Все о детях
от рождения до 3 лет

Статьи

Не отстает ли ребенок в развитии?

Содержание:

Ответить на этот вопрос вам помогут простые тесты и рекомендации психологов и коррекционных педагогов - специалистов, которыми разработаны целые программы для своевременного выявления и коррекции тех или иных особенностей развития малышей от рождения до 3 лет.

К содержанию

Как понять, слышит ли ваш малыш?

Важно на первом месяце жизни малыша проверить его слух - проблемы со слухом необходимо заметить как можно раньше. От того, как ребенок слышит, зависит и то, как он будет в дальнейшем развиваться и говорить. Как проверить слух ребенка? Очень просто. Для этого можно воспользоваться методом, который был предложен И.В. Калмыковой (Институт раннего вмешательства, С.-Петербург). Он не требует никакого технического оснащения и доступен в домашних условиях.

Для обследования необходимы четыре пластмассовые баночки, например, из-под "киндер-сюрприза", фотопленки или упаковки лекарства УПСА. Три баночки на одну треть заполняются:

  • первая - нелущенным горохом, сотрясение которого создает звук интенсивностью 70-80 дБ;
  • вторая - гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью 50-60 дБ;
  • третья - манкой, ее сотрясение создает звук интенсивностью 30-40 дБ.

Четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца наполнители в баночках следует заменять.

Желательно, чтобы обследование проводили два человека: один подает сигналы со спины малыша, а другой наблюдает за реакциями ребенка.

Малыш располагается на пеленальном столе или "сидит" на стуле на руках взрослого, взрослый вступает с ним в эмоциональный контакт. По его сигналу другой взрослый, стоящий позади малыша, трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха. При этом в одной руке у него баночка с крупой, а в другой - пустая баночка. Движения рук должны быть синхронными и симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами. Первый взрослый наблюдает за реакциями ребенка при подаче звукового сигнала: замирание, активизация движений, моргание, поиск источника звука и т.п.

До 4 месяцев малыш реагирует и правым, и левым ухом на звучание баночек с гречкой и горохом, но не локализует их звучание; на звук баночки с манкой малыш обычно не реагирует. Однако обследование и в этом возрасте следует начинать с более тихих звуков (первая - баночка, заполненная манкой, затем - гречкой и только потом - горохом), чтобы уловить реакцию малыша, поскольку при повторных предъявлениях реакции крохи быстро угасают (т.е. ребенок перестает реагировать на звуки, доступные его слуху).

В том случае, если обследование проводит один человек, то он располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. При этом следует обратить особое внимание на симметричность и синхронность движений обеих ваших рук.

При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев отмечаются реакции на звучание всех трех баночек (с манкой, гречкой и горохом). Дитя определяет направление звука: поворачивает голову (или глаза) в сторону баночки с тем или иным наполнителем. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и может локализовать звук, т.е. определить его направление (при нормальном слухе это становится возможным с 4-5 месяцев), то другие звучания можно не предъявлять.

На втором году жизни, когда появились первые слова, следует проверить, слышит ли ребенок их произнесение шепотом с расстояния 6 метров. Для этого можно дать ребенку новую (незнакомую) куклу и попросить: "Покажи носик, ушки, ручки...". Сначала эти фразы произносятся обычным голосом, затем - шепотом; вначале около ребенка, а потом - в 6 метрах от него.

Если малыш до 4 месяцев не реагирует и справа, и слева на звучание баночек с гречкой и горохом (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет), в возрасте старше 4 месяцев не реагирует на звучание хотя бы одной баночки, например, с манкой, или не может найти источник звука, а на втором году жизни - не слышит шепотом произнесенные отдельные слова с 6 метров, то нужно показаться врачу сурдологу (специалисту, занимающемуся проблемами нарушения слуха).

Вам может показаться, что гораздо легче сходить в детскую поликлинику к лор-врачу. Но, к сожалению, даже опытному отоларингологу сложно диагностировать нарушения слуха у ребенка в раннем возрасте. Поэтому необходимо, чтобы детская поликлиника направила вас с малышом в близлежащий сурдологопедический центр или сурдологопедический кабинет.

К содержанию

Как понять, видит ли ваш малыш?

Уточнить возможности зрительной функции малыша также можно в домашних условиях. Для этого необходимо, чтобы малыш был в хорошем настроении и не плакал, а в помещении не было слепящих источников света. Вы можете проверить прослеживающие движения глаз малыша.

Необходимо взять интересную для малыша игрушку и посмотреть, сосредотачивается ли он на ней, прослеживает ли за ней вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях; есть ли реакция сужения зрачка при приближении игрушки на расстояние 15-20 см и расширение зрачка при удалении ее на расстояние 60-80 см. Следует обратить внимание на то, следит ли малыш за игрушкой глазами, одинаково ли двигаются глазные яблоки вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, плавно или прерывисто они двигаются при прослеживании.

