Создайте безопасную среду и не заставляйте ребенка играть в ваши игры
Родители часто спрашивают, как развивать у ребенка любознательность (по-научному — познавательную активность). Психолог Людмила Петрановская считает, что, с одной стороны, специально ничего делать на надо, а с другой — для развития любознательности нужны условия.
Проводили такой эксперимент. Маму с ребенком дошкольного возраста приглашали в кабинет, полный всяких развивающих игр и вообще интересных и малопонятных штуковин. Потом экспериментатор извинялся, говорил, что ему надо совсем ненадолго отойти, и предлагал чувствовать себя в кабинете «как дома», говорил, что можно «посмотреть пока, что у нас тут есть».
И уходил. Но недалеко, коварный, а за стеночку, где было особое зеркало, с одной стороны — как зеркало, с другой — прозрачное, его часто используют для психологических экспериментов. Через окошко-зеркало он наблюдал, чем заняты мама с ребенком. Основных типов поведения было четыре:
- Мама грозно шикала на ребенка, чтобы «сидел смирно, ничего не трогал», и они вдвоем неподвижно ждали возвращения специалиста. Если ребенок пытался что-то взять, мама одергивала.
- Мама доставала из сумки журнальчик и погружалась в чтение, на ребенка внимания не обращала. Он, постепенно смелея, начинал все брать, рассматривать, крутить и т.д.
- Мама воодушевлено говорила ребенку: «Смотри, какие хорошие игры!». И начинала показывать ребенку и объяснять, как в них играть.
- Мама, забыв про ребенка, с азартом хватала то одну игру, то другую и пыталась вникнуть, что это и зачем. Ребенок сам по себе тоже все хватал и рассматривал.
Потом психолог возвращался в комнату и проводил с помощью специальной методики тестирование уровня познавательной активности у ребенка. Отгадайте, у детей из какой группы оказались лучшие результаты?
Самые высокие показатели были у деток самых любознательных мам, из 4-й группы. Затем шли дети мам-пофигисток из 2-й группы. И гораздо худшие результаты были у тех, кому все запрещали, и у тех, кем руководили (честно говоря, сейчас не вспомню, кто из них был большим аутсайдером, но разрыв между теми двумя и этими двумя группами был большой).
Мораль очевидна. Не надо никак особо эту самую познавательную активность развивать. Если ребенок живет в богатой, интересной, интригующей среде, а главное — если самим родителям все интересно, и они не тупят каждый вечер перед телевизором, то все само прекрасно разовьется.
А если родители еще и радуются проявлениям любознательности у ребенка и не отмахиваются от его вопросов, если у них умные и интересные друзья, с которыми они общаются при детях, если у них интересная и любимая работа, о которой они рассказывают дома, то все вообще классно. Такая вот чудесная новость для ленивых, но любопытных родителей
Но есть и другое обстоятельство, о котором я уже писала — познавательная активность не терпит сильного и длительного стресса. Если ребенку очень плохо, страшно, одиноко, ему не до новых знаний.
Всем, наверное, приходилось наблюдать: вот ребенок на прогулке весь — воплощенная познавательная активность. Он наблюдает за гусеницей, воробьем, кошкой. Но время от времени посматривает на маму на скамейке.
И вдруг — мама пропала! Отошла куда-то! Все, мгновенно познавательная активность сворачаивается, и пока мама не найдется и не успокоит, ребенку не до гусениц.
А теперь, представьте, что мамы нет долго. Или совсем. Что будет с любознательностью?
Это хорошо знакомо приемным родителям, которым бывает очень трудно потом реабилитировать в этом отношении детей, долго пробывших в казенном доме. Но и с домашними детьми такое случается, например, если в доме конфликты, родители скандально разводятся, кто-то в семье страдает алкоголизмом или просто обладает очень тяжелым, вспыльчивым характером, если ребенок постоянно боится осуждения, отвержения, или боится, что не оправдает ожиданий, родители будут разочарованы, расстроятся, заболеют и т.д.
То есть, с другой стороны, очень много всего нужно, чтобы познавательная активность цвела. Нужна любовь родителей, хорошая атмосфера в доме, безопасность, доверие. Чтоб не дергали, не запрещали и чтоб не руководили все время. Но чтоб при этом не в вате держали и были в жизни ребенка неожиданности, приключения и умеренные стрессы.
Как об этом подумаешь, так становится понятно, что в низком уровне любознательности у детей виновата совсем не только школа. И все это, конечно, требует большой работы, хотя и не в том смысле, в каком думают родители «посвятившие ребенку всю жизнь».
Думать, чувствовать, хотеть, стараться понимать ребенка, а не жить его жизнь за него, осознанно строить отношения в семье, без агрессии и постоянной борьбы за власть, не опускаться, не останавливаться в развитии.