Статьи

"Ручное" воспитание. Врач сомневается

Статья-обсуждение книги Жан Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым" вызвала большой интерес в среде читающих виртуальных посетителей и много вопросов. На некоторые из них вызвалась ответить автор - детский невролог, имеющий опыт коррекционной работы в том числе с детьми-инвалидами, мама троих детей.

Статья-обсуждение книги Жан Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым" вызвала большой интерес в среде читающих виртуальных посетителей и много вопросов. На некоторые из них вызвалась ответить автор - детский невролог, имеющий опыт коррекционной работы в том числе с детьми-инвалидами, мама троих детей.

Вместо предисловия

У меня был опыт проживания с ребенком, которого носили круглосуточно на руках в первый год жизни. Я познакомилась с ним в его 5-летнем возрасте. Мальчик не говорил, был агрессивен по отношению к сверстникам, не мог посещать детские учреждения, проводил ночи в постели у взрослых. Я нагрузила его занятиями по возрасту, всячески опекала в дневное время, родители наняли сыну логопеда. Залезать в супружескую койку по ночам он перестал, стал говорить и через полтора года пошел в массовую школу. Сейчас учится хорошо, ему непросто с ровесниками, но несколько друзей-приятелей у него есть.

Повторю: с этим ребенком я прожила значительное время. Наблюдала же я таких детей периодически и в количестве бОльшем, чем один. Проблем у них было не меньше, чем у тех, кто не имел "ручного" воспитания.

В понятие "на руках" я вкладываю и ношение в слинге (перевязи) или рюкзачке. Важно не в "чем", а "как" - кожа к коже или на расстоянии от мамы. Тот же смысл вкладываю в выражение "жить вместе с мамой": вместе - значит на руках, в постели и т.д.

Интересен путь детей, прошедших через длительный ручной период. Что примечательного по сравнению со сверстниками они приобрели? Удалось ли им во взрослом состоянии им сохранить душевную гармонию, эмоциональный заряд, полученный от мамы в период младенчества? С какими трудностями столкнулись в школе? В общении со сверстниками и взрослыми? Что говорит опыт тех, кто воспитывал детей, а не одного ребенка по этой системе?

Чем хороши специалисты - мы сталкиваемся с большим количеством детей, с разнообразной патологией и многоликой нормой. Прекрасно понимаю, что раздражает сторонников натурального воспитания в специалистах - теоретизированность. Но знания помогают проникать в сущность проблемы, обобщать отдельные случаи, воспринимать их как звенья процесса развития.

Не нужно воспринимать мои статьи как нападки на Ледлофф- сторонников. Я высказала и продолжаю высказывать свою точку зрения, свои мысли. И они больше рассчитаны на сомневающихся, а не на тех, кто уже выбрал систему воспитания. На сайте существует плюрализм мнений. Связаться с администрацией и опубликовать свою статью может каждый желающий.

Снова про воспитание

Индейцы живут там, где работают. Европейские родители лишены такой возможности: на службу приходится добираться. Да сам характер труда сильно отличается: сравните действия банковского служащего и, скажем, мастера по плетению корзин… Сторонники ручного воспитания рекомендуют брать детей с собой, если есть необходимость выйти на службу. На мой взгляд, лучше найти приходящую няню. На работе человек должен работать. А ребенок так или иначе становится "отвлекающим фактором", что не столько вредит службе, сколько сказывается на отношениях мамы и малыша. Так, родители екуана не выказывают раздражения, если ребенок испачкает их одежду. Вряд ли можно такое сказать о бизнес-леди, которой через час предстоят трудные переговоры.

Абсолютного зла в детском саду я не вижу, а вот ясли не уважаю как класс. Именно потому, что в яслях совершенно обезличен воспитательный момент. Не то, что на руки взять и приласкать - вовремя на горшок посадить не всегда успевают воспитатели. На мой взгляд, ребенок лишь к трехлетнему возрасту должен спокойно отпускать маму на несколько часов. До этого возраста надолго оставаться без мамы или личного взрослого, ее заменяющего, для него слишком травматично. Каждая семья выбирает свой стиль развития отношений, но все-таки стоит обратить внимание на следующие факторы, которые указывают на истощение нервной системы ребенка, в том числе из-за стресса:

  • болеет чаще раза в год;
  • неустойчивый стул (как запоры, так и стул чаще одного раза в день после 3 месяцев);
  • не может привыкнуть к 3 месяцам к режиму сна, еды и бодрствования;
  • засыпает вечером дольше 30 минут;
  • на первом году жизни не спит днем;
  • не отпускает маму из поля своего зрения; просыпается, если мама вышла из комнаты;
  • мало прибавляет в весе из месяца в месяц.

