Все о детях
от рождения до 3 лет

Статьи

Обучение через игру (19-24 месяца). Часть 1

Вторую половину второго года жизни отличает растущее стремление ребенка к самостоятельности. Ребенок начинает осознавать себя как личность и старается все больше делать для себя сам.

Содержание:

К содержанию

Главные признаки возраста

Вторую половину второго года жизни отличает растущее стремление ребенка к самостоятельности.

Ребенок начинает осознавать себя как личность и старается все больше делать для себя сам. Частью определения понятия "я" является проверка собственных возможностей и понимание родительских ограничений его действий.

Он получает удовольствие от того, что постоянно ходит, бегает, куда-то залезает. Сама ходьба становится более уверенной; малыш теперь может показать вам, как он ходит боком или спиной вперед. В этот период ребенок стремится выполнять более сложные движения, требующие толчка и ускорения (бросание мяча). Играя, он ищет новый пространственный опыт; его интересуют горки, качели, мячи. Ребенок может казаться вам столь же "невнимательным", как и в ранние месяцы жизни: дело в том, что интересов у него теперь много, а внимания на все просто не хватает.

Его особенно интересуют мелкие предметы. Он уже отдает явное предпочтение одной руке и настолько хорошо управляется со своими пальчиками, что может сложить головоломку из двух-трех частей, нанизать бусинки на нитку и забивать в доску колышки. Ребенку нравятся инструменты с ручками: он учится использовать их как продолжение своей руки. Вот он забивает колышки в дощечку с отверстиями - это хорошо для координации глаза и руки (что, кстати, позволяет начать ему рисовать), а еще важно, что малыш видит результаты своих действий. Интерес к результатам игры - новое в развитии ребенка. Ему любопытно, как предметы вставляются один в другой, ему нравятся кубики, потому что из них можно строить.

Возрастает способность подражать. Переодевание - важная игра, которая выражает желание ребенка быть взрослым. Игра с обычными повседневными предметами позволяет ребенку испытать удовольствие от собственного личного мира, и он часто будет находить новое применение знакомой кухонной утвари или коробкам. Ребенок будет также играть с игрушками, но только после того, как испытает их физические свойства. Прежде чем поговорить по новому игрушечному телефону, сначала повертит его в руках, потянет во все стороны и перекрутит провод. Дети этого возраста могут играть сами по себе в течение от 15 минут до 1 часа, если взрослый остается рядом с ребенком. Быстро растет запас понимаемых ребенком слов. Большинство его высказываний - это еще фразы всего из двух слов; но он проявляет все возрастающую способность понимать правила языка взрослого. Добавляются к языку малыша слова, касающиеся пространства: "там", "где", "сторона" или "на улице"; он понимает слова "скоро" и "ждать", а также простые просьбы: "Покажи мне собаку". Играя, он разговаривает со своими куклами и зверушками, как с людьми.

Двухлетний ребенок должен быть активным участником процессов кормления и одевания. Большинство детей этого возраста способны есть самостоятельно, хотя при этом требуется пристальное наблюдение. Одевание становится важной частью дня, поскольку ребенок находится в процессе формирования представления о своем теле. Он запоминает названия частей тела. Одевание и кормление - это те действия, которые ребенок может осуществлять все более и более успешно и независимо, и помогать следует только тогда, когда он об этом просит. Когда малыш нуждается в помощи, помогите ему ровно настолько, насколько это требуется, чтобы закончить одевание. Физическое развитие в этот период позволяет легче, чем в более раннем возрасте, достигать успехов при обучении таким навыкам, как пользование горшком и застегивание пуговиц. Кроме того, желание копировать поведение старших ребят или взрослых способствует приобретению по собственной инициативе тех или иных навыков. Особенно тех, за которые хвалят его старших братьев и сестер.

Книги теперь притягивают малыша с иной точки зрения, чем раньше. Способность ребенка этого возраста интерпретировать картинки - пример использования символов для расширения знаний об окружающей его среде. Теперь ребенок понимает, что на картинках представлены предметы, которые могут обозначаться одним и тем же словом, но различаться по некоторым параметрам.

