Содержание:
Независимо от того, когда и почему вас посетила эта мысль, знайте: в ближайшие несколько лет именно она будет определять ваше родительское бытие и сознание. Такую магическую власть имеет Слово, которое, как известно, было вначале...
Прежде чем действовать (то есть бежать за букварем в магазин, за советом к подруге, в детский клуб - к кубикам Зайцева), постарайтесь ответить себе на два вопроса.
Первый: для чего я хочу научить малыша читать именно сейчас, когда ему полтора года (три года, пять лет)? Исключите приведенные ниже варианты как не совсем точные, не всегда объективные, вполне не-научно обоснованные:
- чтобы маленький человек не тратил драгоценное время зря: раньше всему научится - жизнь будет длиннее;
- если малыша ничему не учить, а только с ним играть, ему будет скучно: в итоге вырастет неинтересный человек;
- надо использовать тягу маленького ребенка к познанию окружающего мира: только в раннем детстве дети впитывают знания как губка;
- пусть научится читать пораньше, ему в школе легче будет;
- раннее развитие предполагает обязательное научение чтению, а мы - за раннее развитие!
Придумали свой вариант ответа (я подсказывать не буду)? Идем дальше.
Отвечайте на второй вопрос: что мой ребенок будет с умением читать делать дальше? Колоссальные затраты времени и сил, вложенные в обучение чтению малыша, сойдут на нет буквально в течение 2-3 месяцев, если вы перестанете с ним, якобы "уже умеющим читать", заниматься.
Меня трудно обвинить в пристрастном отношении к педагогике Марии Монтессори (мой младший сын ходит как раз в Монтессори-садик), но еще великий русский психолог Выготский, извините за вольный пересказ классика, критиковал отдельные положения ее методики. Да, Монтессори могла за три месяца научить трехлетних детей, к тому же не вполне умственно здоровых, писать каллиграфическим почерком. Но что писали малыши? "Добрый день, доктор Монтессори", "С Новым годом, доктор Монтессори"... Научить складывать буквы или слоги в слова - не значит научить ребенка читать. В том, как мы запоминаем, как пользуемся речью и языком, очень важную роль играет понимание смысла прочитанного, соотнесение его с реальной жизнью.
Чтение - это гораздо большее, чем механическое складывание букв в слова, а слов в предложение. Чем больше к моменту обучения чтению у ребенка накопилось собственного прожитого и прочувствованного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат. Если малышу приходилось есть яблоко, семечки сажать в горшочек, поливать их, выросший росточек пересаживать на даче, прочитать слово "яблоко" ему будет несравнимо легче.
Готов ли ребенок учиться читать?
Это можно проверить с помощью довольно объемного теста, который мы публикуем ниже. Если на большинство вопросов вы честно дадите положительный ответ, можете активизировать процесс обучения чтению - даже если вашему малышу всего лишь два с половиной или три года.
Развитие познания
- Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый - левый, большой - маленький, внутри - снаружи.
- Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые не могут катиться.
- Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
- Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания взрослых?
- Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?
Базовый опыт ребенка
- Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин; бывал ли он в зоопарке, на даче?
- Был ли малыш в библиотеке?
- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу книгу или рассказывать истории?
Языковое развитие
- Может ли ребенок назвать окружающие его предметы?
- Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
- Может ли он объяснить, для чего служат различные вещи - щетка, пылесос, холодильник?
- Может ли малыш сказать, где расположены предметы: на столе, под столом, около стола?
- Четко ли малыш выговаривает слова?
- Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
- Способен ли он участвовать в общем разговоре, разыграть какую-нибудь ситуацию или сыграть в домашнем спектакле?
Уровень эмоционального развития
- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
- Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня?
- Способен ли он работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Общение
- Включает ли малыш в игру других детей, делится ли с ними игрушками?
- Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли слушать других, не перебивая?
Физическое развитие?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных навыков - игры с мячом, прыжки, спуск и подъем по лестнице?
