Статьи

Я рад ходить в детсад!

Содержание:

Если ребенок произносит что-то похожее, его мать можно назвать счастливейшей и наимудрейшей из женщин. Она смогла найти наилучший садик своему малышу. Как же не ошибиться в таком важном деле?

У автора этих строк было две попытки пристроить своих разных по возрасту мальчиков в детские дошкольные учреждения. Один опыт был менее удачный, другой — вполне положительный. Во второй раз мы уже, конечно, старались не наступать на старые "грабли" и учитывали по возможности все нюансы, которые хоть как-то может предусмотреть материнское сердце. Может, кому-то практическая наработка отдельно взятой семьи покажется полезной...

"О чем вы, разве сейчас есть возможность выбирать садик? — сразу возразят читатели. — Места в них распределяет районная комиссия, а дети, которых не внесли в ее реестр с рождения, могут прождать своей очереди до школы!" Да, все это так (по крайней мере, во многих районах Москвы), и об алгоритме "попадания" в дошкольное учреждение мы еще обязательно поговорим. Но все же возможность выбора не исключена: есть ведомственные и частные садики; есть, не будем лукавить, и взятки... Кроме того, уже получая в комиссии путевку в детский сад, неплохо бы представлять, в какую именно обстановку попадет ваш малыш...

К содержанию

Точка на карте

Обычно мамы стараются выбрать "второй дом" своему ребенку поближе к родному. И это правильно. Чтобы не возить в транспорте и не собирать вирусы, чтобы не нервничать в пробках, чтобы не утомлять малыша переездами. Но, увы, формула "лучший детский садик — ближайший к дому" — не всегда работает. Убедилась в этом лично.

Наш ближайший детсад — через дорогу. Что называется — окна в окна. Из кухни можно наблюдать, как гуляют дети. Но лучше этого не видеть.

Во-первых, территория, где играют ребята, расположена рядом с проезжей частью. Машины идут здесь сплошным потоком, причем все больше грузовики, поскольку неподалеку располагается обширная промзона. Во-вторых, сама по себе территория не ахти: ветхие веранды, домики с дырявыми крышами и тусклыми, давно не крашенными петушками на стенах, сломанные качели. Детский сад старый, ведомственный, предприятию явно в тягость. В-третьих, проходя мимо, можно услышать с прогулочных площадок не всегда симпатичные слова и звуки — вопящей детворы и вопящих воспитательниц...То еще воспитание.

В общем, того, что увидишь из окна и уловишь сквозь прутья забора, достаточно, чтобы подвергнуть сомнению первоначальную аксиому. Ясно, что стоит присмотреться к дошкольным учреждениям через квартал, и все-таки — в пешей досягаемости от родных стен.

Как бы то ни было, первое, что нужно сделать, выбирая для ребенка детский садик, — это тщательно изучить его географию. А именно: расположение не только относительно удаленности от дома, но и обстановку . Негоже детям дышать выхлопными газами и бегать за мячиками под колеса машин.

И вот мы с четырехлетним Данькой, вооружившись этим принципом и двумя-тремя добрыми отзывами о парочке садиков неподалеку, пошли гулять по окрестностям.

Один из двух рекомендованных садиков мы сразу отмели, как только до него добрались — язык на плече. Слишком далеко. Пока мы его искали, уже очень устали. А дело происходило весной, светило солнышко, на нас был минимум одежды, и в принципе идти было приятно и легко. Что же будет зимой? Мы представили, как плетемся по задворкам темным зимним утром, как злой ветер колет нам лица, какой бесконечно долгой кажется эта принудительная "прогулка" по плохо очищенной и скользкой дороге. Словом, от этого места мы отказались еще до разговора с заведующей.

Второе, вполне приличное заведение обнаружилось вскоре в соседнем микрорайоне. Вдобавок нам с сыном очень понравилось, что садик утопал в зелени, и с улицы просматривалась лишь его крыша.

