Статьи

Познавательная литература для детей

Содержание:

История возникновения литературы для детей начинается именно с появления книг, целью которых было познакомить ребенка с тем, насколько разнообразен мир, насколько сложно и интересно его устройство. Это и занимательные рассказы по географии, биологии, геологии, о правилах хорошего тона, и рассказы, призванные научить девочку вести хозяйство.

Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен: популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги и художественные, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания от химии до лингвистики. Конечно, для современного ребенка доступны более зрелищные, а потому привлекательные способы передачи информации — телевидение, необъятные просторы Интернета, богатейшие фонды музеев. Они могут стать не только ярким дополнением, но достойным и актуальным средством развития и удовлетворения познавательного интереса наряду с главным способом познания — чтением книг.

Однако стоит отметить, что, кроме познавательного интереса, ребенку необходимо научиться узнавать, постигать новое, овладеть навыком работы со справочной литературой, Интернет-ресурсами. Нужно научиться получать удовольствие от самого процесса познания. И здесь без помощи взрослого малышу никак не обойтись. Вот об этом и пойдет речь в этой статье. О том, как помочь ориентироваться в научно-популярной литературе для детей, как направить естественную познавательную активность малыша так, чтобы она не угасла и в подростковом возрасте, как создать благоприятные условия для интеллектуального развития ребенка при помощи книг.

К содержанию

Для самых маленьких читателей

Малыш познает мир своей семьи, открывает для себя то, как устроено его жилище, проходит свой первый этап социализации — постижения сути вещей, быта, обустройства нашей, человеческой, жизни. А книжки или небольшие мамины рассказы могут ему очень помочь. Сюжетами для таких маминых рассказов будут становиться события из жизни ребенка: как собирался гулять, как кушал кашку, как играл с папой, как помогал маме собирать игрушки. Незамысловатые и очень понятные истории фиксируют в сознании крохи не только само происшествие и его атрибуты, но и слова, их обозначающие. Малыш как бы смотрит на произошедшее с ним со стороны, учится выделять этапы происходящего (сначала тарелку достали, потом в нее кашу положили, потом ложку взяли и т.д.).

Так же работает и сказка, стишок или потешка, только в восприятие малыша вплетается художественный образ, т.е. начинает работать воображение, фантазия. К таким произведениям относится практически весь материнский фольклор. Мамины, бабушкины или нянюшкины потешки, присказки и прибаутки служат первыми учебниками, по которым детка изучает строение своего тела, быт своей семьи.

Так и самые первые книжки-малышки, на картинках которых изображены различные предметы и животные, нужны малышам для того, чтобы закреплять и расширять представление об окружающем мире, накапливать словарный запас. Это и названия различных предметов (орудий труда, мебели, одежды и т.д.), и имена домашних и диких животных, птиц, растений, наименования цветов, обозначения размеров и объемов.

Взрослому нужно на собственном примере научить малыша внимательно относиться к предмету (животному, явлению): подмечать его особенности и свойства (не только цвет, размер или форму, но и материал, фактуру, назначение и похожесть на что-то еще), придумывать историю этого предмета или животного. Для этого очень важно сопровождать разглядывание картинок разнообразными и достаточно развернутыми комментариями: "Это мячик! Смотри, он круглый, поэтому катится. А какого он цвета? А как играют с мячом, покажи. А на что похож мячик? Похож он на домик — нет? А на яблоко?"

Читая любые сказки для малышей или маленькие рассказики, нужно обращать внимание ребенка на бытовые подробности повествования: как сорока кашу варит, а как дед репку сажал, что ему для этого было нужно.

Наиболее привлекательными и очень полезными для родителей самых маленьких читателей мне представляются книжки издательского дома "Карапуз"

Незаменимы для развития наблюдательности загадки (Серый маленький Денис на веревочке повис — паук), небылицы (Поросеночек яичко снес), которые приучают видеть признаки предметов, сопоставлять предметы по тому или иному признаку в игровой форме, ведь основным способом познания мира для малышей является игра. Если малыш не сумел отгадать загадку — ищите отгадку вместе, наблюдайте и сопоставляйте предметы, сочиняйте загадки и небылицы сами. Кстати, ярчайшим примером небылицы (или перевертыша) является "Путаница" К.Чуковского.

