Статьи

Как развивать ребенка до года? Часть I

Общаться, "подбрасывать" подходящие предметы и не ограничивать в действиях с ними.

Содержание:

любить
тетешкаться
нянчиться
возиться
целовать
пестовать
тешить
гладить
обнимать
носить на руках
прижимать к груди
лелеять
качать
баюкать

В общем, кто так и понимает "развитие младенцев", дальше можно не читать...

К содержанию

Эмоциональное развитие

Основная деятельность младенческого периода — эмоциональное общение с мамой (или со взрослым, который ее заменяет). От того, насколько в этот период сформирована привязанность и насколько ребенок "напитался" любовью, зависит все его последующее развитие (в том числе и умственное). Именно поэтому детдомовские детки, окруженные "педагогическим коллективом", но лишенные достаточного внимания и человеческого тепла, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Не потому, что недостаток "развивающей программы", а потому, что любое развитие младенца опирается только на одно — удовлетворение его потребностей в эмоциональном общении.

Сейчас угрожающая мода на "раннее развитие", когда малышей чуть ли не с рождения "водят на кружки", чтобы там их "правильно развивали". Что получает младенчик от таких "вождений"? Он попадает в незнакомую среду, в искусственно созданные условия (когда его задача — познавать естественное течение домашней жизни и окружающий мир), и главное — дети очень чутко настроены на эмоции мамы.

Что чувствует мама, возя свою крошку на занятия (пусть это не чтение для грудничков, а самые безобидные игры)? Мама прежде всего чувствует, что должна получить РЕЗУЛЬТАТ. И вместо полного принятия своего младенчика она начинает испытывать эмоции по поводу "насколько ее ребенок развит по сравнению с другими". И вот эту вибрацию ребенок чувствует лучше всего: "хороший" ли он, "умный" ли он? И когда ребенком нужно просто наслаждаться, мамы вводят его в систему оценки по достижениям (ну какие же у грудничка достижения?!).

А соседский уже сидит! Уже ползает! Уже ходит! Плавает с рождения! Закаленный! К году знает все буквы! А мой... И вот это больше всего отражается на малыше. Потому что младенчество — период, когда закрепляется жизненная позиция, которая в идеале должна быть "в этом мире хорошо, меня любят и я всех люблю". А получается "меня любят в зависимости от" (мама радуется, когда ребенок удовлетворяет ее амбиции, и огорчается, когда он на фоне сверстников выглядит "не таким умным").

Итак, первый вред "раннего развития" c увлечением "развивающими методиками" и "хождения по кружкам" с младенцем — мама теряет эмоциональное спокойствие, начинает сравнивать своего ребенка, а главное — проецирует на него свои эмоции в связи с этим.

К содержанию

Развитие мышления

Как мы уже говорили, младенец целиком и полностью зависим от мамы. То есть если он не находит ее рядом, когда зовет (даже если она в соседней комнате), его организм должен бросать все силы на борьбу со стрессом и стараться выжить в таких жестких условиях. Вспомним слова Винникота, писавшего, что младенец, не находящий маму, чувствует "внутреннее умирание": зову маму — ее нет — видимо, ее больше не будет никогда — придется как-то жить без нее — какой ужас (младенцы не понимают, что такое скоро или потом, у них нет осознания времени). То есть если ребенок не получает достаточной уверенности, что мама — это некая константа, вокруг которой движется весь остальной мир, его организму приходится тратить силы на борьбу со стрессом (и жить-то как-то надо дальше, адаптироваться), а не на развитие мышления и прочую блажь. Ребенок как бы воспринимает все остальное через маму и через отношения с ней. Хорошо у мамы на ручках — мир прекрасен. Мамы нет — еще надо подумать, стоит ли жить в этом мире.

Мышление на протяжении младенческого периода наглядно-действенное. Это не значит, что ребенок должен получить "наглядный материал" и действовать с ним. Это значит, что он должен видеть предметы и пытаться с ними взаимодействовать и должен видеть действия других и пытаться им подражать.