- Выглядит ли малыш бодрым и увлеченным? А здоровым, сытым отдохнувшим?
Зрительные способности
Зрительные различия
- Может ли идентифицировать схожие и несхожие предметы?
- Может ли различать по написанию буквы и короткие слова: б/п, кот/год?
Зрительная память
- Заметит ли ребенок отсутствие картинки, если ему сначала показали три картинки, а затем одну из них убрали?
- Знает ли малыш написание своего имени и хотя бы 4-5 коротких названия предметов (нос, сын, стул, стол, хлеб)?
Зрительное восприятие
- Способен ли ребенок разложить по порядку (то есть в заданной взрослым последовательности) серию картинок?
- Понимает ли он, что читают слева направо?
- Может ли самостоятельно сложить головоломку (пазл) из 15 предметов?
- Может ли интерпретировать картинку на знакомые темы: сформулировать главную мысль, проследить связи?
Слуховые способности
Различение на слух. Запоминание со слуха. Понимание на слух
- Может ли ребенок рифмовать слова?
- В состоянии ли он повторить за взрослым несколько слов или цифр?
- Может ли различать слова, начинающие с разных звуков: лес/вес, кот/пот?
- Способен ли пересказывать услышанную только что историю, сохранив основную мысль и последовательность?
Отношение к книгам
- Возникает ли у малыша желание посмотреть книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?
- Задает ли он вопросы о словах и печатных знаках?
Чтение - это...
Чтение - это волшебная нить, соединяющая мысль ребенка с напечатанным словом.
Чтение - это только верхушка айсберга, которая видна над водой: вся внутренняя работа малыша остается невидимой для нас.
Чтение - это связь всего предшествующего жизненного опыта ребенка с нынешним воспроизведением окружающей его действительности.
Чтение - это одновременно и процесс, и результат. Данный симбиоз, хотим мы этого или нет, невозможен без таких составляющих, как:
- особенности личности ребенка;
- отношение малыша к книгам;
- развитие его мышления и сферы ЧуВСТВ, ЭМОЦИЙ;
- словарный запас;
- образ себя (включая самостоятельность);
- отношения с родителями.
Вывод: чтение является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка. Чтение не одинаково как процесс (когда мы учим читать) и как результат (когда ребенок понимает прочитанное). А мы все удивляемся: одному в три года буквы покажи, через неделю зачитает сам; с другим три года занимайся каждый день, еле-еле по слогам к первому классу слова научится складывать. Ждать быстрого результата "по чтению" у такого малыша бессмысленно, все придет в свое время. Мы же не удивляемся, если занимающиеся в одной и той же изостудии дети-дошкольники рисуют совершенно по-разному - вроде, так и должно быть. А вот читать все почему-то должны научиться одинаково.
Мир во мне и вокруг
По мере взросления ребенок начинает постигать существование двух миров - "внутри меня" и "вокруг меня". Возможно, именно из осознания этого факта рождается потребность расширять свои знания об окружающей (внутренней и внешней) действительности с помощью книг.
Вот как взаимодействуют внешние и внутренние факторы, по мнению американского психолога Джеральдины Чейпи.
Внутренние факторы | Внешние факторы |
---|---|
способность мыслить | поддержка, тепло и любовь родителей |
любопытство | свобода пробовать и ошибаться |
жажда риска | отношения с родителями |
привычка к порядку | чувство юмора |
стремление к самостоятельности | возможность высказаться и быть выслушанным |
готовность сотрудничать | обстановка дома |
умение организовать собственную жизнь | разнообразие впечатлений, в том числе доступ к материалам, с которыми можно проделывать различные манипуляции; а также книги, газеты, журналы |
инициативность | хорошее питание |
открытость | поддержка |
приспособляемость | осознание опыта и его интерпретация |
гибкость | воспитание и обучение |
физическое здоровье | ценности, принятые в семье и среди ближайшего окружения |