядеть "хорошим ребенком"? Уж точно не мальчик.
Переходим к занятиям в группе: дети сели рисовать. Мальчик смахнул локтем баночку для воды, влез рукавом в краски, ткнул (нечаянно) сидящую рядом девочку карандашом и т.п. У мальчиков не так совершенна мелкая моторика, как у девочек, шьющих куколкам платья и нанизывающих себе бусики. Воспитательница, понятное дело, будет "оценивать" все это, а не его творческую идею и порыв. "Что ты тут намазюкал, смотри, как у Лены аккуратно!". У Лены, разумеется, точная копия образца, зато она не вылезает за контур.
Дошкольный возраст — это возраст поиска информации, эпоха игры и спонтанного творчества. И для любознательности и исследовательского интереса мальчика эти "развивающие занятия по программе" куда вреднее, нежели для девочек (которые, как мы помним, легко и просто вписываются в систему "копипаст"). Как раз тогда, когда мальчик должен исследовать окружающий мир собственными методами и делать собственные выводы, ему дают всегда готовую и разжеванную шаблонную информацию — это квадратик, это кружочек, сосчитай орешки у белочки на картинке.
Главное, его лишают основного способа поиска и восприятия информации — двигательного канала и органов чувств. Это, конечно, плохо для обоих полов, но у девочек большую роль играет эмоциональная связь со взрослым (что хочешь вызубрят ради любимой мамы или воспитательницы!), а у мальчиков — познание ради познания, а не ради воспитательницы, поэтому мышление мальчиков более обедняется.
В результате мальчик постоянно слышит: "Веди себя хорошо!" — будь тихим, незаметным, безынициативным, легко управляемым — тогда ты принят. Так ломается типично мужская линия поведения и подсознательно возникает установка, что это — плохо. Подсознание принимает положительно исключительно "девочковую" модель поведения. Дальше, если мальчик продолжает быть мальчиком, у него уже появляется неправильная самооценка, то есть он — плохой. Отсюда будет стремление к некой брутальности, грубости и асоциальности. Наоборот, если мальчик принимает "девочковую" линию поведения и становится тихим-послушным-удобным, у него теряется типично мужская активность и дальше не развиваются многие маскулинные качества, забитые этим стереотипом.