Все о детях
от рождения до 3 лет

Статьи

Если осенью – в первый класс. Подготовить ребенка к школе: что это значит?

Как выбрать учителя? Делать ли с ребенком домашние задания

Содержание:

Большинство детей, которые пойдут осенью в первый класс, умеют читать и считать, и проблемы, которые чаще всего подстерегают первоклассников, касаются не учебы, а общения. Как выбрать учителя для будущего первоклассника? Вмешиваться ли в школьные конфликты? О чем говорить с ребенком накануне школы? Психолог Катерина Мурашова отвечает на частые вопросы родителей о школьной жизни.

Готов ли ребенок к школе

К содержанию

Первоклассник, адаптация к школе: как правильно?

— Что самое важное и для ребенка, и для родителей в первый год школьной жизни?

— Если ребенок готовился к школе, условно говоря, он умеет читать и писать, то учебные задачи — это не главное. Важнее его адаптация к новому социуму, в котором он будет так или иначе находиться.

Внимание родителей в этот год должно быть направлено не на его успеваемость, а на социальную составляющую: контакт с учительницей, с одноклассниками, со школьным помещением: не боится ли он ходить в туалет, успевает ли переодеться на физкультуру.

Что касается учебной адаптации, об этом надо было беспокоиться за год до школы и протестировать ребенка. Поздно беспокоиться о том, готов ли ребенок к школе, когда он уже пошел в первый класс.

— А если ребенок не рассказывает про раздевалку и туалет? Как узнать?

— Если в семь лет у ребенка такого контакта с родителями нет, это очень серьезная проблема. Она должна решаться в процессе семейного взаимодействия. 14-летний ребенок в норме не расскажет то, что произошло в школьной раздевалке, а уж тем более — в школьном туалете. 7-летний ребенок в норме должен об этом говорить.

— Как облегчить адаптацию к школьной жизни?

— Облегчать-то в норме ничего не надо: никакого кризиса начала школьного обучения нет и не должно быть. Есть вещи, которые являются, условно говоря, планово-кризисными, они заложены природой. Так вот на начало школьного обучения природой никакого кризиса не запрограммировано. И даже наоборот.

Если всё сделано правильно: ребенок отдан в школу, адекватную его уровню развития (не запихали среднего ребенка в усиленную математическую гимназию, а ребенка, который умеет читать, писать и брать интегралы, не посадили в школу, в которой до 4-го класса делать нечего), позиция родителей не тревожная, а спокойная: «Всё нормально, идешь на повышение, вчера — дошколенок, сегодня — школьник, ура-ура», то ребенок это воспринимает именно так. В норме-то это радостное событие, повышение социального статуса. Так же, как когда потом школьник становится студентом.

А если мама ходит и говорит: «Я с ужасом думаю о том, как мой ребенок пойдет в школу, он совершенно не привык, когда вокруг все будут суетиться, он вообще ничего не поймет, я прямо чувствую, что он будет неуспешный. Что же делать, что же делать?», — в этой атмосфере успешность ребенка и его адаптация сильно под вопросом.

— Как раз такая тревожная тональность и превалирует в обсуждениях на форумах, кстати.

— Вот-вот. Тогда эта информация очень важная для родителей: дети считывают эмоциональное состояние взрослых и подстраивают паттерн своего поведения под их ожидания.

К содержанию

Делать ли домашние задания вместе с ребенком

— Домашние задания: нужно ли контролировать их выполнение, или можно пустить на самотек?

— Это очень общий вопрос, здесь невозможно дать один ответ, который подойдет каждой семье. Мы можем иметь честолюбивого ребенка, такую Машеньку, у которой всегда палочки перпендикулярны, и все заголовочки подчеркнуты двумя чертами. Ее что проверяй, что не проверяй, заголовки будут подчеркнуты. И мы можем иметь ребенка, у которого школьная зрелость на грани. Но вот ему исполнилось уже 7 лет, и семья приняла решение отдавать в школу.

Он пошел в первый класс, но с трудом усваивает программу, половину не понимает, и, разумеется, такому ребенку нужно помогать, а где-то даже делать за него, потому что есть достаточно серьезный шанс, что за 4 года начальной школы он разгонится и догонит программу. И давать общий совет родителям этой Машеньки и этого пацанчика невозможно.

Все те, кто дает общие советы, например, «с ребенком делать уроки надо обязательно» или «нет, его с самого начала нужно приучать к самостоятельности», — шарлатаны, и родители должны это понимать. Никто не знает этого конкретного ребенка лучше, чем мама и папа. Другое дело, что родители могут запросить индивидуального совета у педагога, школьного психолога.

— Еще один частый вопрос: как подстроить новые графики всех членов семьи друг под друга?

— В советское время зима всегда наступала неожиданно: техника не готова, и прочее. Так вот, важно, чтобы первый класс ребенка не наступил неожиданно. За год надо думать о том, что в следующем году ребенок пойдет в первый класс и, совершенно очевидно, его кто-то должен будет отводить в школу и забирать. Либо мы планируем продленку, либо договариваемся с кем-то, кто будет его встречать, кормить, усаживать за уроки, пока не придут родители, либо еще какой-то вариант. Об этом имеет смысл думать раньше, а не 1 сентября. Это всегда решаемо.

К содержанию

Первая учительница: как выбрать

— Как выбрать учительницу для начальной школы, чтобы потом не пришлось жалеть или искать другую?

