Все о детях
от рождения до 3 лет

Статьи

Время полезное и бесполезное. Как научиться "ничегонеделанию"

Я есть, пока от меня есть результат и польза?

Мой старший сын, когда ему было года 4, узнал слово «втыкать» (в значении «ничего не делать»). Как-то он проводил время с бабушкой и дедушкой, и я потом спросила: «Что делали?». «Мам, да мы это... Как это называется?.. Мы вкалывали!».

Время полезное и бесполезное

Шутки шутками, а ведь некоторые люди, даже когда есть время «повтыкать», не могут себе этого позволить. Они умеют только «вкалывать».

С детства прививается идея, что есть «полезное» времяпровождение и «бесполезное». Школа, кружки, секции и прочее обучение — это полезно. Тусовки во дворе, болтовня с подружкой по телефону, игры, кручение перед зеркалом и мечтание, лёжа на диване — это бесполезно, это «лучше б делом занялась!».

И взрослые люди продолжают свято верить в то, что можно разделить жизнь на полезную и не очень. Что если не «вкалываешь», не работаешь, не гладишь-убираешь, не учишься и не развиваешь себя (хотя зачем себя? дети ж есть! их развитием надо заняться!), то зря живешь.

Единственный момент, когда можно позволить себе «потупить» — это болезнь. Тогда, наконец, можно валяться на диване, бесконечно смотреть сериалы, и где-то на задворках сознания ловить мысль: «Хорошо-то как, хоть и плохо физически!». Хотя некоторым и болеть нельзя.

Не только ценность жизни, но и ценность себя измеряется тем, что я делаю, моей функциональностью, полезностью. Когда я выполняю какую-то функцию — я молодец, меня можно ценить и любить, когда нет — кто-то внутри говорит мне «делом бы занялся!» и тогда много вины за «ничегонеделание». Сложно ценить себя такого, который просто есть, дышащего, думающего, чувствующего, мечтающего, переживающего что-то, если меня самого замечали и ценили только тогда, когда я что-то делаю, когда от меня есть результат и польза.

Многие люди не знают себя вне «делания», вне функционирования. «Не-делание» вызывает огромную тревогу и пустоту, которую хочется срочно заполнить хоть чем-то. Но непонятно, чем её можно заполнить, кроме деятельности (ну, разве что «бухать»). Непонятно, как это просто быть, с собой, с миром, если нет такого опыта. Непонятно, что значит слушать себя, непонятно, как узнать, чего хочется, непонятно, как это быть «здесь и сейчас».

Я думаю, популярность разных восточных практик (да и психотерапии) во многом связана с тем, что люди устали функционировать. Что хочется, наконец, быть не только тем, кто делает, но и тем, кто просто есть. И хочется, чтобы любили не за что-то, чтобы не надо было отрабатывать и зарабатывать любовь, а просто любили, за то, что я есть, и за то, что рядом со мной хорошо.

И для того, чтобы так было, надо все-таки немного «повкалывать». Оставить себе время для знакомства с собой, не забивая его никакими полезными делами. Научиться отодвигать обвиняющий голос. Начать понимать, что я ощущаю, что я чувствую, что я хочу, о чем мечтаю. И дать себе это.

Тогда и с собой будет интереснее и с жизнью. И людей станет больше таких, которые просто рады быть рядом. Даже если «пользы» от вас никакой.

Статья из блога автора

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



Закрыть

© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.