Все о детях
от рождения до 3 лет

Статьи

Как читать маленькому ребенку

Когда начать? Какими могут быть первые книжки?

Содержание:

Стандартный вопрос не слишком осведомленных родителей: "Как ему читать, если он ничего еще не понимает? Надо подождать лет до 2, до 3. Вот ребенок подрастет, и тогда мы станем ему читать. А пока рано".

Именно при таком подходе вырастают мало читающие или совсем не читающие дети. Если интерес не прививают родители, он может так и не появиться.

В психологии развития, в практическом воспитании ребенка существует золотой принцип создания так называемой зоны ближайшего развития ребенка. На создании этой зоны построено было все традиционное обучение: ребенок еще не может, а мы ему уже показываем. Дитя еще не знает, а мы его уже учим.

Без создания этого "пространства, опережающего текущий момент развития" ребенок и ложку не научится держать, и первое слово не скажет. Ведь родители начинают разговаривать с первых дней жизни с совершенно не говорящим еще существом.

С чтением книжек это как-то особенно четко проявляется. Тут родителю нужно сформировать интерес к абсолютно новому для малыша занятию. И надо начинать это делать достаточно рано, пока у малыша еще не пошел период первого детского негативизма — то есть в период до 2 лет. Если ребенка к этому возрасту не приучили к тому, что книжки это интересно и важно, то в дальнейшем это возможно, но уже не так органично.

На мой взгляд, чтение — это как раз одно из тех занятий, которое нельзя полностью перепоручать няне или другим помощникам. Дети так устроены, что верят не словам, а делам. И считают важным то, чем занимаются сами родители.

Например, папа может сколько угодно говорить о важности чтения. Но если сам он к книжке не подходит, а занят в основном компьютером и мобильным телефоном, то все разговоры о важности книжек для ребенка — пустой звук. Это с говорящими детьми. А с неговорящими все еще проще: они четко ориентированы на действия, и считают важным то, что с ними делают сами родители, а не бабушки и няни.

Передача культуры происходит непосредственно из рук в руки. И дело это энергоемкое. Хотите вырастить читающего ребенка — извольте потратить на это время и силы.

Если говорить об общих рекомендациях, то детям спокойным, не склонным к избыточной двигательной активности читать можно начинать в 6-7 месяцев (когда они начинают уверенно сидеть). С детьми живыми и подвижными дело обстоит несколько иначе. Они бы с радостью слушали книжку — но просто не умеют сидеть на месте. Для того чтобы им было интересно, требуется движение.

Родителям шустрых чад нужно осваивать традиционную для России практику детской потешки. В потешке элементы чтения и рассказывания соединены с игровыми движениями.

О потешках мы поговорим позже, пока — как и с чего начинать.

Первый шаг в освоении науки чтения малышу книжек прост. Нужно, чтобы ваш ребенок научился связывать, соотносить реальный предмет и его изображение. То есть ребенок должен понимать, что вот собачка живая, вот собачка игрушечная, а вот собачка нарисованная в книжке. Появляется связь предмета с изображением — так называемая "символическая репрезентация".

Если вы регулярно читаете ребенку, то появится такая способность между 9 и 12 месяцами — тут все зависит от индивидуальной скорости развития вашего малыша.

К содержанию

Первые книжки

Для полугодавалого или десятимесячного ребенка лучшая книжка — самодельный домашний фотоальбом.

Нужно напечатать дубли фотографий самых дорогих ребенку людей крупным планом и вставить в крепкий альбомчик. Тут могут быть не только люди, а и домашние любимцы (кошки-собаки), если таковые имеются, фотографии машины, деревенского дома, коляски и кроватки — словом всех тех людей и предметов, которые малышу хорошо знакомы.

И хорошо, если у вас получится хотя бы один раз в день этот фотоальбом просматривать. Через неделю или две в сознании малыша прочно свяжутся фотографии и их прообразы. Особенно хорошо просматривать такой фотоальбом в то время, когда папы или мамы нет дома. Тогда для малыша это будет еще более занятно — увидеть маму, которую нельзя увидеть на самом деле.

