Все о детях
от рождения до 3 лет

Статьи

Детский тайм-менеджмент и воспитание воли

Режим - зачем он маленькому ребенку?

Еще несколько лет назад такую науку, как тайм-менеджмент, осваивали лишь менеджеры и сотрудники крупных компаний в связи со своей служебной деятельностью. Но раз уплотняется рабочее время, это не может не сказаться на времени домашнем, семейном. О том, как организовать эту часть жизни, причем в семье с детьми, рассказывает новая книга психолога Екатерины Бурмистровой "Семейный тайм-менеджмент" — она готовится к выходу в издательстве "Никея". "Книга для родителей, которые хотят все успеть" — это реальные советы специалиста по семейным отношениям и многодетной мамы, успешно совмещающей семью и работу.

Поговорим о том, как приобщить к тайм-менеджменту детей, каким образом добиться того, чтобы они затрачивали на выполнение дел минимальное количество времени.

Наши попытки оптимизировать свое время не могут не затронуть тех, кто связан с нами неразрывно, — наших детей. Некоторые считают, что о детях, по крайней мере до тех пор, пока они еще маленькие, нужно только заботиться, отдавая им всю свою любовь, а они, в свою очередь, ничего нам не должны. Однако организовывать их, приучая к элементарному порядку, — жизненная необходимость. Если за ребенка все делают родители, его воля не формируется.

Первая ступень детского тайм-менеджмента — умение выполнять задания за определенный отрезок времени, по таймеру. Как известно, дети до семи лет времени не чувствуют, точнее, им присуще свое ощущение времени. Таковы особенности детского восприятия.

Вторая ступень — приобретение навыков самообслуживания, вырабатывание привычки к выполнению действий рутинных, неувлекательных и даже скучных, не вписывающихся в игровую реальность — короче говоря, таких, которыми заниматься совсем не хочется. Не хочется, а все-таки придется: надо, например, встать и переодеться (хотя, конечно, можно весь день проиграть и в ночной рубашке), умыться и почистить зубы (даже если эти занятия не доставляют ни малейшего удовольствия), выйти к завтраку, когда мама зовет, собрать игрушки (хотя непонятно, зачем их собирать), улечься спать днем (несмотря на то, что спать совершенно не хочется) и так далее...

Речь идет о зачатках бытовой самостоятельности, о выработке элементарных волевых качеств, о первичном тайм-менеджменте. Считается, что, если к четырем годам ребенок не приучится к соблюдению режима, то есть к последовательности выполнения необходимых дел, позже выработать этот навык окажется гораздо труднее.

Третья ступень — это желание помочь, сделать что-то доброе не для себя, а для любимых людей, — стремление, связанное с развитием нравственных качеств личности.

Однако само по себе дело не пойдет: если малыша не приучить к горшку, сам он к нему не приучится, если ребенок не растет в речевой среде, речи он не освоит и превратится в Маугли. Если родители не приложат вовремя должных усилий, ребенок никогда остро не прочувствует время. Он не захочет себя обслуживать, потому что это неинтересно, а уж помогать кому-то ему и в голову не придет. Уже к двум-трем годам дети прекрасно сознают, что являются объектами всеобщей заботы, а не теми, кому надлежит заботиться о других.

Зачастую у родителей просто не остается сил на то, чтобы отстоять свою точку зрения. В этом кроется одна из причин нервных срывов. Впрочем, у некоторых взрослых такие эмоциональные всплески обусловлены особенностями характера (когда любой труд воспринимается как наказание и все валится из рук), у других — внутрисемейными стереотипами (если маме или бабушке в свое время приходилось несладко), у третьих — недовольством мужем или женой, у четвертых — житейскими обстоятельствами (нелады на службе, хроническое недосыпание).

Разумеется, чем меньше отрицательных эмоций сопутствует воспитательному процессу, тем лучше. В противном случае в памяти ребенка закрепится не только действие, которое предстоит освоить, но и сопутствующая ему негативная эмоциональная окраска. Можно сказать, что в дошкольный период сам процесс обучения даже более важен, нежели его результат.

В старину дети воспринимались как помощники и оценивались в соответствии с тем, какие обязанности на них можно было возложить. Нынешний ребенок — это проект, в который нужно инвестировать время и деньги с тем, чтобы он развился оптимальным образом. Давно пересмотрена и, к сожалению, полностью отвергнута точка зрения, согласно которой человеческая личность формируется и развивается под воздействием труда, а воспитывается прежде всего в семье. Современное образование сфокусировано совершенно на другом, поэтому, прежде чем приступать к воспитанию воли ребенка, прежде чем приучать его разумно распоряжаться своим временем, вам нужно честно ответить себе, по крайней мере, на два вопроса: к каким результатам вы стремитесь и что по этому поводу думают остальные члены семьи. Если взрослым не удастся достичь согласия между собой и выработать консолидированную, пусть и компромиссную позицию, все ваши благие намерения будут обречены на провал.

Следует учитывать и еще один немаловажный фактор: раньше к воспитанию детей были подключены оба родителя, а затем в силу многих причин отцы стали все более дистанцироваться от этого процесса. Но один член семьи не в силах гармонично сформировать личность ребенка. Более того, такие попытки могут вылиться в затяжную войну двух характеров, в которой остальным домочадцам будут отведены второстепенные роли.

Отцы непременно должны участвовать в воспитании детей, даже если их время ограничено напряженной работой. В любом случае они смогут научить ребенка многим полезным вещам, а иногда и заставить его что-то вовремя сделать. К тому же если на папу возложены конкретные обязанности — например, именно он собирает вместе с ребенком игрушки перед сном, или именно он помогает ему чистить зубы, или он и только он собирает ребенка на прогулку, — отец лучше проникается той реальностью, в которой постоянно пребывает его супруга.

Я считаю, что приучать ребенка к труду следует обязательно. Только в этом случае он сможет без ощутимых потерь самостоятельно выйти в мир, создать семью и, в свою очередь, воспитать собственных детей. Для этого надо быть организованным в быту, ведь быт — основа формирования воли. Малыш должен вырасти человеком, умеющим позаботиться о себе, заработать на хлеб насущный и с честью выйти из неблагоприятных и даже опасных ситуаций, подстерегающих современного человека едва ли не на каждом шагу.

Всему этому можно и дóлжно учить детей дома, в семье, ни в коем случае не передоверяя эти заботы няне или профессиональным педагогам и психологам. Разумеется, им доступно многое, но воспитание воли в их компетенцию точно не входит! Не смогут они и научить ребенка обращаться со временем — эта задача по плечу лишь отцу с матерью. Да и в каждой семье процесс этот будет протекать по-разному, ведь многие взрослые со временем тоже явно не в ладу...


Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



Закрыть

© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.