Интеллект

Немаловажным для современного компьютеризированного человека является интеллектуальное развитие. Ледлофф пишет о том, что извращенное развитие личности может снизить естественный умственный потенциал. На примере больных детей с эмоционально-волевыми расстройствами мы можем подтвердить это высказывание. Дети, у которых мало собственного волевого порыва, порой дольше и больше должны находиться в тесном телесном контакте со взрослыми. Часто даже и после года.

Если же отношения в семье холодные, а ребенка со смазанными эмоционально-волевыми проблемами воспитывают по новомодным программам раннего интеллектуального развития, то через короткий промежуток времени рискуют получить неуправляемого тирана, способного решать сложные математические и лингвистические задачи. Однако наш интеллектуал не сможет удержаться в школе: ни один самый гуманный учитель не выдержит, если его ученику будет нужно каждые пять минут выбегать из класса, а каждые две минуты - вскакивать из-за парты. Кроме того, такие дети чрезвычайно болезненно относятся к критике, могут даже ущипнуть или укусить педагога, который поправил букву в тетради. При этом сами они могут не осознавать психологических травм, которые наносят окружающим. Могут обзываться и ругаться, не думая о том, что слова обижают соседа.

Однако наличие у каждого ребенка естественного интеллектуального потенциала не означает, что он будет развиваться стихийно. Да, могут раскрыться способности и таланты, о которых мы даже не подозревали. При одном "но". С ребенком нужно заниматься. А если мама просто носит малыша на руках, то этого явно недостаточно.

Проблемы детской агрессии

В нынешний технократический век все больше и больше поднимает голову проблема отчужденности людей друг от друга и, как следствие, нечувствительность к переживаниям других. Что, в свою очередь, приводит к агрессивному поведению у малышей. В рамках одной статьи невозможно разобрать все ситуации, в которых дети проявляют негативные качества. Попытаемся проанализировать те, которые являются следствием именно извращения телесного восприятия себя.

На любой детской площадке можно встретить малышей, которые, уже умея говорить или так или иначе общаться, неизменно бьют других, отнимают игрушки и вопят. По моим наблюдениям, часто такое бывает с теми, кто не вышел из "периода всемогущества" - то есть раннего младенчества. Именно таких детей родственники "окучивали" мгновенно - периода ожидания у них не было вообще. Годовалый ребенок, получающий моментальный отклик взрослого, как будто ему месяц от роду, становится крайне нетерпеливым.

Причины такого поведения кроятся в том, что малыш не отделяет себя от мамы и одновременно не ощущает границ своего тела. Он искренне не понимает, почему мама - часть его - не защищает его и не отнимает мгновенно у соперника понравившуюся игрушку. Ему даже кажется, что рука или нога другого мальчика так же могут быть управляемы его желаниями, как руки взрослых, его нянчивших.

Мы надеемся, что программа сенсорной интеграции получит в нашей стране более широкое применение. Игротерапевты, владеющие телесно ориентированными методиками, будут работать на базах детских садов и школ. Иначе невозможно вернуть уже подросшего ребенка в состояние спокойного и комфортного младенчества, примирить его с собственным телом, а затем уже научить осознавать границы собственного "Я".

Микроклимат в семье

Вся обстановка жизни на природе в племени располагает к размеренности. Медленная речь и действия, монотонный труд, четкое разграничение обязанностей. Не зря же Ледлофф пишет о том, что она не видела праздно шатающихся мужчин и женщин. Раздражение среди взрослых не копится внутри, его просто нет, судя по благостным описаниям.

Еще раз подчеркну: микроклимат семьи играет основную роль в воспитании детей. Издерганные, ссорящиеся родители, взвинченная свекровь, раздраженная теща - не пример для подражания. Ребенок считывает модели поведения, и сколько бы ни таскали его на руках, будет скандалить и плакать. Так что мое мнение таково - сначала мама смиряется с положением дел в семье, и только потом начинает постоянно носить на себе ребенка.