К возрасту 4 месяцев малыш с хорошим зрением должен прослеживать за игрушкой вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях, у него должна быть реакция сужения зрачка при приближении предмета и расширение при его удалении.

С 6-месячного возраста можно попытаться выявить, видит ли ваш малыш мелкие предметы (метод разработан А.А. Невской, Институт раннего вмешательства, С.-Петербург). Для этого посадите ребенка к себе на колени перед столом, на котором одновременно рассыпаны крошки белого и черного хлеба. Важно, чтобы белые крошки были рассыпаны на темной скатерти, а крошки черного хлеба - на белом фоне. Если малыш не тянется к ним, а в ситуациях бодрствования не обращает внимания на мелкие предметы и детали игрушек, это может быть одним из признаков неблагополучия в его зрительной сфере. Постарайтесь проконсультироваться у врача офтальмолога (специалиста, занимающегося проблемами нарушения зрения).

К содержанию

Как понять, не отстает ли малыш в развитии общих движений?

Понаблюдайте, может ли ваш кроха к 4 неделям удерживать голову в положении на животе; умеет ли он к концу 3-го месяца лежать на животе, выгибая спину и опираясь на предплечья. Обратите внимание, что к 3-4 месяцам у ребенка должен исчезнуть повышенный тонус в мышцах, а к 6 месяцам он может свободно переворачиваться со спины на живот и с живота на спину. В 7 месяцев должен хорошо ползать (много, быстро, в разных направлениях). К 8 месяцам может сам садиться, сидеть и ложиться; придерживаясь руками за барьер, сам должен вставать, стоять и опускаться; переступать, держась за барьер. Обратите внимание, может ли ваш малыш стоять самостоятельно и делать первые шаги в возрасте от 11 до 12 месяцев. Может ли свободно пройти 20 шагов к 1 году 3 месяцам. Бегает ли он свободно к полутора годам. Может ли ударить по мячу ногой без вашей поддержки за руки к 1 году 9 месяцам.

При отсутствии этих умений мы советуем вам посетить детского невролога.

К содержанию

Как понять, не отстает ли малыш в речевом развитии?

Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности. Гулит ли ваш ребенок в возрасте от 2 до 4 месяцев. Начал ли он произносить слоги лепета в возрасте 5-8 месяцев. Много или мало у крохи слогов лепета, есть ли в них разные интонации. Подражает ли малыш новым слогам, которые слышит от вас в возрасте 10 месяцев. Появились ли первые слова-обозначения к году. Подражает ли вам, произнося простые слова в возрасте полутора лет. Использует ли при общении с вами фразу из 2-3 слов в возрасте 2 лет.

Оценить речевые возможности вашего малыша вам поможет педагог логопед (специалист, занимающийся проблемами речи). Попросите его также проверить слух вашего ребенка.



Если вы заметили неблагополучие в развитии своего ребенка, найдите возможность проконсультироваться не только у педиатра, сурдолога, офтальмолога и детского невролога, но и у детского психолога и коррекционного педагога. Для этого в стране создана система ранней психолого-педагогической помощи детям и их родителям.

Службы и центры ранней помощи активно работают уже многие годы, их количество постоянно растет. В этих центрах совместно с врачами работают высококвалифицированные специалисты: психологи, которые проконсультируют вас по трудным проблемам развития и воспитания ребенка, а также педагоги, которые будут проводить занятия с вашим ребенком.

Запомните, многие отклонения в развитии вашего малыша могут быть успешно устранены уже в раннем возрасте при условии незамедлительной квалифицированной специальной помощи, которая, будучи начата позднее, способствует лишь частичному преодолению ребенком имеющихся ограничений.

Имейте в виду: развитие ребенка в раннем возрасте (и особенно до 1 года) настолько важно, что наблюдения у педиатра и детского невролога в поликлинике по месту жительства часто бывает недостаточно. Консультация у специалистов психологов, логопедов или коррекционных педагогов не будет лишней и поможет вашему малышу расти здоровым, успешным и счастливым.

Своевременно получив помощь и поддержку центра или службы ранней помощи, вы сможете снять необоснованную тревогу и многому научиться, а также незамедлительно начать помогать своему малышу!

Воспользуйтесь помощью центров и служб ранней помощи, и вы:

  • получите консультацию,
  • пройдете диагностику,
  • посетите занятия,
  • научитесь общаться и заниматься со своим малышом.

В России эта работа ведется многими специализированными учреждениями и центрами во главе с Государственным научным учреждением "Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии" Министерства образования Российской Федерации (119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, стр. 1, тел. 245-04-15, 245-03-17).

Здесь родители могут получить реальную помощь и консультации, а специалисты - обучиться методикам диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей раннего возраста (от рождения до 3 лет).

