Можно ли позволить ребенку быть собой
— Мамочка, ваш Ваня сегодня опять совершенно никого не слушался.
Ваня стоит и старательно смотрит в другую сторону, упрямо сопит.
— В чём это выражалось? — спокойно, но немного устало говорит мама.
— Что значит в чём? — задыхается от праведного гнева воспитатель. — Да во всём. На обеде не стал есть гречку, несмотря на все наши уговоры.
— Он не любит гречку, — попыталась вставить мама. Но воспитатель, похоже, не услышала.
— На рисовании все сидели, занимались, а он, видите ли, не хотел рисовать, хотел продолжать играть в конструктор. Ладно, кое-как затащили на занятие. Потом все сидят, рисуют травку зелёной краской, а он начинает просить другие цвета. Ну и ладно бы просто тихо взял, он же всех взбудоражил и отвлёк. Он же у нас не один! А в сон-час! Да он нам его попросту сорвал!
— Как именно сорвал? — всё также спокойно, но чуть более устало говорит мама.
— Форменно! Он просто отказался идти в спальню! Говорю же — совсем не слушается старших. Ему же не два года, он уже обязан!
— Что обязан? — уже немного менее спокойно говорит мама.
— Выполнять просьбы старших, конечно! Слышать, понимать и выполнять!
— А почему ему просто нельзя не спать? Он давно уже прекрасно обходится без дневного сна. Может быть, он просто посидит в тихий час, порисует?
— Мы не можем создавать прецедент! — возмущенно и даже немного удивленно говорит воспитатель.
Ваня пристально смотрит в окно, прижимаясь к маме, нетерпеливо постукивая ногой об пол. Как будто пытается одним взглядом просочиться отсюда прочь.
Это собирательный образ. Пришел ко мне ото всех мам, которые когда-либо делились со мной подобным.
Я часто слышу такие истории. Слышу от тех, кто приходит к нам в клуб и сад, слышу в нашем лагере, на площадке, в мамских группах в ФБ, от друзей. Прилетает им (и мне) отовсюду — сад, начальная школа, врачи, родственники.
«С ним невозможно справиться!», «Она не управляемая!», «Совершенно невоспитанный ребенок!»
Прежде всего прилетает мамам активным, самостоятельно изучающим детскую психологию развития, внимательно относящимся к своей родительской роли и личности своего малыша. Потому что именно они сохраняют в детях понимание своих потребностей. А социуму это неудобно.
Ну, и ребёнок должен быть с ярким темпераментом, чтобы этот грустный пазл сложился. Тихие от природы дети вполне себе никому не мешают в любых обстоятельствах.
И вот слушаю я таких мам и каждый раз внутренне сжимаюсь. От жалости к ребёнку, к маме, от чувства вины, которое падает на её плечи. И самое тяжёлое здесь услышать: «А может, правда, с ним/ней что-то не так? Может, я как-то не так воспитываю?». Услышать это от самых вдумчивых, осознанных, терпеливых. Они читают, консультируются, учатся, ищут подходы, мотивируют, развивают с тем, чтобы в какой-то момент очередная просоветская кумушка таки пошатнула в ней веру в себя и ребёнка. Просто потому, что их много, этих кумушек. И не всегда рядом найдётся человек, который скажет: «Да нет же, это не ты, это все они что-то явно делают не так».
Единственная проблема этих детей (по правде сказать, не совсем она и их) — они неудобны для социума, в котором оказались. Неудобны наличием своего мнения, интересов, укладов, отличных от принятых за основу. И способностью свои интересы отстаивать.
За взрослыми мы научились (почти) оставлять их право иметь своё мнение. И как-то их мотивировать, идти на компромиссы. Детям мы всё ещё в этом отказываем. Увы. Повально и повсеместно.
И знаете, что мы в этот момент делаем? Убиваем не случившихся Стивов Джобсов, Ричардов Бренсонов, Олегов Тиньковых, Марков Цукербергов, Илонов Масков, Павлов Дуровых и других прекрасных личностей. Потому что главная составляющая выдающейся личности — собственно выдаваться, иметь смелость делать всё не так, как принято.
Знаете, какая корреляция между прилежным выполнением всех требуемых задач в школе, отличными оценками и успехом в дальнейшей жизни? Ноль! Нет никакой связи. Не дают высокие баллы по ЕГЭ никаких, ну вот совсем никаких гарантий хоть какого-то благополучия в будущем.
А вот понимание себя, своих потребностей и целей, умение их себе ставить и идти к ним, упорство на своём пути — это все характерные черты успешных людей. Не находите, что это как раз те черты, которые так неудобны социуму в детстве?
В общем, мамы неудобных детей, боритесь за их право оставаться собой! Они прекрасны! Как же я обожаю неудобных детей! Я, конечно, не настаиваю. Каждому своё.
Хотя, к чёрту толерантность! Я настаиваю! Дайте детям быть собой. Это будет лучшим подарком в этой жизни и ему, и всей семье! Да и миру, в целом. Я уверена! Хотя в начале пути придётся непросто.