Все о детях
от рождения до 3 лет

Статьи

Еще раз о хороших игрушках

Сравните "ассортимент" игрушек в детской своего чада с тем, что рекомендуют для развития малышей от 1 до 3 лет детские психологи.

Содержание:

"Почему дети не играют?" — задались мы вопросом в одной из предыдущих статей, и на него нашлось много ответов. Причин достаточно — от "затоваривания", так присущего нашему времени буквально во всем, до "неправильных" игрушек, окружающих ребенка. Сегодня остановимся подробнее на игрушках действительно необходимых, а также на занятиях, без которых так трудно развиваться современным городским детям.

К содержанию

Первые игрушки для сюжетной игры

Хорошие игрушки для годовалого, двухлетнего, трехлетнего ребенка должны "подсказывать" малышу сюжет игры, наталкивать на правильные способы обращения с собой.

Около полутора лет у малыша возникает способность в игре изображать действия, похожие на те, что он видит изо дня в день. Например, как кормят, укладывают спать, танцуют. Так появляется первая режиссерская игра. Возникновение такой игры — важная веха в психическом развитии ребенка. Психологи ориентируются на возникновение этой игры как на показатель общего благополучия развития ребенка.

И очень важно, чтобы мама понимала ценность этого вида игры. Сейчас многие родители увлечены развивающими игрушками и пособиями и недооценивают глобальное развивающее значение игры. А ведь играя с игрушками и строя первые сюжеты, малыш усваивает опыт взрослых. Именно играя ребенок учится лучше понимать то, что происходит вокруг, и делает действия взрослых своими.

Поэтому маме стоит забыть о своем высшем образовании, сесть на ковер в детской и начать показывать малышу, как собачка делает "топ-топ" и "ам-ам", понимая при этом, что ничто так не развивает ребенка, как совместная игра с мамой. Кроме того игра — это золотой фонд вашего общения с малышом.

Перечислим первые игрушки для сюжетной игры:

  • Кукла-младенец (нужна и для девочек, и для мальчиков. Именно в игре с куклой ребенок осваивает человеческие эмоции.)
  • Кукольное хозяйство, то есть посудка, одежда, одеяльца и т.п.
  • Большие машины и маленькие машинки.
  • Железная дорога.
  • Игровой дом.
  • Куски ткани для того чтобы наряжаться, драпироваться, превращаться и разные другие предметы для ряжения.
  • Неструктурированный игровой материал (камешки, каштаны, шишки или пластиковые мячики) — то есть предметы, которые можно пересыпать и которым можно присваивать любое игровое значение. Каштаны могут быть и кукольной картошкой, и денежками, и бомбами. Тут есть большой простор для развития воображения вашего малыша.
  • Сюжетные игровые наборы с животными и человечками.

К содержанию

Первые развивающие игрушки

Развивающие игрушки тоже должны быть в детской, но место и роль у них совершенно особые. Так, эти игрушки ни в коем случае не должны находиться внизу, в "навале". У них должно быть свое место на высоких полочках, но такое, чтобы малыш мог их видеть и показать пальчиком или назвать, если ему захотелось в это поиграть.

Развивающие игрушки хороши как приложение ко взрослому, который готов в них играть. Именно при игре с развивающими игрушками создается "зона ближайшего развития", то есть те действия, которые малышу под силу вместе с мамой, но один он с ними справиться пока не может.

Если говорить о пропорциональном соотношении разных видов игр, то для ребенка, которому от года до четырех, сюжетных игр должно быть не меньше, чем развивающих.

Перечислим необходимые развивающие игрушки:

К содержанию

Знакомство с окружающим миром

Однако главные детские игры до трех лет происходят не с игрушками. И родителям стоит не забывать снабжать малыша принадлежностями для них — хотя бы в подходящее время года.

Вода и песок. Игра с песком и водой дает ребенку столько радости, сколько взрослому — купание в теплом море. Поэтому постарайтесь хотя бы в теплое время года дать малышу вдоволь наиграться с ними. А ведь во многих странах лоток-песочница для помещений — непременный атрибут и детских садов, и детских комнат.