Работа мышления основана на той информации, которую добывают каналы восприятия, так что в следующий раз будем подробно говорить о восприятии. Пока, говоря о мышлении, надо заметить следующие несколько пунктов:

  1. Чем больше возможностей взаимодействия с одним предметом, тем интенсивнее развивается мозг и мышление. Что это означает? Все новомодные игрушки, запрограммированные на определенные действия, воспитывают шаблонно мыслящую обезьянку, а не творческую личность. В самом деле, вы можете импровизировать с игрушкой, которая только и делает, что вставляется в определенное отверстие или способна издавать один и тот же звук при нажатии кнопки? Хорошо, этот тип взаимодействия освоен, а что дальше? А дальше — ноль. Поэтому "развивающие игрушки" и малышовая электроника объясняют младенцам, что думать в принципе излишне и никаких других способов освоения данного предмета не существует. То есть если вам хочется дать ребенку "развивающие игрушки", надо выделить ему бытовые предметы и максимально упрощенные игрушки (мячик, кубик, погремушка, лоскутки, брусочки и т.п.) для того, чтобы он находил новые и новые способы их использования. Чем проще игрушка — тем выше работа мозга при взаимодействии с нею, и наоборот.
  2. Любое действие, произведенное в этом мире, дает какой-то результат. Изменишь действие — получишь другой результат.
    Это очень хорошо знают ползунки, сваливающие на себя скатерть со стола. Ребенок должен видеть, что его действия приносят плоды (конечно, некоторые такие плоды мамам приходится разгребать несколько часов). Потянул за пеленку — получил ее в свои руки. Бросил игрушку — она оказалась на полу. Бросил туда же чашку — ого! Сколько новых маленьких предметов и какой отличный звук!
    Что это означает? Обучение ребенка по "развивающим методикам", когда надо заучить определенную последовательность действий (раскладывание предметов в определенном порядке, собирание пирамидок, вставление предмета в ячейку, сортеры и т.п.) означает, что новых действий изобретать не надо, а от изменения действий все равно не будет нового результата. (Я не сказала, что пирамидку собирать вредно — будьте внимательны. Я пытаюсь сказать, что спонтанное освоение предметов и отсутствие заранее продиктованного алгоритма действий гораздо ценнее для развития.)
    Итак, что важного мы должны понять: ребенок учится действовать с предметом, и он должен получать разные результаты в зависимости от своих действий: если кинуть чашку на пол, появятся маленькие кусочки и дзинь, если бросить ту же чашку маме на колени, ничего такого не будет. Опять же — для этого эти самые предметы должны позволять ребенку вариации действий с ними, а не заданный алгоритм и готовую траекторию. Простой пример: чашка-непроливайка не делает ничего такого, что делает обычная чашка. Обычную чашку можно надеть себе на голову, разбить, перевернуть (из нее почему-то выливается) и т.п. Главное — изменяются действия, изменяется результат (особенно нравится маме надевание на голову, она очень бурно реагирует). Чашка-непроливайка запрограммирована на ровно одно действие, и ничего интересного больше выдать не способна.
  3. К концу младенческого периода (обычно около года) ребенок познает великую вещь: оказывается, действие может быть не само по себе, а связано с другим. Пока ты стоишь у стола, чашку не достать. Но если забраться на стул, а потом потянуться за чашкой — ты победитель! Построению связной цепочки действий, а тем самым новому скачку развития мышления мешает больше всего ограниченное движение ребенка (зачем стараться — из манежа все равно не выползешь, дальше развивающего коврика побег невозможен). Поэтому, если вам важно развитие мышления и будущие способности, старайтесь предоставлять ребенку максимальную свободу в исследовании дома и использовании бытовых предметов (конечно, при условии, что любимые бабушкины вазы убраны и опасные для жизни предметы изъяты из поля деятельности). Чем больше ребенок таким образом "возится" сам, тем больше необходимых для мозга связных цепочек он построит.
  4. Хорошее подспорье — пестушки, потешки и простое проговаривание действий для ребенка. Это связывает осознание себя (рука — это всего лишь часть меня!), осмысление действий и закрепление некоторых связей между действиями. Поэтому пойте потешки на здоровье и проговаривайте малышу ваши действия во время бытовых домашних дел!

Окончание следует.


Отзывы пользователей
Vladka13 | 09.01.2018

Очень хорошие советы, главное их правильно понять, для этого следует внимательно читать, что бы потом не писать ерь типов дать кружку и пусть играет"-бред. Это только подсказки для мамы. Ребёнку нужна свобода действий, а не ограничение действия.

Елена | 26.05.2016

Валентина, вы мыслите узко.. тут совсем не об этом написано, и вы не поняли статью...

Катюшка | 10.06.2013

Да. спасибо, читаю уже не первую статью из данного цикла-хорошие советы и материал!

Валентина | 05.05.2013

То есть не нужно покупать ребенку развивающие игрушки, водить в развивающие кружки, заниматься с ним по развивающим методикам? Дать ему кружку и пусть играет?

Иоланта | 06.11.2012

Очень интересная статья. Спасибо автору!

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.