Дети, которые сосут палец в младенчестве, а потом обсасывают игрушки, пододеяльники и ручки - это дети, которые прежде всего отгорожены от мира взрослых стеной непонимания. Им не хватает не только физического контакта, но и теплого отношения к себе - а оно может выражаться и в словах, и в совместных занятиях, в чем угодно.

Физическое здоровье

"Неужели наши специалисты верят в то, что природа не позаботилась о том, чтобы человеческий детеныш не страдал от несварения каждый раз, когда он попил молока матери?" Природа позаботилась. Но с момента выхода книжки прошло уже 30 лет. В 70-е годы прошлого века лактазная недостаточность была столь же экзотичным заболеванием, как СПИД или дисбактериоз. Сейчас с каждым годом растет количество детей, у которых ферменты, переваривающие молочный сахар, не включаются на полную силу сразу после рождения. Если ребенок слабый физически и не может высосать полную порцию молока, он получает питание с повышенным содержанием молочного сахара и малым количеством жира. Малыш быстро хочет есть снова, плачет. Находясь рядом с мамой, он получает грудь через 30-40 минут после кормления и круг замыкается. Живот пучит, молоко не усваивается или усваивается недостаточно. В этой ситуации разделение мамы и малыша для выдерживания 3-часового промежутка между кормлениями позволяет решить проблему без применения дополнительных лекарственных средств.

30 лет назад и дисбактериоз встречался не так часто, как сегодня. Раньше человеческие организмы умели жить в мире с собственной микрофлорой кишечника. Сейчас, под воздействием экологических и прочих факторов, изменились отношения между нормальной и условно-патогенной флорой. (Патогенная флора - допустим, вирус гриппа - попадает в организм из вне и почти всегда вызывает заболевания. Условно-патогенная просто присутствует в человеческом организме. Она может не приносить особой пользы, но, по крайней мере, не вызывает заболевания. Все дело в количестве. Если под воздействием каких-либо факторов она начинает усиленно размножаться, то человек чувствует себя нездоровым - появляются боли в животе, понос и прочие неприятности). При дисбактериозе также нужно очень четко выдерживать режим питания, а в некоторых случаях, как и при лактазной недостаточности, частично или полностью отказываться от грудного молока.

Есть также группа наследственных заболеваний обмена, при которых употребление молочных продуктов может привести к грубой задержке развития и даже умственной отсталости.

Последние слова

Еще одно наблюдение. Сторонники системы воспитания по Ледлофф в дискуссии, развернувшейся вокруг статьи "Индейское воспитание: плюсы и минусы. Взгляд врача", без конца переходили на личности. Оскорбления с их стороны не иссякали. Что, в общем-то, вполне соответствует стилю, в котором написана книга.

При этом сомневающиеся читатели были гораздо более корректны, задавали вопросы по существу. И их отзывы были типа: "А мы вот носим, потому что нам так нравится и так удобнее, и мы не понимаем, почему нужно воспитывать ребенка по-другому". А я не понимаю, почему нужно носить ребенка постоянно, если в этом нет необходимости. Вот и расходимся в разные стороны, идем каждый своей дорогой. В любви и согласии друг с другом, обмениваясь кулинарными рецептами и выкройками, впечатлениями от просмотренных фильмов и прочитанных книжек.


Отзывы пользователей
Предыдущие | Следующие
Оксана | 10.08.2013

Я так же считаю, что ребенок подскажет сам, что ему нужнее в определенный момент, а если мать дура, она начнет применять искусственные шаблоны и нарушит естественное развитие ребенка, и поэтому начинаются и историки и вырастают невротики, так как их программные пут заданный природой нарушен, это как влезть в экосистему и начать ее пере страивать, ребенок на столько гармоничен, что сам все знает, ему лишь нужно помочь в его желаниях. Ну я описываю здоровых детей, если есть патология, то только консультация врача, а к остальным применение изобретенных методик ни к чему хорошему может не привести