К содержанию

Развиваем восприятие и движения

Где это спрятано?

  1. Попросите малыша закрыть глаза, пока вы прячете его заводную музыкальную игрушку (или будильник, или кухонный таймер...). Скажите ему: чтобы найти игрушку, надо открыть глаза и прислушаться. Если затрудняется в поисках, немного подскажите ему: "Это, наверное, где-то внизу. Давай посмотрим под твоей кроваткой".
  2. Завяжите ребенку глаза. Возьмите любой издающий звук предмет, попросите его дотянуться до того места, где находится предмет, и достать его. Пользуйтесь игрушкой-пищалкой, колокольчиками или любой музыкальной игрушкой. Ребенок по звуку должен определить, с какой стороны от него (слева, справа, спереди, сзади, а может быть, над головой) вы держите этот предмет, и дотянуться до него. Иногда вам придется слегка направить его руку.
  3. Пользуйтесь любым случаем, чтобы побудить малыша искать источник звука. Звонит телефон, раздается звонок в дверь. "Слышишь? Пойдем посмотрим, откуда этот звонок".

Что за звук?

  1. Вводите в обиход малыша различные издающие звуки предметы - и пусть он их исследует, действует с ними. В свисток можно свистеть, в колокольчик звонить, в барабан бить... А кубики, если постучать ими один о другой, тоже ведь звучат. Про крышки от кастрюль и говорить не приходится.
  2. Выберите какие-нибудь два предмета (разные). Пусть малыш поиграет с ними. Попросите его закрыть глаза и заставьте звучать один из этих предметов. Пусть теперь малыш откроет глаза, а вы спросите его: "Какой из них ты слышал?".

    Если ребенок не уверен в ответе, пусть он снова поиграет этими предметами, затем попросите его закрыть глаза и повторите все сначала. Начните с пары предметов, издающих очень разные звуки.

  3. Если малышу нравится эта игра, попробуйте дать ему выбрать один из 3 предметов. Или выберите два предмета, которые звучат более похоже, чем те два, которые вы использовали сначала. Выберите несколько знакомых игрушек и предметов. Завяжите ребенку глаза, пошумите одним из этих предметов и попросите малыша сказать, какой из этих предметов издал звук. Если ребенок не может определить правильно, дайте его в руки, чтобы тактильная информация служила дополнительной подсказкой. Если ребенок угадает, разрешите ему в качестве вознаграждения поиграть этим предметом. Пользуйтесь теми вещами, которые малыш уже называет. Поговорите об этих предметах с ребенком, прежде чем завязывать ему глаза.
  4. Когда вы услышите ясно какой-нибудь звук, спросите ребенка: "Что это?" Если он не может ответить, подскажите: "Это лает собака", "Это звонят в дверь", "Это звенит будильник".

Новое на ощупь

  1. Большинство маленьких детей обожают играть кремом для бритья: у него приятный вид, запах, приятен он и на ощупь. Прежде чем выбрать тот или иной крем для игры с ребенком, обязательно проверьте, не содержит ли он спирт или лекарственные вещества, которые могут нанести ребенку вред. Хорошо бы иметь наготове влажную салфетку - на случай, если крем попадет малышу в глаза.

    Выдавите крем на чистую гладкую поверхность. Пусть ребенок окунет в крем палец, пощупает его, понюхает, похлопает по нему рукой. Возьмите его ручку в свою и проделайте круговые движения. Поговорите с ребенком о том, что вы делаете (например, рисуете круг). Помогайте ребенку манипулировать кремом для бритья, сначала водя по нему всей рукой ребенка, а затем только пальцами и кончиками пальцев. Возможно, вы предпочтете заниматься этим перед купаньем. Возьмите руку ребенка и помогите ему провести кремом по разным частям тела, называя их при этом.