Так что следующее, на что я бы посоветовала обратить внимание, выбирая альма-матер для карапуза, — это на степень озеленения и благоустроенности территории. У хорошей заведующей на радость малышне и взрослым работает каждый кустик, продуман и организован каждый клочок земли. Там спортивная площадка со специальным покрытием, смягчающим падение; здесь — полоса препятствий и размеченная дорожка для эстафеты; чуть дальше — игровая зона с верандами от дождя, песочницами, карусельками... А на входе всех встречает ажурная арка, которая весной прорастет цветами и свежей листвой... Сразу видно, что в дело вложено много души и, конечно, средств. По этим двум параметрам составляем первое впечатление о человеческих и административных талантах руководства дошкольного учреждения.

Помнится, еще приятно поразило нас в этом "зеленом оазисе" изобилие новых интересных игрушек в группе. Там были и игрушечная кухня, и кабинет стоматолога, и домашний театр, и множество кукол, машинок и конструкторов, и даже батут. Через стенку от игрового помещения располагалась милая спаленка с деревянными кроватями, хорошим бельем и уютными занавесками на окнах.

К содержанию

Попрыгать- поиграть...

Все складывалось отлично. Ко всему прочему нас ласково встретили и мгновенно записали в гимназическую (это в четыре-то года!) группу. Последнее меня несколько насторожило, но я решила, что это реверанс моде, манок для современных родителей, стремящихся сызмальства гармонично развивать своего ребенка. Я решила: да назовитесь хоть горшком, лишь бы детям было с вами хорошо, — и не придала обстоятельству серьезного значения. А зря. Ведь точно знала, что человек до школы должен наиграться вдоволь, его единственно возможный способ жизни и познания мира — игра, основной вид деятельности — опять-таки игра. Причем тут гимназия и специально приспособленные для занятий парты, ради которых спальню поделили надвое, чтобы образовался маленький классик?

В итоге наша история с гимназическими группами закончилась плачевно. К тем самым замечательным игрушкам, на которые мы "клюнули" с сыном вначале, дети даже не успевали подойти в течение дня, поскольку все время учились, учились и учились. И еще получали задания на дом! И даром, что занимались с ними вузовские преподаватели (как об этом с гордостью сообщала заведующая всем вновь прибывшим). Ничего они не понимали в возрастной психологии! Или понимали, но шли на сделку с собственной совестью ради лишнего рубля, который им приплачивали из наших же, родительских, кошельков. Особый, "гимназический", статус группы ведь и денег особых стоил.

Словом, мой ребенок, за отдельную плату умученный учеными дамами, приходил домой и набрасывался на игрушки, как голодный на тарелку супа. А уж о домашних заданиях и слышать ничего не хотел! И я не настаивала. В конце концов, мы с боями перевились в обычную группу, где раньше для нас как будто бы не было места.

Автор сих печальных строк заклинает других матерей от подобных ошибок. Ранним обучением можно навсегда отбить у человека охоту учиться. Так что перед тем, как определить дитя в дошкольное учреждение, подробнейшим образом ознакомьтесь с программой, по которой ребенку предстоит заниматься.

Программные занятия должны включать:

  •  знакомство с окружающим миром (с предметами ближайшего окружения, природой, явлениями жизни);
  •  игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические);
  •  развитие речи (пополнение словарного запаса, обучение правильному произношению, согласованию слов, устный рассказ);
  •  знакомство с художественной литературой (пересказ, чтение, заучивание наизусть);
  •  обучение основам изобразительного искусства (рисование, лепка, аппликация);
  •  знакомство с элементарными математическими понятиями (количество, величина, геометрические фигуры, ориентирование в пространстве, во времени);
  •  музыкальные занятия (прослушивание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
  •  физкультурные занятия.

Дорогие взрослые, внимание! Этот пункт очень важен: не нагружайте дошкольников науками, ни в коем случае не допускайте заданий на дом. Гораздо важнее в этом возрасте заниматься спортом, играть в магазин, в дочки-матери, много двигаться и работать руками. Лепка, мозаика, аппликация, штриховки всех видов и рисование как нельзя лучше подготовят руку к письму, разовьют мозг. А коллективные игры научат общаться. Вот все, что нужно будущему первокласснику.