Если вы живете не в Москве, то следует обратиться в местный или региональный департамент/управление образования и узнать, какие психолого-педагогические службы проводят работу с детьми раннего возраста с проблемами в развитии и могут дать вам консультацию или оказать помощь.


Отзывы пользователей
Предыдущие | Следующие
наташа | 27.05.2014

Здравствуйте!У меня сыну 1,7. Он не разговаривает,только по своему что-то балакает. Мне кажется у него есть отклонения. Дело в том,он не реагирует,когда мы его зовем,такое чувство что просто незнаю своего имени. Со слухом вроде бы все впорядке,по разному проверяла. Зову,даже не посмотрит в мою сторону. Хотя мы его с раннего возраста по имени называем. Незнаю к какому врачу даже идти. Проверяла так,при полной тишине,включала его любимую песни но оооочень тихо,и он реагирует,улыбнется и начинает плясать.все нормально только на имя не отзывается,подскажите что делать,может в больницу нужно, не хочется тянуть. Еще хочется уточнить,у нас еще одна Ляля есть я в 8 месяцев забеременела,может как-то повлияло на него,ревнует или незнаю...раньше, реакция была когда его звали.

Наталья | 17.04.2014

Добрый день. Ребенку 1,9 мес. Когда проходили врачей в 1 год то претензий особо к ребенку не было, но вот сейчас что-то не так. В принципе активный, кружится вокруг себя, бегает, играет в то, что ему интересно. Но если к нему обращаться с просьбой или что-то рассказывать, то он не слушает и не может сосредоточиться на одном деле. Картинки воспринимает только если сам увидел, если я ему показываю и называю то он просто смотрит и выхватывает. Просьбу покажи и посмотри - просто игнорирует. Есть только с ложки, сам даже не пытается взять. Есть только пюрерированную еду, кусочки не воспринимает. Говорит только на своем тарабарском, ни слова вообще на нормальном языке. Я уже просто с ума схожу, скажите это отставание в развитии? Что делать? Как понять нормально он развивается или нет? Просто по средней норме он и 50% не умеет делать того, что делают в этом возрасте. Даже звуки и элементарные слова типа "мама, папа, дай, и. т ОТСУТСТВУЮТ!"

Sona | 15.09.2012

Drastvujte,vot mojemu synu uje 2 goda on u menya otstajot v razvitii on u menya ne xodit i saditca samostajatelno esli posadish sidit i ne stajot odin esli budet opora budet stajat xodit s mojej pomoshju ne gavarit tolko mama tata i zvuki kakijite, my byli u neskolko nevrapatologov i Izraeli byli my zdelali vse analizy zdelali MRI golovy i EEG Vse onalizy kravi vsjo chisto vse analizy chistyje u vsex nivrapatologov mnenije savpadajut mne posavetavali otvisti ego v centr dlja razvitije rebjonko,fizaterapevt zanimajetca s nim est ochen mnogo izminenije no ne kto ne mojet ponyat v chjom prichina ya ne znaju uje chto delat.Pomogite pojalusta

надя | 09.09.2010

у меня проблема моей малышке 2 года и 8 месацев а она говорить только одельнные слова(дай ма дет ба)

надя | 09.09.2010

у меня проблема моей малышке 2 года и 8 месацев а она говорить только одельнные слова(дай ма дет ба)

Ирина | 25.08.2010

Здравствуйте! Моему ребенку 1 год 2 месяца.Она не ползает, сидит, но сама не садится. Ходит только с моей помощью, стоит у опоры когда поставишь, но сама вставать не хочет и то стоит, если опорой является кровать. Обращалась к невролагам и платным и в больнице, но никто не смог помочь. Только и выпмсывают дорогостоящие лекарства от которых толка и результата я не вижу. Помогите пожалуйсто! Я не знаю что мне делать!!!

Ирина | 25.08.2010

Здравствуйте! Моему ребенку 1 год 2 месяца.Она не ползает, сидит, но сама не садится. Ходит только с моей помощью, стоит у опоры когда поставишь, но сама вставать не хочет и то стоит, если опорой является кровать. Обращалась к невролагам и платным и в больнице, но никто не смог помочь. Только и выпмсывают дорогостоящие лекарства от которых толка и результата я не вижу. Помогите пожалуйсто! Я не знаю что мне делать!!!

irik | 27.01.2010

Маме: скорее всего, вашего малыша видят врачи детской поликлиники - педиатр, ортопед, невролог. Думаю, если бы что-то в его развитии шло не так, они бы это заметили. А ползание - это очень хорошо, неврологи обычно говорят, что если ребенок ползает на четвереньках - не стоит торопить его со вставанием и ходьбой, эти навыки сформируются, когда малыш будет к этому готов. Почитайте раздел "Обучение через игру" - там есть статьи с играми и тестами на каждый возраст. Возможно, это поможет разнообразить Ваше общение с малышом.

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



Закрыть

© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.