Статьи

Детские рисунки. Как расшифровать мечту?

Что важнее – то, что есть в детских рисунках, или то, чего в них нет?

Содержание:

В апреле-мае 2012 года силами активистов движения "Суть времени" было проведено беспрецедентное исследование: тысячи детей по всей России рисовали свою семью, своих героев, себя в будущем и свою страну. Замысел исследования состоял в том, чтобы с помощью детских рисунков исследовать не особенности развития и представлений отдельных детей (как это делается в психологии и психотерапии), но обобщенную картину мира нашего самого младшего поколения.

Но почему рисунки? — могут нас спросить. Почему "просто" не спросить детей о том, кем они хотят быть, как и где жить, о чем они мечтают, кем восхищаются и т.д.? Ответить на этот вопрос и легко, и сложно. Дело в том, что рисунок ребенка на заданную тему — это своеобразное интервью, данное им при помощи изобразительных средств. Причем это интервью проективное: в рисунке проявляются такие представления и переживания детей, которые ими полностью (а иногда и вообще) не осознаются, которые им трудно или невозможно выразить в словах и т.д.

Да мало ли что придет в голову ребенка, разве можно делать выводы по случайным рисункам! — скажут нам. И будут неправы. Многочисленные отечественные и зарубежные исследователи детского рисунка со всей ясностью установили, что "случайных" рисунков у детей не бывает: дети рисуют то, что было в их опыте, что они усвоили, общаясь в семье и со сверстниками, взаимодействуя с окружающим миром в целом. Исследователи в один голос говорят о том, что, рисуя, дети отражают значимые для них представления и переживания, там не бывает случайных элементов.

В некотором смысле, то, чего нет в детских рисунках (особенно, если их много), ничуть не менее важно того, что в них есть. Потому что отсутствие в детских рисунках какого-то модельного образа или важной для общества деятельности означает, что соответствующие образцы поведения не освоены детьми — а значит, не освоены лежащие в их основе ценности. Ведь идеальное — великие смыслы, великие цели, ценности, идеалы — не берется из ниоткуда, оно формируется путем освоения неких поведенческих образцов и вычленения затем лежащих в их основе ценностей и смыслов. Нет освоения важных поведенческих образцов — не будет ценностей, сколько бы о их важности ни говорили в школе или по телевизору.

С другой стороны, то, какие именно поведенческие образцы осваиваются и проигрываются ребенком, определяет "набор" ценностей и смыслов, которыми будет руководствоваться взрослый человек, а значит — какие ценности и смыслы будут лежать в основании общества, состоящего из этих детей, когда они вырастут.

Есть и другой важный смысл в стоящих за детскими рисунками образах будущего и представлениях о героическом. Это "встроенные" в эти образы и представления сценарии жизни, которые тоже примериваются на себя ребенком. В каждой мечте типа "хочу быть..." содержится длинная ниточка, цепочка, обязательных шагов жизненного сценария, которые неотделимы от этой мечты и "поставляются" с ней в комплекте. И если даже ребенок (в силу малого возраста или недостаточного жизненного опыта) не сразу и не целиком видит всю эту цепочку "следствий" своей мечты, то ему обязательно подскажут взрослые.

Так, например, если ребенок мечтает стать космонавтом, то эта мечта обязательно включает целый клубок вполне определенных сценариев-требований: нужно иметь хорошее здоровье — значит, нужно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни — значит, надо, к примеру, отказываться от сладкого — а сладкого хочется — значит, надо волю закалять... А еще нужно поступить в летное училище — значит, нужно хорошо учиться по математике, например — а математика не дается — значит, нужно больше заниматься и меньше играть в компьютерные игры — а хочется играть, а не заниматься... Все эти цепочки поведенческих следствий любой мечты полностью или частично "проигрываются" ребенком, а значит — становятся частью личности некоторые исключительно важные социальные знания и навыки. И даже если ребенок хотел стать космонавтом всего неделю, а потом решил стать милиционером — все равно сценарии, усвоенные им — хотя бы на уровне представлений — вместе с мечтой о "космонавте", останутся с ним навсегда и окажут влияние на формирование его личности.

Легко догадаться, что в каждой мечте кроются свои собственные, вполне конкретные сценарии, и далеко не все они, будучи усвоенными детьми, приносят пользу формированию их личности. Например, нам трудно понять, что можно извлечь из мечты стать моделью — весьма распространенной, как выяснилось, у наших детей. Разве что анорексию — но вряд ли это можно счесть полезным приобретением. А ведь есть и такие мечты, которые вообще не содержат никаких путей к себе. Как стать принцессой? Ответ — никак. То есть это заведомо неосуществимые фантазии, которые ничего не дают ни ребенку, ни — потом — взрослому.

Итак, объектом нашего исследования было социально-психологическое состояние общества, а предметом — рисунки детей. Всего в исследовании участвовали 3477 детей из 63 регионов России. По возрасту дети были очень разные.

Дети были разными и по многим другим признакам: из детских домов, неполных, полных и "переполненных" семей, дети из деревень и из городов, с родителями-предпринимателями и родителями-гастарбайтерами, родителями-рабочими и родителями-учеными. Все вместе они сделали 9744 рисунка. Конечно, рисовали больше девочки (их 59%), но и 1439 мальчиков тоже постарались.

