Статьи

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду

Пять факторов, влияющих на привыкание к новой обстановке.

Каждому родителю хочется дать лучшее своему ребенку. Вначале лучшее питание и памперсы, затем лучшие игрушки и развивающую среду, детский сад, желательно с ремонтом, бассейном и чуткими педагогами, школу... Продолжать можно бесконечно.

Только если с тем, что можно купить, все понятно, то в плане дошкольных учреждений много "но"... Можно подобрать платный детский садик с проверенными воспитателями и успокоиться, но это не всем доступно, да и места в таких садах тоже разлетаются как пирожки. Можно пойти в районный отремонтированный сад с новыми игрушками, но не умеющими работать с детьми воспитателями. Можно пойти в сад рядом с домом, с обшарпанными стенами, но получить чутких, добрых и заботливых воспитателей. Вариаций много. И тут дело удачи, а путевка уже у вас на руках.

В своей практике я очень часто встречаюсь с мнением, что на то, как пойдет ребенок в детский сад и как он адаптируется, влияет воспитатель. Несомненно, что личность воспитателя важна. Но в первую очередь адаптируют ребенка к новым условиям родители. И процесс адаптации к детскому саду надо начинать за 6 месяцев до первого посещения.

Почему так заблаговременно? Так складывается, что кто-то вынужден отдавать в сад ребенка в 1,5 года, кто-то в 3. Я думаю, не вызывает сомнений тот факт, что ребенок в 3 года самостоятельнее ребенка в 1,5. Но есть множество возрастных особенностей детей, которые будут влиять на адаптацию в том или ином возрасте.

Если мы берем малыша 1,5 лет, то первое, о чем пекутся родители, это вопросы горшка и самообслуживания. Да, это важно. Но важнее всего, что с 1 года до 3 лет происходит психологическое отделение ребенка от мамы, когда он осознает собственное "Я". Мама выступает в роли защиты от всех бед, в любой стрессовой ситуации малыш бежит к ней. Будь то падение со стула или простой взгляд строгой соседки — мама придет на помощь.

А тут ситуация детского сада. Стресс, новая обстановка, множество детей — и Я уже не центр вселенной, у меня отобрали игрушку, запретили есть яблоко не за столом, высаживают на ненавистный горшок через каждый час. Где мама? Нет мамы! А защитные механизмы психики не успели сформироваться к новым условиям. И в итоге через пару месяцев мама садится дома с ребенком, потому что тот начинает активно болеть "из-за того, что в группу водят больных детей". При этом четко одна и та же половина группы посещает ее даже в эпидемии и не болеет. Либо начинаются энурезы, диатезы, навязчивые движения и прочие неприятности.

С ребенком трех лет, казалось бы, все проще. Психологическое отделение от мамы должно находиться в стадии завершения. Защитные механизмы активно формируются. Главное — ребенок уже может рассказать, что не так. Но тут на ринг выступает кризис 3 лет. Вы просто не узнаете своего ребенка. Негативизм, делание все наперекор родителям, а порой и самому себе. В саду ребенок либо раздает шишки, либо их получает. В любом случае либо ребенок начинает болеть, либо предоставляет все возможные ситуации для волнения.

Возникает вопрос, когда отдавать ребенка в детский сад. На самом деле во всех случаях играет огромную роль психологическая подготовка, и если она была проведена, то и в 2-3-4 года ваш любимый малыш с минимальными потерями войдет в новый социум.

Перечислю основные факторы, которые оказывают влияние на адаптацию в детском саду.

Первое, с чего нужно начинать родителям, это режим детского сада. Сводится он к нему постепенно, корректируя время каждые 2-3 дня по 5 минут. Режим сна и еды крайне важен для ребенка — это стабильность его нервной системы, которая связана напрямую с иммунной, чтобы оказывать сопротивление при малейшем стрессе.

Второй фактор — это границы, запреты и наказания. Понятно, что дома границы дозволенного значительно отличаются от границ группы детского сада. Но есть общие правила, которые надо ребенку прививать постепенно. Например, перед едой и после еды мы идем мыть ручки. Кушаем только за столом на кухне. Поиграл в игрушку — положил на место. Обувь в прихожей ставим на одно место. Такие мини-правила, которые вводятся постепенно, подготавливают ребенка к тому огромному количеству запретов, с которыми ему придется столкнуться.

Третий фактор — умение ребенком переносить расставание с мамой. Вопрос доверия к маме. Мама начинает раз в неделю увеличивать интервал своего отсутствия, когда ребенок не спит. Вводится ритуал прощания и главное формируется доверие ребенка к знанию, что мама вернется тогда, когда пообещала. У детей нет чувства времени, поэтому важно говорить, что будет происходить, когда вы вернетесь. Например, "Я вернусь, когда ты с папой пообедаешь" или "Я вернусь вечером — когда за окошком станет темно и ты съешь вечерний творожок". Если ребенок так чувствителен к вашему уходу, что не выпускает вас даже из комнаты, то начинаем учить ребенка расставаться с вами в рамках квартиры, затем уходим в магазин за хлебом на 20 минут и так постепенно увеличиваем интервал до полного дня.