К содержанию

Профессии и занятия

Очень интересный этап освоения мира людей — знакомство с различными видами деятельности. Длится он довольно долго и играет серьезную роль в самоопределении, выборе собственного профессионального пути. Так, уже в годовалом возрасте ребенок знает довольно много о том, чем занимаются люди: в магазине работают продавцы, машины водят шоферы, улицу убирают дворники, в поликлинике людей лечат врачи... Есть милиционеры и инспекторы ГАИ, парикмахеры и официанты, почтальоны и билетные кассиры, строители, машинисты.

Знания о занятиях этих людей у малыша пока весьма поверхностные, но тем знакомство с видами человеческой деятельности и интересно — оно растянуто во времени, постепенно и всегда занимательно. А уж с каким вниманием маленький человек относится к тому, что делают мама и папа: сколько чудесных открытий таит приготовление пищи или ремонт велосипеда, пришивание пуговиц или сборка мебели.

Многие детские книги расширяют границы социализации. Вот лишь несколько примеров.

Многочисленная серия книжек-вырубок издательства "Дрофа" о машинах. Книжка-вырубка — это картонная книжка, края которой вырублены таким образом, чтобы книга приобрела образ машинки или зверюшки и стала похожей на игрушку. В серии есть и трактор, и грузовик, и пожарная машина, и милицейская. Нравятся они практически всем деткам, читать их иногда бывает довольно сложно (частенько тексты этих книжек не выдерживают никакой критики), однако польза несомненна. Ребенок из рассказа мамы или папы узнает о самых разных сферах деятельности человека, может поговорить с взрослым о различных ситуациях, в которые попадают люди, познакомиться с названиями предметов, явлений, действий.

Книги издательства "Мир детства — Медиа" о бобре Касторе писателя и художника Ларса Клинтинга помогут обсудить с малышом, как печь пироги, шить, столярничать и даже чинить лопнувшие шины или покрасить шкафчик.

Книги Анни М.Г.Шмидт о Саше и Маше издательства "Захаров" - это небольшие рассказы о дружбе мальчика и девочки, живущих по соседству. Эти истории помогают юным читателям постичь самые простые, но такие важные человеческие отношения, познакомиться с разнообразием мира профессий и занятий (тут и парикмахер, и врач, и учительница плавания, и продавец, и фермер). И пусть мир этой книжки немножко отличается от нашего, где нет мороженщика или зеленщика, нет угольного сарая, зато всем малышам, узнавшим истории про Сашу и Машу, теперь понятно, как играть в пожарных или в самолет, как построить домик или вырастить здоровой и умной свою куклу.

Книги о Медвежонке Паддингтоне Майкла Бонда (например, издательского дома "Азбука-классика"), герой которых многим хорошо знаком по мультфильму. Медвежонок наделен непоседливым нравом и неутомим в своей любознательности, а потому и маленькому читателю будет интересно вместе с ним узнать что-то новое, расспросить о чем-то маму и что-то сделать самому.

К содержанию

Моя страна, мой город, моя улица

Эти очень сложные для ребенка понятия начинаются с малого: сначала малыш запоминает свой дом, потом его ближайшее окружение, любимые маршруты прогулок. К двум годам малыш уже в состоянии удивить своих родителей тем, что прекрасно помнит, где живет его бабушка. Или вдруг зимним вечером начинает рассказывать о том, что летом он ездил отдыхать на озеро, где росли сосны. Именно в этот период нужно рассказать ребенку об адресе: пусть он запомнит, на какой улице стоит его дом, в каком городе. Со временем стоит привлечь внимания малыша и к тому, что другие люди, родные, знакомые, живут в том же или в другом городе, на другой улице.

Другой стороной такого вот гражданского, патриотического воспитания становится знакомство с тем, как живут люди в других странах, что есть за пределами нашей родины. И в этом случае без книг обойтись не получается. Да и не надо. Великолепный рассказ о путешествии письма вокруг света — стихотворение С.Маршака, посвященное Борису Житкову, — "Почта" (вот здесь можно не только прочитать это стихотворение, но и заглянуть в книгу нашего детства). Кстати, у Бориса Житкова тоже есть рассказ "Почта" о работе ненецкого почтальона (здесь вы можете познакомиться в творчеством этого замечательного писателя, найти прекрасные рассказы для своего малыша, которые не только познакомят его с миром людей, но и научат смелости, честности, трудолюбию).

