Все о детях
от рождения до 3 лет

Статьи

Ребенок и искусство. Часть I. Знакомство с прекрасным: когда и зачем

Музыка, живопись, скульптура: почему надо начинать с классики?

Содержание:

Когда я была маленькой девочкой, нахождение в музеях-филармониях-театрах редко меня радовало. Разве что там был буфет, а еще я могла побыть подольше с мамой. Теперь же восприятие искусства — это часть моей жизни. Я решила разобраться: с чем и когда стоит знакомить ребенка? С какого возраста и как к этому подступиться?

Ребенок и искусство. Часть I. Знакомство с прекрасным: когда и зачем

К содержанию

Что может дать ребенку классическое искусство?

Истинное искусство всегда побуждает к чему-либо: вызывает различные состояния, настроения и чувства. Однако этот вектор может быть направлен куда угодно в зависимости от личности автора, степени его вовлеченности, этапа развития, состояния ума и пр. При этом не важно, рисует он, пишет или поет.

Произведения искусства способны очищать сознание, вызывать ностальгию и даже подстрекать к насилию. Доказано и воздействие на энергетические центры организма, который отзывается вибрациями разной частоты. Упрощенно говоря, искусство, влияющие на низкие центры, пробуждает грубые материальные эмоции. И наоборот, например, слушание возвышенной музыки может вдохновить на свершение благородного поступка (конкретные произведения буду разбирать в следующих статьях).

Поэтому я предлагаю начать прививать высокий вкус с самых ранних лет. Такой ребенок, повзрослев, если и решит принимать «яды», то будет знать границу гомеопатической дозы, за которую ему будет просто неприятно заходить. Внутри появится чистый эталон, которым он будет мерить и литературу, и изобразительное искусство, и музыку.

К содержанию

Почему классическое?

Зачем продираться сквозь скуку классической музыки самим родителям? Стоит ли выискивать момент, чтобы заинтересовать ребенка Джокондой? Ведь есть комиксы на любые темы, джаз, миллион добрых детских песен, фильмов и мультфильмов. И пусть все это будет в жизни, просто есть ступенька еще выше, на которую в детстве гораздо проще запрыгнуть. А восприятие этих видов искусств не требует такой большой душевной работы, как классика, которая позволит подняться над собой, раздвинуть свой горизонт, увидеть более высокие цели, наконец — ощутить те самые высшие вибрации.

Конечно, каждый малыш будет радостно подпрыгивать под популярную «унц-унц» музыку и просить ее ставить снова. Но представьте себе, какой урон детской психике она может нанести, если звучит в доме постоянно. В любом случае ваш ребенок будет слышать ее на улице, в торговых центрах, транспорте — этого более чем достаточно. Я бы ограничилась подобной музыкой только во время зарядки. Тем более в классике полно вальсов и маршей, от которых ноги сами пускаются в пляс.

Кроме того, классическое искусство — значит, проверенное годами, а то и веками. Многие поколения живущих раньше нас людей были воспитаны на этих произведениях, обогатили их своими чистыми переживаниями.

И хочу предупредить, что не стоит ждать быстрых результатов, особенно если в семье пока нет традиции слушать симфонии, развешивать по стенам репродукции картин великих мастеров или пересматривать записи любимых балетов. Но рано или поздно сработает эффект накопления, главное — дождаться этого момента.

Ребенок и искусство. Часть I. Знакомство с прекрасным: когда и зачем

К содержанию

Почему сейчас?

Душа человека настроена на прекрасное сама по себе. Но чтобы научиться понимать язык искусства, требуется время. А дети учатся быстрее всех. Их мозг способен впитать в себя немыслимое количество информации за небольшой отрезок времени. Единственная сложность здесь — это раз за разом находить грань между созданием атмосферы (питательной среды) и усвоением (запоминанием) фактов.

Наши дети могут получить очень мощный инструмент управления собственным сознанием. Поэтому для понимания того самого вектора — «что такое хорошо и что такое плохо» — есть смысл знакомить малыша с классическим искусством, начиная лет с трех. В малых дозах, ненавязчиво. Об этом расскажу в следующей статье. А пока просто перечислю, чем искусство может обогатить человека, если он подготовлен к грамотному его восприятию.

Созерцание классических произведений:

  • обеспечивает постоянный рост души;
  • воспитывает вкус (в том числе и в одежде, дизайне интерьера, создании собственного имиджа);
  • дает вдохновение для повседневных дел;
  • позволяет легче переживать негативные эмоции;
  • обучает (создает зоны ближайшего развития);
  • приучает видеть одно и то же с разных точек зрения;
  • пробуждает тягу к поискам своего призвания;
  • дает отдых голове;
  • вызывает мысль: если он смог сделать ТАКОЕ, то, может, и я смогу?
  • убеждает в том, что есть нечто большее, чем жизнь материальная. (И наоборот: даже выполняя заказ, можно создать нечто возвышенное.)
  • становится хобби как пассивным, так и активным («Кто много прочел, тот рано или поздно захочет взять в руки перо»).

Продолжение следует...


Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



Закрыть

© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.