К содержанию

Холодно? Горячо?

Конечно, детям нужно еще и доброе отношение воспитателей и нянечек. Информацию об этом можно раздобыть, гуляя вокруг да около примеченного садика и знакомясь с родителями тех, кто уже его посещает. Вам наверняка расскажут:

  • обращают ли взрослые в детском саду внимание на настроение и самочувствие своих маленьких подопечных;
  • следят ли за тем, как они одеты на прогулке и в помещении;
  • наблюдают ли за их общением;
  • не заставляют ли есть насильно, стращая вылитым в трусы борщом;
  • контролируют ли сон;
  • наказывают ли, много ли кричат;
  • играют ли с ними;
  • не используют ли детскую наивность и послушание в ущерб нравственности ребенка.

Здесь остановлюсь поподробнее. Не секрет, что выходя "на минутку" из группы (чего они вообще-то не имеют права делать, но так бывает, никуда не денешься), воспитательницы часто просят ответственных ребятишек проследить за дисциплиной в их отсутствие. А потом требуют "доложить", кто себя плохо вел. И нимало не задумываются о том, что, во-первых, с малых лет приучают к доносительству как к норме; а, во-вторых, в коллективе равных между собой противопоставляют одного человека всем остальным. И потом удивляются, откуда у ребенка проблемы межличностного общения?

Вот и у нас со старшим сыном состоялся однажды на эту тему серьезный разговор. Он пришел из садика и похвастался, какое доверие ему сегодня оказали взрослые. Пришлось беседовать не только с ребенком, но и с персоналом сада. Разумеется, в деликатной манере. Может, кто-то скажет, что это мелочи. Но именно из таких мелочей складывается та атмосфера, которая окружает вашего малыша. И потом из него либо вырастает, либо не вырастает настоящий человек.

Чтобы сверить полученную от других родителей благоприятную (или наоборот) информацию о внутреннем климате выбранного детсада со своим собственным восприятием, попросите администрацию познакомить вас с будущими воспитателями. Постарайтесь понять, каких педагогических взглядов они придерживаются, узнайте, есть ли у них свои дети и какого возраста.

Возьмите с собой на эту встречу малыша, посмотрите, возникнет ли между взрослыми и ребенком контакт. По дороге домой поинтересуйтесь у ребенка, понравились ли ему эти люди. Сопоставьте с детской реакцией свои ощущения от знакомства. Если в целом впечатление положительное, значит, вы можете себя поздравить с успешным окончанием поисков "второго дома" для своего ребенка. Вам останется лишь задать несколько дежурных, но необходимых вопросов администрации садика:

  • По какому режиму работает ДОУ?
  • Попросите показать вам лицензию и устав.
  • Обратите внимание на количество детей в группе и количество воспитателей.
  • Попросите рассказать вам о персонале.
  • Поинтересуйтесь питанием.
  • Спросите, какие дополнительные занятия проводятся в детском саду и сколько они стоят.
  • Обратите внимание на учредителей и спонсоров садика.

Своего младшего сына, Даниного братика Ваню я отдала уже в другое место, без "гимназических" наворотов — в обыкновенный муниципальный сад. Зато с добросовестным логопедом, бесплатным массажистом, отличным спортзалом. А главное — ребенка там хорошо принимают и понимают. Словом, это именно такой садик, куда Ване по утрам хочется идти.


Отзывы пользователей
Анна | 17.12.2009

Мы тоже гуляли по окрестностям, рассматривали детские сады, знакомились с заведующими. Но, как ни странно, самая замечательная заведующая нам попалась-таки с самого блатного детского сада, куда мы потом и попытались "влезть". И у нас получилось! Теперь мы счастливы: я и две дочки! Мне спокойно, а дочкам приятно туда ходить: игрушки, вежливые воспитатели.

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.