Назову игрушки, которые наверняка понравятся вашему ребенку:

  • Разного размера и цвета стаканчики для переливания.
  • Формочки с различного рода отверстиями.
  • Лейка.
  • Пластиковая бутылка среднего размера.
  • Водяная мельница для ванной.
  • Игра "рыбалка": крупные рыбки и удочка.
  • Кораблики и рыбки простые и заводные.

Игры на пересыпание. Городским детям хронически не хватает сенсорных впечатлений, а особенно ощущений, связанных с осязанием. Острее всего этот вопрос стоит в осеннее-зимний период, когда в песок играть невозможно, а снег часто такой, что в него не поиграешь. Да снег и не подходит для игр на развитие осязания — он холодный, а это редко кто из малышей любит.

Поэтому родителям стоит приложить усилия к тому, чтобы из средств, которые всегда под рукой, сотворить развивающую среду для игр с количеством и тренировки осязания.

Игры на пересыпание увлекательны и очень нравятся детям. Такие игры способны даже самого резвого непоседу на время оторвать от привычных шалостей.

Самое простое, что можно делать дома — это пересыпать нечищеные грецкие орехи, каштаны или арахис. Для это потребуется одна большая емкость (приблизительно 1-2 литра) и 2 поменьше (250-500 мг). Нужно показать малышу, как брать орехи по одному и раскладывать их по стаканчикам, а после показать ему, как можно пересыпать их горстями.

Но интереснее всего пересыпать крупу. Пересыпать можно:

  • Пуговицы, бусины.
  • Монетки.
  • Крупную крупу (фасоль, горох, бобы).
  • Овощи (предварительно хорошо вымытые).
  • Небольшие игрушки или детали мелкого конструктора.

Развитие осязания. Очень важно начиная с 10-11 месяцев стараться разнообразить словарь ребенка, добавляя в него слова, связанные с осязанием. Например: "мягкое — нельзя мять". Чтобы различать эти понятия, надо поиграть с малышом с предметами, сделанными из разных по осязательным качествам материалов. К примеру, взять камешек и кусочек поролоновой губки. Губка легко сожмется в ладошке, а твердость камушка даст противоположные ощущения.

Также надо учить малыша по-разному дотрагиваться до людей, животных, предметов. Например, надо учить "ласково трогать", "трогать одним пальчиком", "гладить", а также хлопать ладошкой, сильно стучать, сильно нажимать. Эти упражнения помогут ребенку научиться контролировать силу своих ручек при контакте с кем-либо или чем-либо.

Не стоит мешать малышу знакомиться на ощупь со всем, что потенциально не опасно — прежде всего, с едой.

Отличная возможность для развития осязания у малыша — игра "Волшебный мешочек". Принцип игры прост: в мешочек из ткани нужно положить 3-4 не слишком больших предмета, которые хорошо знакомы ребенку.

Очень много для развития осязания дают занятия с пластилином или соленым тестом, глиной. В осеннее-зимнее время ребенку полезно, чтобы такие занятия продолжительностью по 7-10 минут были у него каждый день.

Набор-минимум для развития осязания:

  • Пластилин разной мягкости (пластилин в ведрах, пластилин в брусочках).
  • Игрушки, сделанные из разных материалов, тканей разных типов.
  • Игрушки с различными наполнителями (например, с крупой, шариками).

Отзывы пользователей
Faina | 23.12.2014

Статья хорошая. Мне лично понравилось как доча развивается играя в кукольный домик с животными Village Story, вместо куколок. Сами животные флоковые, в яркой одежде. В домике можно клеить стикеры обои, по твоему желанию. Развивала ее всякими сценариями, взятыми из жизни, теперь занимаются этим с соседкой, не дозовешься=) С трех лет оптимальны такие игры.

Олена | 12.04.2011

Действительно первые игрушки должны быть в первую очередь качественными, якркими, желательно со звуком. Малышам постарше уже интереснее более сложные игрушки, чтобы можно туда пальчик воткнуть, разобрать. Хотя можно некоторые игры и самому придумывать, но все же иногда мы покупаем игрушки и в магазинах. Личто я облюбовала chadochudo.ru

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



Закрыть

© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.