Далее подойдут книжки из серии "Мои первые слова" или "Мои первые животные" издательства "Росмэн". Они небольшого формата и изданы на очень плотном картоне. В них на одну страницу приходится изображение одного животного.

Не забывайте о том, что первыми малыш начинает узнавать тех животных, которых может видеть вживую. Для городского ребенка это прежде всего кошка, собака, муха и ворона. А все остальные, к сожалению, только в зоопарке. И зоопарк (его детскую часть) я очень рекомендую посетить в возрасте около года. И конечно, летом нужно использовать все возможности, чтобы увидеть настоящих "му-му", "хрю-хрю", "ме-ме" и прочих возможных.

Ребенку в возрасте около года интереснее всего то, что дышит, бегает, ползает и летает. Правда, городские дети, особенно мальчики, проявляют живейший интерес к механизмам. Как это ни грустно. Но похоже на то, что первые слова у многих детей теперь не "му-му" и "иго-го", а "би-би" и "вжжжж". С чем живем, о том и говорим.

Но если в доме есть кошка или собака, то первое слово вашего малыша с высокой вероятностью будет "ав" или "мяу".

Можно и дальше пойти по пути фотографирования и добавить в вашу самодельную книжку фотографии качелей, песочницы и первых уличных знакомых вашего малыша, а также фотографии вашего дивана, шкафа, холодильника и прочей знакомой ребенку мебели.

А когда малыш хорошо изучит и эти изображения, тогда перейти к книжке "Моя первая энциклопедия". Правило для иллюстраций то же — один предмет на страницу.

Книги следующего уровня — стихи-потешки. Это должны быть четверостишия или двустишия по мотивам русского фольклора.

Лучший, самый детский художник — это Юрий Васнецов. Многие родители помнят его иллюстрации с детства. И книжки его "Радуга-дуга", "Ладушки" неоднократно переиздавались издательствами "Росмэн" и "Планета детства". Книжки эти стоит поискать в магазинах, так как рисунки его очень созвучны мировосприятию маленького ребенка. Они немного мифологичны, но во многом совпадают с теми, почти сказочными образами козы рогатой или серого волка, которые возникают в сознании малыша.

Одна из ходовых трудностей для родителей ребенка в возрасте от года до трех заключается в том, что дети, которые полюбили читать, любят читать одно и то же.

У меня в практике был случай: на занятиях одна мама ребенка, которому было 1 год 4 месяца как-то говорит: "Поздравьте, у нас рекорд! За сегодняшний день мы прочитали „Курочку-рябу“ 112 раз!". Это, понятное дело, крайность, мама была просто героическая. Но раз 5-7 прочитать "Красную шапочку" двух-с-половиной-летнему ребенку — вполне обычное дело.

Так что готовьтесь.

Но это совсем не плохо и никакая не патология. Более того, любовь к повторениям объяснима с точки зрения психофизиологии ребенка. Дело в том, что в возрасте до 2,5-3 лет очень медленно возникают нейронные цепочки в коре головного мозга.

Важные вещи:

  • Выразительность голоса, преувеличенное жестикулирование и интонирование.
  • Развивайте актерские способности.
  • Помните: маленькие дети больше реагируют на эмоциональный компонент в чтении.
  • Очень важно подобрать качественные иллюстрации. Имеет значение и качество графики, и цветовая гамма, и композиция рисунков.
  • Правило — одна картинка на странице, и картинка крупная.
  • Книжки должны быть такого качества, чтобы и не рвались, и не мялись, и не елись, и не промокали (но по сравнению с иллюстрациями это второстепенно)
  • У читающих родителей, как правило, читающие дети. Главные враги книг — телевизор, компьютер.

Отзывы пользователей
Бабуля любимых внуков | 17.04.2012

Большое спасибо за полноту информации!

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



Закрыть

© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.