Содержание:
- Собираем коллекцию
- Конструируем
- Тренируем мелкую моторику
- Развиваем интеллект
- Занимаемся математикой
- Мини-театр
- Своими руками
Как бы ни ругали мы многие современные изобретения, а все-таки шоколадные яйца с игрушками — гениальная придумка. Самое главное для детей не столько полакомиться шоколадом, сколько поскорее узнать, что же находится внутри на этот раз. Но, как нередко бывает, немного поиграв с фигуркой, ребенок о ней забывает. Однако вся эта мелочь из "киндер-сюрпризов" может превратиться в замечательные и полезные игрушки.
Собираем коллекцию
Коллекционирование игрушек из "киндер-сюрпризов" и других шоколадных яиц часто увлекает не только малышей, но и их мам и пап, становясь семейным хобби. Но если вы с крохой решили собирать маленькие фигурки, следует помнить о некоторых особенностях собирательства в младшем возрасте. Малыши-дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно и систематически. И задача взрослых — не только увлечь ребенка идеей создания коллекции, но и помогать ему в этом.
Польза от таких занятий неоспорима. Во-первых, собирая коллекцию, малыш занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Во-вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, малыш учится общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.
Для коллекции игрушек выделите полку в комнате малыша, чтобы он мог легко доставать до нее без посторонней помощи. Пусть кроха сам решает, что и как там расставить. Но и вытирать пыль он тоже должен будет сам (первое время — с вашей помощью).
Если на полке мало места, смастерите вместе с ребенком этажерку для его коллекции. Для этого возьмите внутреннюю часть спичечного коробка, вклейте в его уголки зубочистки, а на зубочистки насадите следующий коробочный ярус. Таким образом сделайте несколько этажей. Затем приступайте к созданию новой этажерки. Для того чтобы конструкция не была слишком хлипкой, склейте боковые стороны коробочек соседних "этажерок" между собой. Так у вас получится настоящий стеллаж, где у каждого игрушечного малыша будет свое место.
Можно хранить игрушки и по-другому. Но для этого сначала приклеим к каждой фигурке по кусочку одежной липучки. Если теперь повесить на стену кусок ковролина, можно крепить игрушки прямо к нему в любом порядке и последовательности. С этим легко справится и сам малыш. Кстати сказать, так можно разыгрывать целые кукольные спектакли и придумывать разнообразные игры.
Конструируем
А еще конструкция из спичечных коробков может стать многоэтажной кроваткой для "киндеровых" зверюшек или многоярусным гаражом для машинок. Но строить дома и гаражи можно не только из спичечных коробков. Для этих целей подойдут коробки от детского питания, маленькие и большие пакеты из-под сока или молока и т.п. Имея в арсенале несколько таких коробок, можно соорудить целый город для крошечных игрушечек или автоград для машинок.
Поверьте, что однажды построив вместе с вами такой городок, малыш будет играть в него очень долго, придумывая и добавляя что-нибудь новенькое. Для такой игры удачно подойдут именно игрушки из "киндеров", потому что они без труда войдут даже в самый маленький домик-коробочку и с комфортом будут там "жить". А потом можно и мебель из спичечных коробков сконструировать. Такие нехитрые занятия развивают детское творчество и воображение куда лучше, чем самые замечательные покупные игрушки.
Можно строить дома и из кубиков и конструкторов. Особенно хороши для этих целей конструкторы с мелкими деталями, типа "Лего". Если дома строить надоело, сконструируйте для игрушек-малышей парк аттракционов. Они наверняка будут довольны.
Тренируем мелкую моторику
Для самых маленьких ребятишек маленькие игрушки могут стать одновременно и полезным тренажером для пальчиков, и отличным развлечением во время купания. Набросайте их в ванну, и пусть кроха тренируется вылавливать игрушки пальчиками и складывать в мисочку. Можно брать их и кулачком, и загребать всей ладошкой. Но полезнее всего отрабатывать так называемый "пинцетный захват", когда в работе участвуют всего два пальца: большой и указательный. Малышу понравится "спасать" игрушки, вылавливая их маленьким ситечком. А заодно поговорите с крохой о том, что тонет, а что нет. Если примотать к игрушкам петельки из проволоки, их можно вылавливать из воды импровизированной удочкой (палка, толстая нитка, проволочный крючок).
Полезно, играя на улице в теплое время года, зарывать мелкие игрушки в песок, а кроха пусть их там ищет, раскапывая песок руками. Это здорово и для развития наблюдательности, и для тренировки пальчиков. Кстати, из песка можно строить замечательные домики для зверюшек, а также гаражи и трассы для машинок. Поиграть в поиски "клада" можно и дома, если насыпать в большую миску крупу (например, пшено) или горох и закопать там несколько мелких игрушек. Малышам очень нравятся такие игры. Правда, после них уборки у мамы заметно прибавляется.