Наталья | 05.04.2013

У меня 3 деток. Старшему сыну 8 лет, среднему 1.3 года и девочке 5 месяцев. Старшего воспитывала так, как хотели моя свекровь и мужи:не таскай-привыкнет, не наедается-давай смесь, с собой спать не клади и т.д. В результате ребенок вырос сам по себе. Молоко закончилось в 3 месяца. Перешли на смесь. Иммунитет слабый до сих пор. Со сверстниками общается плохо, потому что плохо разговаривает. Любит играть один. В школе хулиганит. Учиться не хочет. Средний родился недоношеным на 36 неделе из-за гестоза у меня с весом 1600. Как только нас вместе в одну палату положили, стала носить его на ручках. Вскармливание в больнице было смешаное, чтоб быстрее рос. Но приехали домой и про смесь забыли. Дала грудь, и больще ни бутылочку, ни пустышку не взял. Спал со мной. В результате, очень развитый ребенок. Кормила грудью до самых третьих родов. Молока сначала мало было(я не знала, что уже жду девочку), и он иногда сутками на груди висел. Насосал молоко и себе, и сестре))) и кормлю теперь обоих. Зато теперь он идет на ручки, когда хочет кушать или спать. Играет со старшим сыном, когда тот не вшколе. Если его нет, то просто рядом со мной:если я на кухне, то он гремит кастрюлями, если я в ванной, то изучает стиральную машину. Я пылесошу-он на пылесосе катается, я мою пол-он в ведре с водой руками плещет. Но не просится на руки постоянно. А теперь водится с сестренкой, как умеет. И я не лезу к нему с требованиями тут не стучи, сюда не лезь, просто контролирую его познавательный процесс, сохраняя дистанцию. Надо-сам придет, и я не откажусь его подержать на руках. И дочу стараюсь брать почаще,чтобы поговорить с ней, поиграть. И она, хоть и маленькая, знает что я обязательно приду на зов. Она спит в кроватке всю ночь, просыпаясь поесть один раз, играет игрушками, лежит на животе, всем улыбается. Все они у меня разные. И самое главное для них-это любовь. Нельзя перелюбить ребенка, но можно недолюбить. Просто нужно быть мудрыми. Никто наверняка не знает, как нужно воспитывать ребенка. Только материнское сердце подскажет. И если подсказывает носить на руках-значит, будем носить!

Татьяна | 14.12.2012

Приветствую всех неравнодушных к проблеме носить или носить детей на руках. Я мама двух сыновей, разница в возрасте которых 18 лет. Моему младшему 7 месяцев. Считаю себя абсолютно счастливой женщиной! По по поводу статьи могу сказать следующее: сколько людей -столько мнений. Что касается моего жизненного опыта воспитания детей, я считаю, что во всем должна быть мера. Если у меня есть силы и возможность, то я всегда возьму на руки своего малыша, и буду его держать ровно столько, на сколько я могу это делать. Это происходит потому, что в первую очередь я хочу этого сама. Но если я не могу взять малыша по какой-то причине, то я всегда стараюсь его чем-то занять, отвлечь, чтобы ребенок понимал и привыкал к тому, что мама не всегда может быть "под рукой". Когда ребенок тянет ко мне ручки, то для меня это сигнал к тому, что он хочет быть со мной рядом, хочет ощутить мое тепло и защиту, а зачастую желание просто переместиться в пространстве того места, в котором он находиться. Так как он еще самостоятельно не может передвигаться, а любопытство к окружающему миру у него с каждой секундой растет, то я считаю, что именно я являюсь его проводником в этот мир. Если мой сыночек не может побежать ножками, то кто, кроме меня ему поможет совершить это действие. А тем кто в мой адрес говорит, что у меня ребенок ручной, отвечаю так: вот пойдет мой малыш ножками, тогда он уже сам сможет передвигаться и познавать мир и тогда уж будет не угнаться, только и держи!!!! Но мои руки всегда будут протянуты к нему на помощь!!! Ручных детей не бывает, бывают непонимающие родители и множество советчиков, которые только мешают в воспитании.