— Здесь, конечно, или выбирать заранее, или сказать себе: «Да ладно, я приспособилась, и он сможет». Это тоже позиция, и, кстати, в ряду позиций по отношению к выбору учительницы не самая плохая. «Мы учились, и у вас всё получится. Не буду я ничего выбирать, кого назначат, того назначат», — и эта же позиция транслируется ребенку: «Слушай, там может быть, конечно, разное, но ты у меня смышленый, к любой Марье Петровне можно приспособиться. Вообще это героическая профессия: вас у меня двое, я с вами едва справляюсь, а у нее вас 30, ты представь!».

Ребенок понимает, что какая бы ни оказалась Марья Петровна, ему к ней придется приспособиться. А мама время от времени подкрепляет: «Ну как Марья Петровна, орет? Редко орет? Ну, это вам повезло!».

Другая позиция, когда мать считает, что не может отдать своего ребенка наудачу, как кости кинуть: кто будет, тот будет. Такая позиция тоже имеет право быть.

Есть разные способы выбрать учительницу для начальной школы. Я знаю один, реально работающий. Присмотрели вы школу и знаете, что в этой школе три учительницы начальных классов, которые на следующий год будут набирать себе классы. Значит, сейчас у них выпускной, четвертый.

Приходите вы к моменту окончания школьного дня в эту школу и видите, что детей выпускают из школы. Часть из них встречают родители. Вы смотрите и выбираете ребенка, который, как вам кажется, чем-то похож на вашего. Например, он выбегает, у него пиджак расстегнут, ботинок развязан, он размахивает портфелем и дико орет. И вы чувствуете родную душу. Или, наоборот, выходит тихая девочка, оглядывается по сторонам, не видит сразу свою бабушку и начинает плакать, а бабушка несется к ней с криком: «Манечка, я тут».

Как только вы вычисляете того ребенка, который, как вам кажется, похож на вашего, вы подходите ко взрослому, который его встречает, и по-честному говорите: «Здравствуйте, мы идем в первый класс в эту школу, мой ребенок, мне показалось, чем-то похож на вашего. Как его зовут? Гришенька? На Гришеньку похож: такой же подвижный, такой же активный», — льстите вы бабушке, не обращая внимания, что Гришенька уже висит вниз головой на перилах, а портфель плавает в луже. «И вот, вы знаете, велик шанс, что мы попадем к вашей учительнице, скажите, пожалуйста, как вам эти четыре года жилось?».

И бабушка вам отвечает. Может быть, она скажет: «Вы знаете, наш Гришенька ведь такой оторва, на месте усидеть не может, но Марья Петровна нашла к нему подход, дает задания, он ей парты передвигает, носит что-то, мы очень довольны! Теперь даже тревожимся, как он будет без нее дальше». А может быть, бабушка скажет: «4 года кошмара! Марья Петровна у нас — человек старой закалки, за помарки снижает оценки, все должны сидеть, не шелохнувшись. А наш ведь не может усидеть ни минутки, по три замечания в дневнике каждую неделю носит». И вы делаете свои выводы. Довольно велик шанс, что если ваш ребенок попадет к этой учительнице, она будет вести себя с ним так же, как с Гришенькой.

Травля в школе

К содержанию

Травля в школе

— Есть ли ситуации, когда точно надо менять школу?

— Травля. Если дети попробовали ребенка на «козла отпущения» и у них получилось, только забирать. Сначала менять школу, затем разбираться, что случилось.

— Как первая экстренная мера?

— Да! Здесь нельзя ждать, что само рассосется, наладится, мы походим к психологу, и всё решится. В случае с травлей — однозначно забирать. Надо понимать, что разовая ситуация, даже ужасная, не является травлей. Например, ребенок, по мнению одноклассников, кого-то предал. Они его зажали и избили — это конфликт, это вещь, которая требует разбора и так далее, но это не травля. За травлю часто принимают другие штуки.

Травля — это когда на его месте мог быть кто-то другой. Есть такая групповая роль — «козел отпущения». Другое дело, что получается не со всеми, и об этом вы от вашего ребенка можете узнать задним числом: услышав какую-то историю, он вдруг скажет: «Да, со мной тоже так пытались сделать, но я сделал то-то и то-то, и вроде всё нормально».

— В конфликтах школьников родители должны принимать участие?

— Это как со школьным заданием: никогда мы не можем ответить на этот вопрос общим ответом. Бывают такие конфликты, в которых вмешательство взрослых не просто нужная вещь, а жизненная необходимость. А бывают конфликты, в которые родителям лучше не лезть, а дать ребенку самому их решить.

— Кроме травли есть однозначные ситуации, когда школу надо менять?

— Я больше не знаю. Остальное — индивидуальные вещи. Иногда переход действительно имеет смысл. Например, серьезный показатель к смене школы — хроническое неусваивание ребенком программы. Не одного предмета, а всей программы. Бывает, что ребенок, в целом, вписан в коллектив, его любят преподаватели, у него друзья в классе, он успешен в учебе, но вот один какой-то предмет не идет совершенно. Это имеет смысл решать на месте: нанимать репетиторов, разбираться с предметом, может быть, делать за него уроки. А если есть хроническое неусваивание программы, ребенок из месяца в месяц по ряду предметов совершенно не тянет, здесь, конечно, можно подумать о смене школы.


Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



Закрыть

© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.