Развиваем интеллект
С миниатюрными игрушками можно придумать множество игр на развитие памяти и внимания. Например, поставьте в ряд 4-5 фигурок и попросите малыша внимательно на них посмотреть. Теперь пусть ребенок закроет глаза или отвернется, а вы спрячьте одну из игрушек за спину. Кто спрятался? Пусть кроха попробует вспомнить. Задание постепенно усложняйте, прячьте несколько игрушек, добавляйте новые, меняйте игрушки местами, заменяйте одни фигурки другими и каждый раз просите ребенка сказать, что изменилось.
Не выбрасывайте вкладыши из шоколадных яиц, на которых нарисованы все игрушки серии. Они тоже пригодятся для полезной игры на внимание. Ставим в ряд все имеющиеся у нас игрушки из одной серии, а затем показываем малышу какую-нибудь фигурку на картинке и просим отыскать такую же среди игрушек. Учитывая, что фигурки одной серии нередко довольно схожи между собой, самым маленьким игрокам будет не так-то просто справиться с заданием.
Если у вас есть несколько разных серий из шоколадных яиц, с ними в два счета можно осилить основы синтеза и анализа. Когда малыш раскладывает свои сокровища по сериям, он осваивает важный навык — учится сортировать предметы по определенным признакам. Можно предложить ему выбрать из всех игрушек только животных, только героев мультфильмов, только фигурки людей, только мальчиков или девочек и т.п. А затем положите перед ребенком четыре игрушки, три из которых машинки, а четвертая — самолет. Что здесь лишнее и почему? Разгадывая каждый раз новые мамины задачки, малыш будет учиться выделять отличительные черты у схожих предметов (самолет ведь тоже транспорт, но транспорт воздушный).
Самым маленьким умничкам, для которых такие задачки еще слишком сложны, предложите находить лишнюю фигурку, отличающуюся цветом от остальных. Например, три машинки будут красные, а одна — желтая. Какая машинка не вписывается в общую компанию? Если вырезать из цветного картона силуэты домиков и разложить их на полу, можно рассортировать подходящие фигурки по цветам, расселив их в домики нужного цвета.
Можно учиться описывать и сравнивать предметы. Возьмите две машинки или две игрушки из одной серии и предложите малышу сказать, чем они похожи и чем отличаются. Обратите внимание и на цвет, и на форму, и на всевозможные мелкие детали. Если ребенок еще мал, рассказывайте ему об этих отличиях сами. Когда он чуть-чуть подрастет, то сможет справляться с заданием без вашей помощи. Еще интересно поиграть в загадки. Поставьте перед крохой несколько игрушек и описывайте одну из них. А малыш пусть постарается угадать, о ком или о чем идет речь. Если угадал — его очередь загадывать загадку маме!
А можно попробовать различать игрушки на ощупь. Для этого вам понадобится тряпичный мешочек или непрозрачный пакет. Отберите вместе с крохой 6-7 игрушек, рассмотрите их внимательно, а затем сложите в мешочек. Теперь малыш засовывает руку в мешочек, берет одну игрушку и, не вытаскивая, пытается определить на ощупь, что это за фигурка. Если не удалось на ощупь — достаем и рассматриваем. Может, в следующий раз получится?
С "волшебным мешочком" есть еще одна занятная и полезная игра. Сложите в мешочек 20 разных фигурок. Затем начинайте вытаскивать игрушки по очереди с малышом и придумывать предложения с их участием таким образом, чтобы получался связный рассказ.
Например, мама достает из мешочка бегемотика и придумывает первое предложение: "Жил-был в Африке маленький бегемотик". Следующую игрушку тянет малыш. Допустим, это машинка. Кроха продолжает сказку: "Решил он поехать покататься на машине" и т.д. Эта веселая игра хорошо развивает речь, творческое мышление и очень нравится малышам. Главное, чтобы ваша история была веселой и захватывающей.
А если у вас в кармане или сумке постоянно будет лежать какая-нибудь фигурка из шоколадного яйца, вы всегда сможете на некоторое время занять малыша в транспорте или в очереди. Вспомним знакомую с детства игру "В какой руке": показываем крохе обе руки, сжатые в кулаки, и предлагаем угадать, где спрятана игрушка. Если угадал — пусть теперь он загадывает. Если малыш как раз сейчас учится различать право и лево, пусть не просто показывает предполагаемую руку пальцем, а говорит: в правой руке или в левой.
