Статьи

Как маме все успеть? Не флай-леди

Для тех, кто сидит с ребенком и работает на дому.

Скажу сразу — я оказалась совсем неспособной "флай-леди", хотя эта система мне страшно нравится, пока я о ней читаю. Мне кажется, там не предполагается, что у «леди" могут быть дети — тогда все ваши планы и распорядок летят сами понимаете куда. К тому же я не люблю метаться между делами, а предпочитаю делать все спокойно и до конца, по возможности (15 минут помойте, 15 минут почитайте). Да и смотря что читать — то, что читаю я, за 15 минут не разгрызешь.

Еще один минус — я все держу в голове, и совет записывать любой план, даже самый незначительный, привел к тому, что утром я впадала в уныние, видя список из 40 дел в ежедневнике.

Подозреваю, что я изобрела велосипед (если не колесо), но вот такие принципы сформулировались у меня и довольно успешно выполняются.

Разделить все дела на три группы по следующим параметрам:

1. По участию в них ребенка:

  • те, которые вам необходимо сделать без ребенка (у меня здесь — сидение за компьютером);
  • те, в которых участвует ребенок (вы протираете пыль, и он бегает с тряпкой);
  • поручения, которые можно доверить ребенку, и он сделает это без вашей помощи (могу сказать, что такие дела находятся уже для малыша полутора лет, а уж к двум с половиной ребенок может самостоятельно очень много!).

2. По срочности:

  • дела, которые вам необходимо выполнять ежедневно, что бы ни случилось (например, приготовить обед, полить цветы, покормить домашних животных);
  • дела, которые желательно сделать именно сегодня. Если не успевается сегодня — то в ближайшие дни;
  • дела, которые можно сделать сегодня, если вдруг окажется свободная минутка.

3. Многим этот пункт покажется странным, но мне он необходим: по степени привлекательности для меня. Я быстрее и лучше справляюсь с тем, что мне нравится, поэтому такие дела откладываю на вторую половину дня, когда я уже уставшая. А с утра, в боевом расположении духа, проворачиваю то, что сложнее и противнее. Итак:

  • то, что совсем делать не любите, но это надо;
  • то, что вполне терпите;
  • то, что любите и что доставляет вам удовольствие — такие еще хорошо приберечь для приливов плохого настроения.

Распределили все, что нам надо? Теперь организовываем время.

Как известно, многое в наших действиях зависит от установки. Подсознание руководит нами, и надо постараться убедить себя, что вы владеете временем, а не наоборот (если вы только не ссорились с ним, как Шляпник). Человек успевает только то, что хочет успеть — все зависит от вашего выбора.

Что значит для меня организация времени:

  • Постановка нереальных сроков. Например, вам нужно сдать какой-то материал к концу апреля. Вы ориентируетесь на начало марта — тогда будет уйма "запасного" времени на случай поправок, форс-мажоров (ребенок болел — вообще не работали) и т.п. К тому же это очень помогает людям, привыкшим делать все одним махом в последний момент. Нужно мысленно "приблизить" этот момент.
  • Я не трачу времени понапрасну. (Поэтому у нас нет телевизора.) То, что мне не нужно, не доставляет пользы, удовольствия, отдыха, радости, — исчезает из списка занятий. Я не читаю пустых книг, женского глянца и т.п. При этом я могу полчаса рассматривать с дочкой распускающийся тюльпан или просидеть сколько угодно над муравьиной тропкой.
  • Обязательно "ничегонеделанье", хотя бы 5 минут в день. Валяйтесь с ребенком на кровати, смотрите в окно и т.п. Человек, который не умеет остановиться и отдышаться, далеко не уйдет.
  • Иногда я позволяю себе отменить ни с того ни с сего любой план. Просто так. Потому что я решаю, что делать и когда, а не расписание мне диктует. Считаю это важной составляющей разумного отношения к собственному времени — человек должен уметь быть свободным при любой нагрузке.
  • Я рационально использую время, отведенное на работу. Я провожу за компьютером примерно от 2 до 4 часов в день. Если бывают авралы, иногда прошу мужа вечером забрать ребенка на прогулку или в магазин, но это бывает редко. А так — дневной сон ребенка плюс иногда мне удается прокрасться к компьютеру, пока куклы под предводительством дочери пьют чай. Понятное дело, что при таком количестве времени в день, если я буду сидеть у компьютера и долго соображать, то много не наработаю. Поэтому я в течение дня за разными рутинными делами продумываю тексты и печатаю их уже почти в чистовом виде. Так же "в уме" проговариваю лекции и, получив время за компьютером, просто записываю готовый текст. Очень развивает память, кстати.

Организация и использование собственных ресурсов.

Что это значит для меня?

  1. У меня нет другого выхода, как уметь думать параллельно о нескольких вещах. Это не так сложно, как кажется. Иногда приходится сочинять какой-нибудь текст и параллельно обдумывать чей-то вопрос. Это тяжело первые несколько раз...
  2. "Работникам умственного труда", разумеется, легче — они могут заниматься своей работой в любое время за любым делом, думать-то никто не мешает! Людям, которые должны что-то производить руками, сложнее управиться с делами при наличии маленького ребенка. Могу сказать, что пока моя малышка была совсем крошечной, я научилась вязать с ней на руках (или в слинге), пока она спала — другого выхода не было. Так что тоже можно найти способ.
  3. Если "работа не идет", ступор и т.п., а отложить дело не получается, то я занимаюсь хотя бы тем, что отдаленно и косвенно связано с темой. Например: не пишутся тексты про рисование — я просматриваю или обрабатываю детские рисунки, читаю литературу, рисую сама в конце концов.

Правильное отношение к результатам.

  1. Умение проигрывать. Даже если после долгих усилий ничего "произвести" не удалось — примите это как положительный результат. Иногда человек проходит больше всего там, где ему казалось, что он стоит на месте. (Это верно при условии, что вы вообще занимались работой, а не закинули все дела в дальний угол.)
  2. Оценивать достигнутый хотя бы крошечный результат в сравнении с исходной позицией. Тогда, если вы думаете, что за сегодня "ничего не успели", оглянитесь на первую точку, и увидите, какой маршрут пройден.
  3. Иногда приходится оценивать усилия, а не результат, и верить, что он непременно будет!

Главное правило: заниматься своим любимым делом, к которому лежит душа, невзирая на связь с прошлым образованием, отсутствующим опытом в этой области и прочими условиями. Я понимаю, что не всем повезло самоопределиться до поступления в вуз, и окончил человек что-то ради диплома, а потом увлекся противоположной профессией. Но уж если увлекся — то и нужно этим заниматься, прилагая старания! Любимое дело, принимаемое человеком, организовывает все: и способности развиваются, и время находится, и самообразование идет, и т.п.

Удачи!


Отзывы пользователей
Айжана | 27.05.2013

очень интересная статья, спасибо!!!

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.