Все о детях
от рождения до 3 лет

Статьи

Чтение для детей – секрет успеха в школе и в жизни

Зачем читать ребенку книги, когда он уже умеет сам?

Чтобы дети были успешны в жизни и хорошо учились в школе, родители готовы вкладывать большие деньги в их образование. Но лучшее средство помочь ребенку стать умным и успешным — у них в руках. И оно не требует ни знания методик, ни больших капиталовложений, ни дорогих гаджетов. Требует только времени и желания.

Чтобы обеспечить здоровому ребенку хорошее развитие речи и интеллекта, с ним надо много разговаривать, много ему читать и много с ним играть. Причем главное, конечно, читать. Это ужасно правильные слова, а правильные слова мы обычно что? — вот-вот, пропускаем мимо ушей. Но, может быть, имеет смысл подкрепить правильные слова данными научных исследований.

Чтение для детей – секрет успеха в школе и в жизни

Мы привыкли считать, что образование — дело дорогое. Что у детей из состоятельных семей и у детей высокообразованных родителей гораздо больше фора на самом старте и куда больше образовательных возможностей. Но оказывается, что для хорошей учебы в школе не так важно, из бедной семьи ребенок или из богатой, высшее у его родителей образование или всего несколько классов. Важно только одно: сколько с ним разговаривают в раннем детстве и как.

Этой теме, например, посвятили несколько научных работ американцы Бетти Харт и Тодд Рисли; данные их исследований показывают, что школьные успехи 9-10-летних детей прямо зависят от того, сколько с ними говорили в возрасте до 3 лет, а не от того, сколько получает папа и есть ли у мамы докторская степень. Родители самых успешных школьников могут быть какими угодно по уровню образования и доходов, но их всех отличает одно: они очень много и осмысленно разговаривают со своими детьми.

Чем ниже культурный уровень семьи — тем меньше с ребенком говорят, тем бессмысленнее ответы на его вопросы, тем больше всяких "не лезь" и "нельзя" приходится на одну положительную просьбу вроде "сходи туда-то" или "сделай то-то". Барбара Тизард и Мартин Хьюз в 1984 году обратили внимание, что более социально благополучные матери обсуждают со своими детьми больше разных тем и реже игнорируют их вопросы. А Джери Брофи в 1970 году выяснил, что, напротив, менее социально благополучные матери, помогая детям сортировать игрушки, дают меньше объяснений и больше указывают на ошибки.

А вот когда родители начинают читать детям — всякая социальная разница между ними стирается. И богатые, и бедные, и образованные, и необразованные в это время ведут себя одинаково: как хорошие родители. Все они дружелюбно и конструктивно взаимодействуют с детьми, не одергивают их, не ограничиваются запретами и приказами, а много разговаривают, задают вопросы сами и адекватно отвечают на вопросы детей. Эрика Хофф-Гинсберг пишет, что именно при чтении книг речь родителей становится богаче и разнообразнее, а ответы, которые они дают детям, побуждают детей развивать тему дальше. Именно такой (как ученые говорят, интерактивный) стиль общения с ребенком и закладывает фундамент для развития речи и хорошей учебы: дети учатся сложным мыслительным операциям.

Больше того: именно от этого зависит в дальнейшем, как и сколько дети будут читать, как понимать прочитанное — и насколько легко им будет учиться.

Но, может быть, когда они научатся читать — пусть читают сами? Хватит, большие уже? "Пусть сам читает, он уже умеет", — услышала я недавно от родителей первоклассника.

Чтение для детей – секрет успеха в школе и в жизни

Американский журналист и неутомимый пропагандист чтения детям вслух Джим Трелиз считает иначе: "Чтение вслух — это реклама чтения. Макдональдс же не перестает себя рекламировать, хотя все знают, что он есть".

Умение понимать на слух у детей формируется раньше, чем умение читать (понимать услышанное дети учатся примерно с рождения до пяти с половиной лет, а понимать прочитанное — с пяти с половиной до тринадцати). Слушать им легче, чем читать, — особенно пока чтение не стало для них легким, автоматическим процессом. До этих пор они слишком много сил тратят на расшифровку и понимание прочитанного — и слишком мало остается удовольствия, ради которого все и затевалось.

Однако дети вполне могут понять на слух книгу, которую еще не смогут прочитать сами. Поэтому еще одна важная причина читать подросшим детям — это "расширить меню", по выражению Трелиза. Если хотите, чтобы ребенок узнал, о чем говорится в вашей любимой книге, — читайте ему сами. "Девятилетка только что прожил два тяжелых года обучения, тестирования, работы, — теперь он умеет читать, но думает о чтении как о тяжком труде", — говорит Трелиз.

Все это становится особенно важно, если ребенку трудно читать — из-за плохого зрения, например, или из-за дислексии. Тогда чтение вслух — это и совместная работа, и общее удовольствие, и возможность осилить школьную программу, и открытая дверь в мировую культуру. А главное — это тихое, уютное, счастливое домашнее занятие, остров безопасности среди бушующих школьных страстей. Это и возможность поговорить со своим подросшим ребенком, и обсудить трудные вопросы с безопасной дистанции, на примере литературных героев.

Удивительно, насколько легко родители подрастающих детей сдают свои крепкие родительские позиции, жертвуя самым счастливым, самым домашним, самым теплым занятием, препоручая его учителям и нянькам, учебным центрам и развивающим студиям. И оставляя себе все самое унылое, самое невкусное, самое скучное: контроль за успеваемостью, уроки и бодания по поводу уборки в детской.


Отзывы пользователей
Валентина Ивахненко | 30.03.2014

очень нужная статья

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



Закрыть

© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.