Юлия | 19.02.2012

Долго думала,писать ли отзыв и все-таки решилась. Вначале скажу как врач-психиатр: ув.автор,думаю,Вы прекрасно знаете принципы доказательной медицины.Из них следует,что ОПЫТ одного,даже самого долго практикующего врача и тем более какой-то отдельный случай считается слишком низкой доказательной базой для того,чтобы сделать правильные выводы.Из чего я заключаю-своим впечатляющим примером о ребенке,которого лечили,Вы просто хотели напугать неопытных мам и навязать свою точку зрения. Мальчик,которого Вы описали,явно нуждался/нуждается в психологической/психиатрической помощи.Я практически уверена,что проблема не в ношении на руках.Заочно не скажешь,в чем причина такого поведения,это может быть все что угодно,от конфликтов в семье до шизофрении,которая вообще мало зависит от внешних факторов. Книгу,которую Вы критикуете,я не читала,по ней свое мнение высказать не могу.Признаки истощения нервной системы слишком заужены и в большинстве случаев являются симптомамы других патологий (если вообще являются симптомами-детям допускается болеть до 6 раз в год,взрослым-до 3, частота стула у младенцев сильно варьирует в норме,засыпают дети по-разному,прибавка веса вообще зависит в последнюю очередь от истощения нервной системы).Пожелание автору: помните,что Ваши статьи читают и врачи тоже,перепроверяйте информацию,которую подаете. Теперь скажу как мама.До рождения ребенка Вашей статье я бы рукоплескала стоя.Я считала,что детей нельзя баловать,ни в коем случае не ложить с собой впостель (ибо можно придавить/он привыкнет и т.д),на руках носить только по мере надобности.Когда родилась моя дочь,я конечно уложила ее в кроватку.Она прснулась через 20 мин и понеслось...Первые 2 недели вспоминаю как кошмар:только начинаешь засыпать,снова возня,недовольное кряхтение,укачивание помогало мало.Не буду описывать подробно.Уложила к себе в кровать только тогда,когда от усталости стала засыпать на ходу и однажды ночью при кормлении чуть не выронила ребенка вниз головой на пол.Конечно,как у каждого врача,которого практически не учили нормам,а только потологии,в голове поплыли диагнозы.Конечно же я потащила малышку к детскому неврологу.Обследовались,никакой патологии не нашлось.А в нашей кровати доче оказалось очень комфортно и она стала себе спокойно спать,иногда посасывая сисю.Не отношу себя категорично к сторонникам каких-то конкретных идей,но пришла к выводу,что нужно хорошенько подумать,прежде чем брать на себя ответственность что-то советовать в отношении воспитания.Это слишком сложный и многогранный процесс.Дети разные.И повторюсь,отдельно взятые случаи,в том числе и мой, ни о чем не говорят. Мамочкам,которые носят ребенка на руках часто/постоянно: я восхищаюсь вами. Автору:не прикрывайте,пожалуйста,собственные взгляды медициной.И все-таки спасибо за статью,потому что это смело-высказывать свое мнение,зная,что оно будет встречено без радушия.

Марина | 08.01.2012

Здравствуйте, все! Респект всем кто с любовью отдается детишкам. Очень согласна с психологом, матерью двоих детей. Хотелось бы добавить по поводу водички - детям нужно предлагать водичку, т.к. обезвоживание страшно для маленьких. Дети, до года в частности, берут то что им НЕОБХОДИМО )))). Не забывайте про уровень влажности (50-70 %) в хорошо отапливаемых помещениях. Я теперь вааще удивляюсь выражению "не приучайте ребенка к рукам", наверное его придумали бездетные, злые и завистливые. Моему детенышу 1 и 8, на рукам практически уже не подержишь -жизнь бьет ключом, все куда-то бежит человечек. Здоровья, счастья и успехов!

Юлия | 22.12.2011

Моя девочка была очень ручной - практически до 1,4. Сейчас ей 1,8 и никаких проблем - играет сама, в развитии не отстает..я могу уходить хоть на целый день - ее это не тревожит, по возвращении встречает меня с радостью и сразу что-то показывает...а сначала мне казалось. что я ее буду носить до 3 лет. А ничего подобного - она посчитала, что все хватит :) И кормила я ее по требованию - и были ночи, когда через каждые 1,5 часа..но кормление завершила успешно - она даже не разу не вспомнила о груди - ей было 1,1, а у меня грудь даже не болела, наверно я это сделала просто вовремя. Так что я не знаю, какой вред от ношения ребенка. от материнского тепла...одно, что напрягает - так это то. что даже самому нельзя сходить в туалет:) Вообщем, времени на себя нет совсем.

Яна | 28.11.2011

С психологом и мамой двух детей согласна полностью. А детям автора не повезло......

Катя | 15.09.2011

Статья непонятна для меня совершенно... Интересно, а у автора есть дети? Как можно единые рамки устанавливать для всех? Все очень разные! У нас ребенок до года был очень беспокойным: я целыми днями носила доченьку на руках и пела ей песни, показывала что ее окружает и т.п. А иначе и быть не могло! Ее надо было заставлять лежать в истерике? Что за бред? Когда нашей девочке было хорошо, она и думала у кого-либо на руках сидеть, а когда плохо... это ведь совсем другое...

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.