  2. Существует множество способов исследовать песок. Когда ребенок играет на пляже или в песочнице, помогите ему пропустить песок сквозь пальцы рук, между ладонями или сквозь пальцы ног. Заройте в песок свою руку или ногу - и пусть ребенок ее "найдет".
  3. Положите немного песка в таз для стирки или в любую другую большую емкость. Делайте это на улице или постелите на пол большую клеенку. Добавьте немного воды и помогите ребенку разгладить песок, похлопать по нему рукой и придать ему различную форму.
  4. Возьмите сыпучие продукты, например, гречневую крупу или рис. Помогайте малышу перебирать зернышки, набирать их в ладошку и высыпать. Прячьте игрушки в сыпучих продуктах, и пусть ребенок их находит.
  5. Не забудьте про пластилин, про глину. Даже если малышу пока не удается слепить что-нибудь похожее на реальные предметы, людей или зверей, пусть учится ощущать податливость этих веществ.

В такт музыке

  1. Поставьте на проигрыватель или магнитофон запись какой-нибудь жизнерадостной музыки. Похлопайте в такт музыке в ладоши и предложите малышу похлопать вместе с вами.
  2. Возьмите палочки, погремушки, барабаны, другие музыкальные игрушки - подыграйте музыке.
  3. Пропойте марш, покажите малышу, как маршируют под музыку.
  4. Взмахивайте руками, ритмично покачивайтесь под музыку. Возьмите ребенка за руки, чтобы он мог подвигаться с вами, почувствовать ритм движения.
  5. Меняйте мелодии, пока ребенок сам двигается под музыку, чтобы у него был стимул двигаться так, как он хочет, и самостоятельно экспериментировать с движениями, которые делали вы, пока он наблюдал.

Бросать и ловить

  1. Подвесьте мячик так, чтобы он находился на уровне пояса ребенка. (Можно подвесить мячик к ветке дерева, дверному косяку или крюку на потолке). Пусть малыш встанет на расстоянии метра от мячика. Оттяните мяч к себе и отпустите его, чтобы он качнулся к ребенку, - а тот пусть попробует поймать мячик. Покажите малышу, как это сделать: надо выставить вперед руки. Когда он поймает мячик, попросите оттолкнуть его к вам.
  2. Дайте ребенку воздушный шарик и покажите, как подбросить его кверху и как легкими ударами-прикосновениями поддерживать его в воздухе, как снова поймать.
  3. Возьмите мячик, или мешочек с фасолью, или клубок шерсти, или маленькую легкую подушку, или набитую чем-нибудь маленькую наволочку. Нужна еще большая корзина, коробка. Покажите ребенку, как бросить мяч, чтобы он попал в корзину; расстояние, с которого он бросает, не может быть более метра. Посоревнуйтесь, бросайте мяч по очереди.
  4. Постройте из больших кубиков башню. Пусть малыш бросит мячик, чтобы башня рассыпалась. А потом пусть сам снова выстроит ее.
  5. Чтобы ребенок научился ловить мяч, начните с довольно большого (диаметром сантиметров в тридцать). Встаньте очень близко к ребенку и легонько киньте ему мяч; понемногу отодвигайтесь все дальше. Детям требуется много практиковаться, прежде чем они научатся ловить мяч, даже большой.

Следить глазами

  1. Играя с ребенком, возьмите какую-нибудь небольшую яркую игрушку и попросите его смотреть на эту игрушку, не поворачивая головы. Перемещайте игрушку вверх, вниз, в стороны, по кругу. Движения глаз ребенка будут ограничены какими-то пределами, причем для разных направлений пределы эти будут разными. Старайтесь расширять эти пределы. Не забывайте просить ребенка следить за предметами только глазами. Голова неподвижна!
  2. Можно играть в эту игру несколько раз в день. Помогая ребенку одеваться, используйте в этих целях его носок, при купании - игрушку для ванны. Можете взять также свои ключи, кусок пряжи или крекер.
  3. Привяжите шарф, кусок цветной изоляционной ленты или тонкую полоску цветного материала посредине скалки. Положите руки ребенка на концы скалки, а свои руки - поверх рук ребенка. Катите скалку до тех пор, пока ручки малыша не выпрямятся. Попросите его смотреть на ленту или полоску, а потом начните медленно двигать скалку по вертикали и по горизонтали. Понаблюдайте за глазами ребенка, чтобы понять, следит ли он за движущейся скалкой.
  4. Понаблюдайте так же за тем, как ребенок следит за движущимися предметами в повседневной жизни. Легко ли ему следить за тем, что двигается быстро? Посмотрите на глаза ребенка, когда он следит за проезжающей мимо машиной, за собакой, бегающей по двору, за катящимся по земле мячом. Проблемы со зрением часты у маленьких детей, поэтому стоит время от времени проверять зрительные способности малыша.

