Все о детях
от рождения до 3 лет

Статьи

«Не хочу в детский сад!» Как родителю понять, что случилось

Ребенок вредничает. Разбираемся в причинах плохого поведения

О детской вредности, правилах и о том, что все может быть не так, как кажется.

Дашка очередной раз преподала мне урок. У четырехлетней дочки сейчас любимая игрушка — динозаврушка Алиса. (Названа в честь подружки из садика.) Даша — ее очень заботливая мама, я — «вторая мама» (наверное, бабушка, Толю дразню, что в моем роду динозавров не было, похоже, «внучка» в него).

Ребенок вредничает

На днях дочка во время завтрака категорично, топая ногой:

— Я не пойду в садик!

— Не пойдёшь?

— Не пойду!

Утренние «категоричности» никогда не бывают кстати, я напрягалась, наблюдаю.

— Никогда не пойду... ни-ког-да! Ну, может, в садик пойду, а на прогулку точно не пойду!

Смотрит на динозаврушку.

— Дашка, прогулка, это же твоё любимое! — (Иду за направлением ее взгляда). — А Алису с собой возьмёшь?

Она плачет:

— Нет! Ее нельзя брать. У нас в садике ПРАВИЛА — маленькие игрушки брать с собой на улицу нельзя.

— Даже в карман куртки нельзя? Ты пробовала договориться с воспитателем?

— Мама! Понимаешь, ПРАВИЛА! Для всех. Маленькие игрушки брать нельзя, чтоб не потерялись.

— Даш, а можешь динозаврушку оставить в группе, пока будешь гулять?

Дочка совсем расплакалась:

— Мама, она же моя дочка, она же малышка, я о ней забочусь, я не могу ее оставить! Я вчера ее оставила саму-у-у!

— Тогда, Дашуля, конечно, ты права. Детей никогда нельзя бросать. Конечно, будь с дочкой.

Мне важно было «провести» ее через это противоречие, через понимание и ее, и иногда моего чувства вины «работающих мам» — когда так важно быть с детьми и так важно идти на работу.

Дашка — удивлённо:

— Ну я же хочу в садик!

— Дашуля, а может, я позабочусь о динозаврушке, пока ты в садике? Я же ее «вторая мама». Я могу ее покормить, спать уложить — она любит спать на подушке...

Дашка вдруг вскакивает, обнимает меня.

— Уложи спать Алису. Мама, ты чего сидишь? Пойдем скорее в садик!

Часто за «непродуктивным» поведением ребёнка скрывается что-то совершенно неожиданное. За вредностью может скрываться какая-то важная потребность, которую ребёнок не умеет ещё сформулировать. (И взрослый не всегда осознаёт.) И признание этой потребности, признание чувств помогает перейти на другой уровень отношений. Опыт «я ответственна и не брошу тех, кто мне доверяет» — даже игрушечно-одушевлённых — это ведь не игровой, не «понарошковый опыт», а один из важнейших.

И именно это ощущение — я уже раз бросила «своего ребёнка» — стало для дочки очень сложным.

Конечно, мне очень хотелось бы, но я не могу ждать и требовать от воспитателей «тонкой» внимательности и заботы. (Садик у дочки очень хорош.) Но так бы хотелось, чтобы у взрослых вообще была внимательность к их «недетским» чувствам. И ведь часто наши родительские правила могут быть более гибкими.

У ребёнка (и у взрослого) в ответ на директивность ведь есть выбор — открыто сопротивляться и «продавиться» или уступить. «Уступить» перед силой — потом обязательно аукнется: истерикой, соматическим симптомом, необъяснимым сопротивлением — «местью».

А за вредностью может скрываться что-то очень тонкое и важное.

Статья из блога автора

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



Закрыть

© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.