Но, пожалуй, самым привлекательным в смысле географических открытий может стать чтение сказочной повести А.Б.Хвольсон "Царство малюток".

Что бы мы ни читали, какой бы ни была книжка — лирическое стихотворение, приключенческая повесть, сказка, энциклопедия — маме важно быть внимательной к любой детали, любой возможности заинтересовать ребенка чем-то новым, необычным, чтобы научить его видеть это, радоваться встрече с удивительным.

Следующий шаг на пути познания мира — это первые энциклопедии с хорошими красочными картинками о различных областях человеческой жизни (профессии и виды деятельности, транспорт, одежда и мебель и т.д.), о живой и неживой природе (домашние и дикие животные, насекомые, рыбы, растения, моря и океаны, горы и пустыни, реки и озера, леса и степи).

Есть хорошие энциклопедические издания для того, чтобы знакомить ребенка с картой мира, различными странами и континентами, их флорой и фауной, с жителями других стран, с их традициями и обычаями. Из таких книг и детских энциклопедий можно назвать книги издательства "Эксмо" (например, Детский атлас мира Деборы Ченселлор), или серию "Твоя первая энциклопедия" издательства "Махаон" ("История транспорта", "Животные" и др.), или книги издательства "Белый город" из серий "Энциклопедия живописи" и "Сказки о художниках".

Однако стоит внимательно относиться к выбору таких изданий: частенько под видом энциклопедии публикуются довольно странные материалы для детей: неправильная, ложная информация, странный подбор фактов, некачественный иллюстративный материал и т.д. Поэтому лучше уже в дошкольном возрасте приучать ребенка к работе с настоящими, взрослыми, энциклопедиями, словарями. Как? Просто искать ответы на вопросы вместе, показывать, как найти нужную информацию.

И еще одно замечание — не стоит чрезмерно увлекаться такой литературой. Да, очень важно, чтобы ребенок постепенно учился работать с информацией, но очень опасно, если у него сформируется неверное представление, что читать нужно только "полезную" литературу.

Уже с первого года жизни можно рассматривать с ребенком достаточно "сложные" для крохи издания, просто приучая к общению с ними. А с двух лет, пожалуй, нужно уже всерьез показывать ребенку самые разные энциклопедические издания: вместе искать ответ на вопрос, интересоваться информацией о чем-то увиденном или, наоборот, неизвестном. Расширяя кругозор ребенка средствами справочных и энциклопедических книг, важно не забыть, что обширность знаний по минералогии и орнитологии не должна стать единственным увлечением для юного читателя. Следует объяснить детям и помнить самим взрослым, что энциклопедии и другие справочные издания — это не книги для чтения, а источники знаний, тогда как есть и другая литература — художественная.

К содержанию

Художественная, но не менее познавательная

Не стоит забывать о бесценных для развития пытливости, любознательности ребенка четырех-пяти лет литературных произведениях. Как правило, это научно-фантастические повести с ярко выраженным дидактическим мотивом о чудесном проникновении в загадочный мир растений, других планет и т.д. — например, "Городок в табакерке" В.Одоевского или сказочная повесть Я.Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали".

Рассказы и сказки о природе. Внимательное отношение к окружающему миру, живой природе воспитывают произведения Б.Житкова, В.Бианки, М.Пришвина, Е.Чарушина, Г.Скребицкого, которые настраивают нас на лирический лад, формируют экологические представления ребенка. А еще нужно обязательно познакомить ребенка с произведениями Ю.Коваля — учебниками чуткого, бережного и очень поэтичного отношения к миру. Сказочные истории Ф.Зальтена "Бемби" или Р.Киплинга (не только "Маугли") — это не совсем произведения о природе, но они, несомненно, могут научить любви и нежности, умению сопереживать. Знакомство с ними развивает эмоциональный мир ребенка, формируют уважительное, одухотворенное отношение ко всему живому.

Продолжим список авторов художественных произведений, которые помогут привить любовь к природе: К.Паустовский, И.Соколов-Микитов, Н.Сладков, Г.Снегирев, Ю.Казакова, В.Чаплина, О.Перовская, Н.Романова, Д.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, Д.Хэрриот, Ф.Моуэт.