В одну линию

  1. Возьмите мелкие предметы домашнего обихода, которые можно выложить в одну линию: коробочки, банки, пузырьки... Пусть малыш рассмотрит их и с вашей помощью (сначала), выложит их один за другим в прямую линию. Превратите это в игру, как будто это машины на шоссе.
  2. Берите большие плоские кубики, чтобы сделать дорогу, по которой ребенок может возить свои машины и трактора. Предложите построить дом на одном конце дороги и везти туда машину.
  3. Покажите ребенку, как сделать поезд из кубиков и толкать его по полу, говоря "ту-ту". Побуждайте ребенка самого сделать поезд и играть с ним. Снабдите его кубиками, коробками или набором машинок. Превратите это в игру.
  4. Покажите малышу, как сделать из разных мелких вещей длинную цепочку, которая петляет по всей комнате или даже идет из одной комнаты в другую.
  5. Покажите ребенку, как на полу выложить из кубиков большой круг. Положите его любимую мягкую игрушку в центр круга и скажите: "Зайчонок в круге". Затем достаньте игрушку и спросите: "А ты можешь положить зайчонка в круг?" Посмотрите, сумеет ли ребенок сделать круг самостоятельно. Пусть ребенок построит любую другую форму, какую он хочет; поговорите с ним об этой форме.

Чтобы поместилось

  1. Возьмите длинные бусы или цепочку (длиной 35-50 см) и растяните перед ребенком. Поставьте перед ним небольшую емкость (кофейную чашку, маленькую баночку, коробочку). Скажите ему, чтобы он положил бусы в чашку. Если ребенок этого не делает, возьмите бусы и положите их в чашку сами, чтобы он видел, как вы это делаете. Покажите ему бусы, лежащие в чашке. Затем достаньте их и снова попросите его положить бусы в чашку.
  2. Попробуйте проделать то же самое с собачьим поводком, веревкой. Тут, конечно, чашечкой не обойдешься, придется взять ведерко, корзинку. При том, что ребенок, возможно, будет способен выполнить задание 1 сидя или стоя, задание 2 следует попробовать выполнять сначала в положении стоя.
  3. Найдите в доме другие предметы, которые можно уложить в емкость только определенным образом. Например, возьмите длинные и тонкие спагетти или соломинки для коктейлей, и положите их поперек высокого стакана или кувшина. Посмотрите, сможет ли ребенок поставить их вертикально внутрь сосуда.
  4. Храните карандаши ребенка в пенале или в банке с небольшим отверстием, чтобы ему приходилось практиковаться класть предметы в сосуд с небольшим отверстием всякий раз, когда он убирает карандаши.
  5. Варьируйте эти занятия, используя салфетку или бумагу, которую можно скомкать так, чтобы засунуть в маленькую емкость. Положите поверх кувшина чайное полотенце или небольшую прихватку для кастрюль и убедитесь в том, что этот кувшин достаточно велик для того, чтобы этот предмет можно было туда засунуть. Скажите ребенку, чтобы он засунул прихватку в кувшин. Оберточная бумага, газета, фольга, полиэтиленовая упаковка и салфетки для лица - вот материалы, которые можно использовать таким же образом. Это занятие легко можно включать в игру приготовления пищи для кукол.