Четвертый фактор — навыки самообслуживания. У детей 1-3 года жизни присутствует сенсомотороный интеллект — мышление через движение. Преобладает двигательная и эмоциональная память. Ребенок достаточно быстро учится владеть ложкой и кружкой, залезать на табуретку. Многие подумают: "Это не про моего ребенка". Не правда. Это про вашего ребенка, вопрос: как часто вы даете ему закреплять эти навыки. Как часто не даете самостоятельно залезть на стул или упасть с него, как часто жертвуете приготовленным обедом, который идет "не впрок" мимо рта. К этому относится и вопрос одежды. Если покупать свободные шорты, а не надевать колготы, то ребенок быстро научится их надевать. Если покупать футболки со свободным горлом, результат также не заставляет себя ждать.

Пятый фактор — формирование психологических защит. В этом огромную роль играют взаимоотношения между родителями и ребенком. В каких случаях родители оказывают поддержку ребенку, а в каких дают искать самостоятельного решения. По моему опыту, на формирование психологических защит оказывает негативное влияние совместный сон с ребенком и позднее отлучение от груди.

Как видите, каждый фактор — это дело не одного дня и даже не одной недели. Чтобы не травмировать психику ребенка, процесс подготовки должен быть естественен и максимально комфортен.

В детском центре "Ромашка" мы регулярно проводим тренинг на тему "Адаптация ребенка к детскому саду". Он идет один день, три часа. На нем мы разбираем все вопросы, связанные с адаптацией к ДОУ: подготовка к саду, налаживание взаимоотношений с воспитателями, вопросы, связанные с частыми болезнями ребенка в ДОУ, возможные ситуации с ребенком в детском саду в первые месяцы — истерики при расставании, слезы при встрече, агрессия в группе и дома и многое другое.

Статья предоставлена сайтом Det-sad.com

Отзывы пользователей
Инга | 23.12.2013

Мы тоже сталкнулись с такой проблемой...Первую неделю сынуля(Назар 2 года) ходил без проблем:хорошо просыпался,завтракал,рассказывал,что хочет идти "к деткам" и забегал в группу первее всех!Но спустя неделю ребенка словно подменили!Он заливается в истереке только при виде самих ворот садика,впивается мне в шею и просто ором орет...Ребенок неоднократно оставался с бабушками и бывало с ночевкой и о маме даже не вспоминал!Раньше он был общительным мальчиком,обожал ходить развлекательные центры,где весело играл с детишками,но сейчас я не могу понять что с моим ребенком-он избегает детей!!!А сегодня вообще,забирая сыночка из сада,я обнаружила у него кровь из носа на что воспитатель сказала,что этого при ней небыло...Помогите советом,я не прнимаю что происходит с моим сыном....

Люда | 20.11.2013

Ребенок пошел в сад в 2 года, сначала не плакал, рассказывал, что детки плачут. А потом как подменили - плачет дома, плачет по дороге в сад, в раздевалке....... И не просто плачет - цепляется за одежду, начинается неврологическая рвота. Воспитательница заняла позицию "Или по-моему, или никак", отрывает ребенка от моей одежды, но при это, когда я уговариваю его зайти вгруппу и он идет сам!!! не встретит и не заиграет!!! Меня несколько раз своим хамством довела до слез - я не развернулась и не ушла вместе с малышом только ради него, чтобы он не думал, что можно и не пойти в группу. Теперь отказывается одеваться даже на прогулку, с криком и истерикой, хотя все два года гуляли на улице с утра и до темна в любую погоду...... Я пробовала приучать к саду - ходили летом туда гулять, все время был режим садика, но вот оставлять мне его без мамы было не на кого. Совсем - живем вдвоем, без папы, мои родители умерли. Сами понимаете, что няню нанять не за что. Я вижу, что ребенок психологически страдает, и, как написано в статье, начал постоянно и продолжительно болеть. До прочтения этой статьи я и сама начала подозревать, что болеет он скорее из-за морального состояния, а не из-за больных деток в группе..... За два месяца болел больше, чем за предыдущий год. Помогите мне, чем сможете - советом, опытом, рекомендацией, примером.. .mila.kislichenko@mail.ru

Татьяна | 07.09.2011

Недавно пошли в сад, ребенку 2 года. Когда видит, что другие дети плачут и не отпускают своих мам, у моей дочки начинается паника, она хватает мою ногу и говорит: "Детки плачут...". Я боюсь, как бы и она не стала так реагировать на расставания. Меня она отпускает хорошо, ручкой машет, в щечку целует и уходит в группу. Я не хочу, чтобы ее психика травмировалась... Как мне быть? Посоветуйте, пожалуйста!

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.