Статьи

Родительский выбор. Часть III. Стиль сознательного родительства

От Никитиных до Серзов: плюсы и минусы нового взгляда на ребенка.

Содержание:

Продолжаем обсуждать стили воспитания детей, принятые в наших семьях. Мы говорили о педиатрическом стиле и воспитании по доктору Споку. Сегодня речь пойдет об истории направления, названного "сознательным родительством".

В начале 80-х годов ХХ века прогрессивные молодые люди (возможно, выросшие "по Споку") начали проявлять интерес ко всему, выходящему за рамки донельзя регламентированной советской действительности. Интересовало все неформальное, отличающееся от стандартного. Это была еще эпоха железного занавеса, когда любая новая книга вызывала волну ажиотажа, ее перепечатывали на машинке, давали почитать на одну ночь.

И вместе с "Архипелагом Гулаг" читали и книги о беременности, родах, воспитании детей. Их вдохновлял опыт французского акушера Мишеля Одена, российского новатора Игоря Чарковского, исследования физиолога Ильи Аршавского, личный опыт семьи Никитиных. Их объединяло желание жить и растить детей по-новому, осознанно, не по рекомендациям районного доктора. Новый подход к родительству был для них надеждой на новую жизнь в будущем, когда вырастут их дети, воспитанные свободными людьми. За движением закрепилось название "сознательное родительство".

К содержанию

Основные идеи

Норма, предписанная врачами, сменяется на антинорму, а точнее на то, что никаких норм не существует. Вернее, их задает ребенок. Вполне постмодернистский подход.

Это не "гибкий график" доктора Спока, а "кормление по требованию", причём буквально по первому требованию малыша. Количество и время сна, продолжительность и частоту кормлений, равно как и продолжительность грудного вскармливания вообще определяет сам ребенок. Он, а не районный педиатр становится главным человеком.

Правилен ли такой подход? Думаю, в той культурно-исторической ситуации он казался очень разумным, новым, смелым. Но любое дерево познается по плодам, а было это довольно давно. Мы теперь живем в государстве с другим названием, и социальная реальность вокруг иная. Дети, выросшие первыми в этом подходе, давно уже сами родители. И очень интересен их выбор, часто свободный от перегибов родителей-новаторов.

Используя идеи и исследованиями профессора физиологии И.Аршавского, родители перемещают своих младенцев из тепличных, изнеживающих условий педиатрического подхода в условия физиологического стресса и двигательной активности. Причем (как и все в этом подходе) стресс должен быть жестким. А самый простой и эффективный физиологический стресс — холод. Купание в проруби, ныряние, динамическая гимнастика становятся ежедневными занятиями малышей с момента их рождения.

Всем ли младенцам полезен такой подход? Помогает ли он развиваться родительским чувствам? Хороша ли смена одной доктрины на другую? Все эти вопросы возникнут позже, спустя десятилетия анализа опыта "сознательного родительства".

Младенец — это кто? Не только свобода движений ребёнка, но и свобода его выбора становятся главными ценностями и главным завоеванием "сознательных родителей". От ребёнка не требуют послушания, скорее, родители ждут от него разумного сотрудничества и страшно боятся подавить его волю и творческое начало. С первых дней жизни. Иногда доходя буквально до маразма и подвергая нервную систему малыша истощению. Не зная и не учитывая многих моментов психологии возраста. Например: если ребенок открыл глаза, значит, спать не хочет. А ведь часто малыши открывают глаза и пытаются "вывалиться из сна" при смене его фаз...

Долой стерильность! Стерильность и "особые" условия для малыша начинают казаться смешными. Родители демонстративно вписывают своих крох во взрослый образ жизни: они спят в одной кровати, берут детей с рождения с собой в походы, купают во взрослой ванне, а не в специальной детской, растят их не в манеже, а просто выпускают ползунков на пол. Причем не только на домашний помытый пол, но и в гостях.

Отношение к ритму и режиму. Ритмичность и упорядоченность жизни малыша не считается чем-то важным, существенным, определяющим развитие. С ним столько всего надо успеть сделать, пока он не спит! Тут не до каких-то (навязанных извне) ритмов.

Кроме того, существовали мифы, например: "Дети, с которыми занимаются плаванием, меньше спят". Считалось, то потребность в сне у таких деток меньше, — а на самом деле ребенок нередко находился в таком состоянии перевозбуждения, что просто не мог заснуть.

К содержанию

Преимущества подхода

Малыш — близко. Отчуждённость от ребёнка полностью преодолена. Опять же, даже слишком. Отсутствие стесняющих пелёнок, сложной стерилизации пространства, ежедневные занятия с ребёнком способствуют сближению родителей с малышом. В отличие от всех других стилей этот стиль предполагает активное участие папы. Вообще беременность, роды и воспитание детей преподносятся как семейные события, в которые мужчина и женщина равно вовлечены и за которые равно ответственны.

Возникло новое отношение к физическим возможностям детей раннего возраста. На смену политике ограждения ребёнка до 3 лет от любой активности пришли активные занятия с мамой или папой, домашний спорткомплекс, раннее плавание и овладение началами разных видов спорта.

Закаливание, плавание, гимнастика для новорожденных, безусловно, дали возможность по-новому взглянуть на возможности человеческого организма. Постулат Спока "Он не такой хрупкий, как вам кажется" был развит с немыслимой для самого Спока смелостью. Опыт показал, что младенец действительно способен плавать раньше, чем ходить, выдерживать большой перепад температур как в сторону повышения (баня), так и в сторону понижения (прорубь).