Творим, исследуем, изобретаем. Ребенок-изобретатель — это ребенок-исследователь, который познает мир в его самой важной ипостаси: взаимосвязи вещей. Создавая "бесполезные" приборы, приспособления и аппараты, он учится мыслить, воплощать.

— Смотри, какую конструкцию я сделал! — слышит счастливая мама.

Недавно в издательстве "Мир детства — Медиа" вышла замечательная книга, рассказывающая о волшебном (пусть и немножко сумасшедшем) мире детских изобретений: Тойвонен Сами, Хавукайнен Айно "Тату и Пату - изобретатели".

Эта не совсем обычная книжка станет интересной и полезной для всей семьи.

Мама и папа смогут с ее помощью научиться правильному отношению к детским фантазиям. Ребенок изобретает не только полезные вещи, часто его фантазия придумывает такое, что может "портить" окружающий его мир, как это могут решить взрослые. Может малыш создать и нечто совершенно бессмысленное... Почему? Потому что важен не продукт, не практическая значимость изобретения. По-настоящему обладает ценностью лишь процесс создания чего-то нового. Ребенок, придумывая что-то, осмысляет происходящее с ним, происходящее вокруг него — и это очень сложная и крайне необходимая для него деятельность, которая заключается в сборе (восприятии) информации, ее анализе и последующем синтезе, т.е. творческом осмыслении.

Ребенок 6-7 лет и старше радостно узнает в смешных рисунках и подписях к ним свои собственные фантазии, весело посмеется над странными изобретениями, с интересом погрузится в рассматривание картинок и на некоторое время сам станет изобретателем.

Для малыша-дошкольника книжка о Пату и Тату — почти что учебник: столько всего нужно рассмотреть, спросить у мамы, еще и еще раз перепроверить на практике... Картинки с множеством самых различных деталей помогут развитию внимания, странные приспособления дадут информацию для размышлений и собственных открытий!

Очень полезными для любознательных детей и родителей могут стать книги Издательского дома Мещерякова из серий "Научная лаборатория Тома Тита" и "Научные развлечения".

Приведу список других познавательных книг для детей:

  • И.Акимушкин "Мир животных"
  • Н.Голь, М.Халтунен "Кошкин дом в Эрмитаже"
  • Ю.Дмитриев "Соседи по планете"
  • Б.Житков "Что я видел" и многие другие произведения
  • А.Иванов "Сказки лунной дорожки"
  • А.Ишимова "История России в рассказах для детей"
  • О.Кургузов "По следам Почемучки".
  • Е.Левитан "Малышам о звездах и планетах" и другие книг для малышей и для детей постарше об астрономии
  • Л.Левинова, Г.Сапгир "Приключения Кубарика и Томатика, или Весёлая математика"
  • В.Порудоминский "Первая Третьяковка"
  • С.Сахарнов "В гостях у крокодилов" и др.
  • Н.Сладков "Покажите мне их"
  • В.Соловьев "История России для детей и взрослых"
  • А.Усачев "Прогулки по Третьяковской галерее", "Забавная зоология", "Занимательная география", "Сказочная история воздухоплавания", "Сказочная история мореплавания" и другие книги
  • А.Шибаев "Язык родной, дружи со мной", "Буква заблудилась"
  • Г.Юдин "Главное чудо света", "Заниматика", "Заниматика для малышей" и другие книги
  • "Азбука. Из коллекции Государственного Эрмитажа"
"Научные развлечения"

Отзывы пользователей
Асонова Екатерина | 27.01.2011

Приятно читать позитивные комментарии! Но еще приятней видеть, как начатое тобой подхватывается и развивается! Спасибо Вам, Вера, за такие замечательные добавления!

вера | 27.01.2011

спасибо за замечательную статью. очень поучительно, полезно и интересно. если позволите, несколько комментариев. кроме названных Вами книжек про Машу и Сашу моему младшему сыну очень понравились рассказы немецкой писательницы Мебс про мальчика Фридера и его бабушку, там тоже герой как бы познает мир - через общение, игры, походы на улицу и т.д. а трехлетний племянник в полном восторге от "Зимней книги" - там текста вообще нет, только картинки, зато по ним можно какие угодно истории сочинять.

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.