Рисунков очень много, и их анализ займет еще немало времени. Но некоторые предварительные результаты можно обсудить уже сейчас. Конечно, в формате статьи нет никакой возможности сделать это в необходимой степени подробно. Поэтому будут представлены только основные результаты и выводы — и наиболее типичные примеры рисунков. Сначала — о рисунках будущего.

Мир без будущего

Хорошая профессия. Наиболее часто будущее представляется как воплощение мечты ребенка "стать кем-то" — он изображает себя как представителя какой-то профессии. Преобладают (примерно 60%) модные и престижные профессии, так или иначе связанные с шоу-бизнесом: актер, спортсмен, певец, модель, балерина, художник, дизайнер. Вторая по встречаемости группа (28%) — "обычные" профессии: врач, водитель, электрик, продавец, мастер по ремонту бытовой техники, строитель, автомеханик, повар, учитель. "Героические" профессии — на третьем месте (10%): спасатели, военные, летчики, пожарные, полицейские.

"Нормальная" жизнь. Очень часто (практически так же часто, как и мечта о профессии, а иногда — в соединении с ней) встречается представление о будущем как о достижении определенных (высоких!) стандартов уровня жизни. Свой дом, свой автомобиль, своя собака, своя лошадь, свой вертолет... Своя вилла с бассейном, своя "Феррари", свои бриллианты... Свой магазин, свой салон красоты, своя автомастерская... И много-много денег: миллионы в мешках, работа банкиром, президентом ("потому что у него есть машинка для печатания денег"). Сюда же примыкают рисунки, в которых изображено достижение семейного счастья (чаще у девочек): я и мой будущий муж, я и принц (я — принцесса и принц, я — Золушка и принц), моя свадьба, моя будущая семья, я и мои дети на моей даче, я и моя семья в моем доме (в моей машине).

Реализация сегодняшних желаний или просто обыденность. Значительная часть детей вообще не может представить будущее — они рисуют либо обычные дела и события, либо — реализацию собственных желаний. Я иду в детский сад, в школу. Я рисую в художественной школе. Я что-то делаю. Хочу поехать к бабушке на дачу, на море с мамой, получить вещь в подарок.

Будущее — это фантастика. Довольно редкая категория, но все же заметная. Чаще всего изображаются новые средства транспорта, летающие дома, ракеты, летающие тарелки, летающие автомобили, роботы, двигающиеся дороги, фантастические города.

Будущее — это сказка. Редко, но встречается: я супермен, я с мамой на даче гуляю с инопланетянами, папа — король, мама — королева, я — принцесса, это моя сказочная страна.

Будущее — мечта. Почти незаметное количество рисунков. Относятся к рисункам профессий и "нормальной жизни" примерно как 1 к 100. Будущее — это воплощение "большой" мечты: хочу полететь в космос, хочу совершить кругосветное путешествие.

Общее впечатление, которое складывается довольно быстро при просмотре рисунков и потом только усиливается — отсутствие у детей какого бы то ни было позитивного образа будущего, который в советское время формировался с помощью популяризации науки и научно-технической фантастики. Между сказочным будущим, в котором дети понарошку представляют себя Золушками, принцессами, феями, Гарри Поттерами и Суперменами, и тусклой обыденной реальностью, скрытой за яркими красками детских рисунков, в сознании детей существует огромный, космического масштаба разрыв. Настоящий футурологический вакуум.

В этом вакууме нет никаких позитивных представлений: ни о рае (земном или небесном), ни о мире во всем мире и счастье для всех, ни о победе над болезнями, ни о завоевании других планет. В этом вакууме летают жалкие остатки советских представлений о будущем, заложенные космической эрой и научной фантастикой — в лице Гагарина и Стрелки с Белкой. В рисунках нет ни одной фантастической новой идеи, связанной с современной наукой. Да что там фантастические идеи! В рисунках детей о будущем (!) вообще отсутствует наука. Её нет. Совсем.

В этой "футурологической пустоте" пространство возможностей детей при конструировании образа будущего резко ограничено. И вполне естественно, что все "мечты" смещаются в сторону "нормальной жизни", в которой единственно возможным становится достижении благополучия, семейного счастья, получение любимой, надежной или престижной профессии, достаток и богатство, чаще всего выраженный формулой "свой дом + свой автомобиль + своя семья". Но дети же фантазеры, они должны мечтать, и многих не устраивает такое "богатое" в прямом смысле слова, но скучное будущее. И тогда они начинают мечтать о карнавале — вот и появляются сотни "мечт" о том, как они станут рок-звездами, певицами, актерами и актрисами, моделями...

Этот футурологический вакуум не является чем-то естественным. Он тщательно и продуманно организован, что ярко выявляется в рисунках "Мой герой". Но об этом — в следующий раз.

20.02.2013
Статья предоставлена газетой "Суть времени"


[2 годa - 3 годa]

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2024, Наш ребенок

info@ourbaby.ru, Ourbaby.ru, https://www.nashrebenok.ru

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.

Change privacy settings