Сохраняя равновесие

  1. Положите на пол рядом с ребенком его любимую игрушку. Чтобы взять ее, ему придется присесть на корточки. Сначала помогайте ему, давая ему держаться за вашу руку или ногу. Затем оставьте в его распоряжении только ваш палец. В конце концов, положите игрушку на середину комнаты так, чтобы ребенок не мог бы ни держаться за мебель, ни воспользоваться поддержкой взрослых.
  2. Побуждайте малыша бросать и ловить мяч. Бросьте мяч так, чтобы ему пришлось побежать за ним вдогонку.
  3. Попросите малыша помочь вам сложить игрушки в коробку, когда вы будете убирать комнату. Это заставит его приседать на корточки, чтобы поднять каждую игрушку. Как можно чаще хвалите ребенка за помощь!
  4. Превратите это в веселую игру: приседайте на корточки и выпрямляйтесь. "А ты можешь вытянуться высоко-высоко? А присесть низко-низко?"
  5. Поиграйте с ребенком, пряча его игрушки в комнате, чтобы он их искал. Спрячьте одну игрушку под стол, а другую под журнальный столик или на нижнюю полку книжного шкафа. Прячьте их достаточно низко, чтобы ребенку нужно было присесть на корточки, чтобы их отыскать. Словами или жестами подсказывайте ребенку, что ему нужно искать игрушки где-то внизу. Потом пусть малыш прячет игрушки, а вы будете их отыскивать.

Вверх и вниз по лестнице

  1. Сначала освойте подъем; позвольте ребенку при этом держаться одной рукой за перила, а другой - за вашу руку.
  2. Начните осваивать спуск по лестнице, держа ребенка за обе руки. Дайте ребенку сначала ступить с нижней ступени на землю, пусть он затем спускается со второй ступеньки. Когда малыш спустится, вознаградите его крепким объятием.
  3. Развитие этого навыка потребует от вас большого терпения, особенно если ребенок предпочитает карабкаться по ступенькам вверх и спускаться по ним вниз на четвереньках. Постарайтесь сделать ваши "занятия" веселыми; спойте песенку, когда малыш поднимается или спускается по лестнице: "Раз ступенька, два ступенька, будет лесенка" или что-нибудь подобное. Побуждайте ребенка говорить "вверх" и "вниз" соответственно тому, что происходит.
  4. Начинайте позволять ребенку забираться по лесенке, чтобы скатиться с горки. Помогайте забираться на гимнастические снаряды, предназначенные для лазания, и на другие сооружения детской площадки. Непременно оставайтесь рядом с ребенком, когда он самостоятельно двигается на снарядах, и предлагайте ему вашу помощь, когда он в ней нуждается.

Ногой по мячу

  1. Покажите ребенку, как бьют ногой по большому мячу, побуждайте его повторить ваши действия.
  2. Поставьте один на другой несколько больших кубиков, чтобы получилась башня. Покажите ребенку, как развалить башню, попав в нее мячом. Используйте и другие мишени, например, большую коробку или большой кусок картона, на котором что-нибудь нарисовано. Поиграйте в эту игру на улице. Поговорите с ребенком о том, где можно и где нельзя играть в мяч.
  3. Попробуйте взять мяч меньшего размера, по которому труднее попасть ногой.
  4. Пусть малыш бьет по мячу как правой, так и левой ногой.
  5. Медленно покатите мяч по направлению к малышу - пусть он учится попадать ногой по движущемуся мячу.

И двумя ногами вместе

  1. Покажите ребенку, как нужно прыгать, чтобы обе ноги одновременно отрывались от пола. Побуждайте его подражать вам. Возьмите его за обе руки и прыгайте вместе с ним. Пусть он вместе с вами говорит: "Прыг-скок!"
  2. Придумайте песенку, под которую будете прыгать, напевайте без слов что-нибудь бодрое, вспомните детский стишок. А может быть, вы с ним - лягушата или зайчата?
  3. А теперь прыгаем с низкой табуретки или с коробки. Чтобы предупредить или смягчить возможные падения, держите ребенка сначала за обе руки, потом - за одну.
  4. Помогайте ребенку прыгать на трамплинчике или на другом оборудовании спортивной игровой площадки.
  5. Положите на пол ленту или веревочку, чтобы малыш мог через нее перепрыгнуть. Или выложите из ленты на полу круг; пусть малыш попытается в него запрыгнуть.

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



Закрыть

© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.