Статьи

О кружках и секциях. Возраст. Принципы выбора

Когда начинать обучение ребенка музыке, танцам, рисованию? Исходя из чего выбирать кружок или студию?

Содержание:

Начинаем публикацию серии статей психолога Марины Озеровой о дополнительных занятиях детей, проще говоря — кружках и секциях. Источник — ЖЖ-сообщество "Дети в семье".

К содержанию

Возраст: стадия подражания

Любое специальное обучение (не участие в мамином-папином деле, а именно отдельное обучение ребенка) хорошо бы начинать, когда закончится период спонтанного творчества (это к концу дошкольного возраста, то есть хотя бы с 5-6 лет). В период раннего детства и дошкольного возраста ребенок может придумывать собственные, пусть непонятные взрослым, творческие "произведения": он распевает свои песни на "тарабарском" языке, сочиняет стишки с нестройным ритмом, танцует дикарские танцы просто от избытка энергии и рисует "каляки-маляки" (часто и на стенах). В этот период лучше позволить ребенку "производить", нежели "повторять". Пусть он творит спонтанно и свободно, без указаний и рамок, его еще не нужно учить "как надо".

В дошкольном возрасте ребенок находится в стадии подражания — он хочет подражать всем действиям, которые он видит и которые ему нравятся. Конечно, он еще не настолько владеет техникой, чтобы точно скопировать движения или произведения взрослых (например, он пишет, повторяя за мамой, но у него получается "филькина грамота"). Поэтому он не занимается полным копированием, но берет образец в качестве стимула (мама танцует, ему тоже хочется, но у него получаются другие движения).

В этом возрасте гораздо целесообразнее и эффективнее для дальнейшего обучения и последующего результата обеспечить ребенку стимулирующую творчество среду, а не водить его на специальные занятия. Мотивировать создавать свои собственные образы, давать выплескиваться этой мощной энергии, которая сейчас бурлит в нем, а не диктовать пошаговое исполнение заданного образца.

К содержанию

Стимулирующая среда

Для этого возраста вполне достаточно тех действий, которые ребенок предпринимает сам при наличии у него средств самовыражения (родители не "учат рисовать", но предлагают материалы и идеи, не "учат вокалу и постановке голоса", но создают музыкальный фон и поощряют желание петь и т.п.). Любое целенаправленное обучение в этом возрасте лишает ребенка радости первооткрывателя — создать свой собственный танец, песенку, художественный образ.

Не нужно думать, что если ребенок предоставлен в этот период свободному творчеству, потом его нужно будет "переучивать" или он будет хуже своих "раннеразвитых" сверстников усваивать материал. Наоборот, чем больше человек экспериментирует сам, чем больше он познает сам себя и свои возможности, тем лучше потом он будет осваивать предложенную деятельность. То есть чем больше ребенок будет исследовать данные ему средства ("баловаться" с красками), тем более эффективно он в будущем освоит техническую сторону дела.

Очень многие родители говорят: "Я сам ничего не умею". Дело в том, что ребенку не столько нужен образец (то есть вы музицируете-рисуете-танцуете-лепите и т.п.), а стимул и атмосфера. Вам даже не нужно уметь танцевать — нужно только восхищаться смешными подпрыгиваниями двухлетки, которые он выдает за танец. Дальше он будет "развивать" свой танец даже без увиденного образца. Конечно, можно вместе с ребенком смотреть различные танцы, но ему будет достаточно и собственного вдохновения.

Если у ребенка настоящий, стойкий интерес к делу, которое вы не можете дома преподавать, лучше опять-таки дать изучать материалы и инструменты, нежели отдавать на регулярное обучение. Дошкольный возраст — как раз самая главная эпоха креативности, и пусть ребенок максимально использует эти возможности, пусть он еще не знает "как надо", но пробует творить и придумывать. Дайте ребенку насладиться "периодом всемогущества", когда он смело экспериментирует. Не нужно торопить события — время обучения обязательно наступит.

К содержанию

Принципы выбора

Если все же родители не мыслят себя без того, чтобы водить ребенка на какие-либо занятия, стоит серьезно подойти к их выбору. Для меня есть несколько важных принципов.

  1. Самое главное — не навреди. Почему-то врачей этому учат, а педагогов — нет, хотя вред педагоги могут нанести не меньший, чем хирург-недоучка. Поэтому прежде чем отдавать ребенка на обучение, хорошо бы поинтересоваться соотношением пользы и вреда от этого самого занятия. Особенно это касается "раннего интеллектуального развития", искусственно стимулирующего те области мозга, которые в данном возрасте не развиты (чтение в два года, карточки в год и прочее), и спортивных секций.
    Спорт для здоровья и удовольствия — это прекрасно, но когда 3-4-летних детей отдают в профессиональный спорт — это не ради здоровья, а ради сборной страны. И ребенок уже "обречен" заниматься только этим спортом, а главное, это действительно вредит его здоровью. (Например, художественная или спортивная гимнастика: если девочка с раннего детства серьезно занимается, у нее определенным образом развивается тело, и потом в будущем нарушается менструальный цикл и нередко можно встретить спортсменок с диагнозом "бесплодие"). Поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем мечтать о золотых медалях на спортивном поприще — здоровья потом не вернешь ни за какие деньги.
  2. Ничего лишнего. Я не вижу смысла возить ребенка через весь город на "группы раннего развития", где его будут обучать тем навыкам, которые он с легкостью освоит дома, в бытовых занятиях. Это особенно касается методики Монтессори и разных "развивающих групп". Все это очень похоже на "специальное обучение дыханию". Ребенок и так дышит, с рождения. Так же он и развивается — только нужно предоставить ему для этого среду, а не таскать его в искусственно созданные условия для очистки совести: "Я же его развиваю — я хорошая мама — я выполняю свою функцию на "отлично". В бытовых делах и наблюдении за окружающим миром малыш получает все то, от чего в раннем детстве зависит его развитие.
  3. Отталкиваться от того, что имеем, а не от того, что отсутствует. Очень часто, опрашивая родителей по поводу выбора занятий их детей, я видела ответ: "Я вожу туда ребенка, потому что я этого не могу". На вопрос: а чем вы занимаетесь дома, человек обычно молчит. Я за то, чтобы мама и папа сначала учили ребенка тому, что умеют сами — именно родительская деятельность прежде всего увлекает детей (мы говорим о маленьких детях, с подростками потом разберемся). Так вот, для начала нужно подумать — что я могу дать ребенку, а потом уже выбирать дополнительные занятия с чужими преподавателями. И если родители имеют какие-то навыки, но думают, что их "недостаточно" и водят точно в такой же кружок ребенка, лучше сначала попробовать передать ребенку свое дело самим.
  4. Необходимость. То, что мы сами не можем, но хотим дать ребенку, должно быть вызвано необходимостью (стойкое желание ребенка, вы считаете это занятие необходимым для его дальнейшего развития и т.п.), а не модой, записью туда соседских детей, красивой рекламой и престижным местом, где все это проходит.

Продолжение следует...


Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.