Занимаемся математикой
Игрушки из шоколадных яиц — замечательный счетный материал. Лучше не придумаешь! Прежде всего, их можно просто пересчитывать, осваивая количественный счет: "Сколько у нас машинок? Давай сосчитаем. А сколько динозавриков?" Потом можно поучить и счет порядковый: "Кто стоит первым в очереди за мороженым? А кто вторым? Пятым? Последним? А какой по счету у нас Винни-Пух?" Потом поучимся определять соседей справа и слева. В дальнейшем малышу будет легче перенести этот навык и на числа.
А теперь разберемся, кто стоит впереди, а кто сзади, кто справа, а кто слева, кто ближе, а кто дальше, иначе говоря, потренируемся ориентироваться в пространстве: "Кто в ряду находится левее: гномик или зайка? А кто правее: зайка или волк? Кто самый правый? А самый левый? Перечисли все игрушки справа налево, а теперь — слева направо..."
Маленькие фигурки удобно сравнивать: "Кого больше, лягушек или гномиков? А на сколько? А что нужно сделать, чтобы их стало поровну?" С веселыми фигурками можно придумывать и решать задачи: "В гараже стояло три машинки, к ним приехало еще две. Сколько стало?" Если вы построите из кубиков маленькие домики и поселите в них разное количество игрушечных жильцов, это тоже может превратиться в увлекательное освоение счета. Ведь фигурки могут ходить друг к другу в гости. А значит, количество жильцов в домиках будет то уменьшаться, то увеличиваться.
Мини-театр
Если у вас собралась целая коллекция сказочных героев — это отличное подспорье для развития речи малыша. С их помощью можно разыгрывать прямо на столе знакомые сказки. Если какого-то героя не хватает — не беда, его можно заменить другим персонажем (получится старая сказка на новый лад) или, например, вылепить вместе с крохой из пластилина (хороший повод заняться творчеством!). Дополните картину самодельными декорациями: теремок или "пряничный домик" из коробки, вырезанные из картона деревья и елки, зеркальце-пруд с пластилиновыми камышами и т.п.
Если сказка не очень знакомая, мама читает текст, а малыш, с помощью маленьких фигурок, разыгрывает на столе представление. В хорошо знакомой сказке распределите роли, и пусть маленький кукловод пробует сам говорить слова своих персонажей. И непременно с правильной интонацией: медведь рычит грубым голосом, а мышка пищит тоненько.
Весело и полезно вспоминать, в каких сказках встречались те или иные персонажи. Например, возьмем фигурку зайчика и будем по очереди с крохой называть знакомые сказки, стихи, мультфильмы о зайцах. А какие есть сказки о лягушке? А паровозик в какой-нибудь сказке или мультфильме встречался?
А вот вам еще одна умная игра. Она называется "Теремок" и хороша для развития речи, фантазии, наблюдательности, учит сравнивать и рассуждать. Строим домик из кубиков, сажаем туда какого-нибудь "киндера" (например, лягушку). Малыш берет другую игрушку (например, львенка), подводит ее к теремку, стучится: "Тук-тук, кто в теремочке живет?" Вы отвечаете: "Я зеленая лягушка. А ты кто?" — "А я — львенок. Пусти меня к себе жить!" — "Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож". Выслушиваете детские ответы (тоже живой, расту, пью водичку, кушаю, у меня два глаза, четыре лапки и т.п.). Условия проживания в теремке могут все время меняться: "Чем ты от меня отличаешься?", "Для чего ты нужен?", "Что ты можешь делать?", "Какой ты?". Такие нехитрые упражнения развивают речь, позволяют крохе раздвинуть границы понимания окружающего мира.
Своими руками
А еще с использованием миниатюрных игрушек можно придумывать настольные игры. Например, рисуем на большом листе бумаги закрученные трассы и ездим по ним машинками. Добавляем на рисунке пешеходные переходы, дорожные знаки — получаем увлекательную и полезную игру. Можно придумать и нарисовать игру-ходилку с фишками и кубиком о приключениях любимых мультяшных героев, фигурки которых есть в вашей коллекции. Тогда сами фигурки будут играть роль фишек.
Малышам наверняка понравится рассортировать имеющиеся фигурки, расставляя их на "свои места". Для этого приготовьте несколько вырезанных из журналов картинок, на которых изображено небо, море, горы, дорога, луг, африканская саванна, домик, космический пейзаж и т.п. Как вариант — нарисуйте картинки вместе с крохой. Теперь высыпаем на стол фигурки и вместе размышляем, где и для кого будет самое подходящее место. В саванну отправим животных жарких стран, по дороге будут ездить машины, в небе летать самолеты, в море — плавать морские животные и корабли.