К содержанию

Издержки подхода

Роль матери, как ни странно, снова сводится к выполнению инструкций. Только теперь "инструкторами" становятся не районные педиатры, а старшие, более опытные товарищи по движению. Кроме того, в поисках свободы "сознательные родители" лишаются свободы выбора: ты либо живёшь, как все остальные, либо делаешь так, как принято в кругу твоих единомышленников. А поскольку изначально круг был неширок, а уважение к лидерам — велико, то редко кто экспериментировал.

Зачастую родители перестают слышать и чувствовать собственного ребёнка. Абсолютная вера в то, что они открыли секрет воспитания здоровых, свободных, творческих личностей, делает их детей заложниками этой теории.

Родители порою не замечают, что их малыш теплолюбив и не готов к раннему закаливанию, что он утомляемый от природы. И что рисовать ему приятнее, чем учить буквы. Неудачи они воспринимают лишь как собственные недоработки.

Но это все уже история. Движению более 30 лет, и сейчас все выглядит иначе. Одна из наиболее заметных модернизаций подхода — появление и "впитывание" родителями книг и подхода Уильяма и Марты Серз.

К содержанию

Воспитание по Серзам

Книги американцев Уильям и Марты Серз, особенно "Ваш ребёнок от рождения до двух лет", стали программными для родителей 90-х годов. В отличие от всех предыдущих концепций эта создавалась "профессиональными родителями", воспитавшими восьмерых детей. Хотя Уильям Серз — педиатр, на первый план он ставит не теоретические знания, а свой родительский опыт. Причём создавался этот стиль именно парой, при одинаковом участии папы и мамы. (Справедливости ради нужно отметить, что предвестники "сознательного родительства" супруги Никитины тоже разрабатывали свои принципы воспитания вместе.)

К содержанию

Главные идеи

Плавающие, относительные нормы. Нельзя сказать, что Серзы отвергают нормы. Но они делают их плавающими, оставляя за родителями право выбора в ту или иную сторону. Они пишут: "Нет и не может быть одного-единственного рецепта, как растить ребёнка". "Оставайтесь открытыми для новых идей и выбирайте то, что больше подходит вашей семье". Этот подход более созвучен современному уровню развития психологии и психофизиологии младенчества и раннего детства.

Важнейшее место Серзы отводят родительской интуиции. "Не слишком слушайте советы „специалистов“ — это мешает развиваться родительской интуиции". Это вообще очень распространенный западный подход, сформированный вне социально-политических условий хронического противостояния власти. Все гораздо мягче и гораздо более замкнуто на себя, свои желания, нормы своей семьи. Именно в развитии интуиции, умении читать "сигналы" малыша, понимать его язык Серзы видят залог счастливого родительства. А то, что воспитание детей должно доставлять удовольствие и делать счастливыми самих родителей, для Серзов неоспоримо.

Стиль, предлагаемый Серзами, так называемый стиль сближения, предполагает максимальный контакт с малышом. Они настаивают на совместном пребывании мамы и малыша с первых минут после родов. И вся дальнейшая их жизнь (сон, купание, гуляние) ¬— непосредственный контакт, причём не только мамы с малышом, но и папы с малышом, которому отводится не менее важная роль в воспитании.

"Берите малыша на руки, когда он плачет. Новорождённые не могут вести себя „плохо“; они просто выходят на связь единственным возможным для них способом".

Конечно, стиль сближения подразумевает долгое грудное вскармливание. Что же ещё может так сблизить маму и малыша. Серзы доказывают, что кормить грудью можно почти в любых жизненных условиях: можно выкормить близнецов, приёмного ребёнка, ребёнка с синдромом Дауна и т.д.

К содержанию

Преимущества подхода

Основные правила грудного вскармливания, озвученные Серзами, а также их психологическая поддержка убедили многих матерей в том, что кормить грудью может любая женщина, причём столько, сколько захочет.

Стиль сближения вводит в моду ношение ребёнка в слинге — длинном лоскуте ткани. Постоянное пребывание с мамой делает малыша более спокойным и психологически устойчивым. Мама не страдает от чувства вины, но и не чувствует себя обременённой материнством. Благодаря слингу она может одновременно быть с малышом и заниматься своими делами.

Воспитанные "по Серзам" малыши в целом меньше плачут. Воспитание детей уже не кажется непосильной ношей. Родители охотнее соглашаются родить второго-третьего-четвёртого ребёнка.

К содержанию

Издержки подхода

Стремление удовлетворить все потребности малыша часто загоняет родителей в ловушку. Они не могут вовремя остановиться и продолжают удовлетворять каждый каприз уже подросшего карапуза. И тогда их радостное сосуществование с ребёнком превращается в зависимость взрослых от маленького человечка. А иногда даже в тиранию взрослых. Никто не выигрывает в такой ситуации. Дети растут эгоистичными, капризными, неуверенными в себе, родители — издёрганными, раздражёнными, агрессивно пытающимися восстановить баланс сил в семье.

В стиле сближения достаточно трудно растить более чем одного малыша с небольшой разницей в возрасте. Для родителей это может быть ситуация на разрыв.

Окончание следует.


Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.