Все о детях
от рождения до 3 лет

Статьи

Мы растем! Все о развитии ребенка от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

Период от 1 г. 6 мес. до 1 г. 9 мес. - этап новых возможностей в развитии ребенка. В этом возрасте поведение ребенка значительно меняется. "Ребенок растет, умнеет", - говорят взрослые, пытаясь объяснить феномен взросления крохи, но понять объективную выраженность этого явления им, как правило, не удается.

Период от 1 г. 6 мес. до 1 г. 9 мес. - этап новых возможностей в развитии ребенка. В этом возрасте поведение ребенка значительно меняется. "Ребенок растет, умнеет", - говорят взрослые, пытаясь объяснить феномен взросления крохи, но понять объективную выраженность этого явления им, как правило, не удается. Вместе с тем, мамам и папам желательно иметь более точные представления о раннем детстве ребенка. И здесь на помощь приходит наука.

Время постигать закономерности

Прежде всего, обратимся к показателям ориентировочно-исследовательского поведения малыша. Как известно, оно изначально носит безусловный (врожденный) характер. Иными словами - основывается на непроизвольном интересе к окружающему. Дитя, как губка, впитывает всю информацию из окружающего мира. При этом в разные периоды раннего детства ребенок обнаруживает разную степень возможного освоения того, что видит, слышит, ощущает и воспринимает. Ориентировочные процессы и их качественные характеристики показывают объективный уровень освоения информации из окружающего мира и связаны с формированием центральной нервной системы малыша. По мнению ученых, они имеют прямое отношение к созреванию мозга ребенка, к развитию высших психических функций: ощущений и восприятия, памяти, мышления, речи и т.п. Следовательно, изменения в активной ориентировке позволяют специалистам судить о познавательных процессах в умственном развитии маленького человека и зрелости его центральной нервной системы.

Исследования показали, что в 1 г. 6 мес. происходит качественный "скачок" в развитии ориентировочного поведения ребенка.

Во-первых, значительно повышается его активный интерес к окружающим предметам и игрушкам - дитя уже не только обращает внимание на их внешний вид (яркость цвета, необычную форму), его больше интересует процесс использования всех этих вещей и отношение к этому взрослых. То есть важна оценочная характеристика происходящего.

Во-вторых, в связи с вышесказанным, значительно более длительными и устойчивыми становятся поисковые, ориентировочные действия с предметами и игрушками. Дитя уже не манипулирует ими, а "изучает" их особенности. Кроху привлекают ситуации, в которых используется их функциональное назначение. Теперь на действия с предметами и игрушками малыш тратит в три, а к 1 г. 9 мес. - в четыре раза больше времени, чем раньше. Ребенок меньше отвлекается во время занятий и игр. Например, количество полных отвлечений уменьшается в 1 г. 6 мес. в четыре с половиной раза, а к 1 г. 9 мес. - в шесть раз. Кроме того, к 1 г. 9 мес. в поведении малыша появляется избирательность. Дитя "выходит" из игровой ситуации, которая обеднена эмоционально, не насыщена информацией, не несет в себе новизны, не дает достаточных поворотов сюжета и т.п.

Значительно меняется социальный статус малыша в ориентировочно-исследовательской деятельности. А активность ребенка в этом процессе весьма наглядно проявляется в общении со взрослыми. Точнее - в определенных формах этого общения:

  1. в оценке ситуации по эмоциональному отношению взрослого (ориентировочное действие - "взгляд на лицо взрослого"): в ситуации непонимания ребенок вглядывается в лицо мамы, пытаясь уловить ее эмоциональное отношение к тому или иному событию;
  2. в поиске сопереживаний со взрослым по поводу нового явления;
  3. в активации взрослого с целью получения информации: смотрит на маму, ожидая разъяснений по тому или иному поводу.

Неужели ребенок так глубоко погружается в познание окружающего мира? - удивляются заинтересованные родители. Да, это так. Описанные выше ориентировочные действия говорят о том, что к 1 г. 9 мес. в активной ориентировке происходят огромные качественные изменения, выводящие малыша на новый более высокий уровень взаимодействия. Именно поэтому ребенок начинает реагировать не только на внешнюю сторону какого-либо явления, а ищет внутренние закономерности в нем.

Дитя не только констатирует (называет) предмет, игрушку, а находит какие-то связи, объясняющие ему "логику" присутствия данного предмета в жизни ребенка. И взрослый должен помочь ему в этом.

Ни минуты покоя!

Малыш в 1 г. 9 мес. очень подвижен. Он уже научился самостоятельно перемещаться в пространстве, забираться на высоту, спускаться вниз, менять направление движения и теперь наслаждается своими возможностями, повторяя и повторяя понравившееся действие. Малютку переполняет радость активного взаимодействия с окружающим миром, желание все постичь на собственном опыте. "Я сам!" - лозунг его жизни. Ребенок не теряет ни минуты времени: еще так много непознанного вокруг! Сама природа детства 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес. закладывает в ребенке активную позицию освоения окружающего мира. Конечно, это проявлялось и раньше, но сейчас проходит на новом более высоком уровне, с более высокой степенью самостоятельности и активного действия. И это понятно, ведь к 1 г. 9 мес. малыш многому научился, а значит, можно говорить о приобретенном опыте.

Крохе не безразлично, что говорят и показывают ему взрослые, чему и как его учат, а также - кто это делает и какими методами. Следовательно, полноценная жизнь ребенка 1 г. 6 мес.- 1 г. 9 мес. - это организованная взрослым действительность, семейный быт и форма внутреннего взаимодействия. Малыш сейчас многого "ожидает" от взрослого окружения. И поэтому именно на этом этапе взрослые должны уделять ребенку как можно больше внимания, чтобы "заложить" фундамент его будущих возможностей и способностей.

Повзрослевший, но не взрослый

Нейрофизиологи отмечают, что именно в период 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес. наблюдается качественный "скачок" в развитии отделов головного мозга ребенка, которые отвечают за познавательное и речевое развитие. В этот же период отмечаются позитивные изменения в ориентировочном поведении малыша - появляется относительная устойчивость, целенаправленность и избирательность в действиях. У ребенка отмечаются специфические исследовательские действия руки. Малыш, желая потрогать неизвестный предмет, в безопасности которого он не уверен, осторожно прикладывает вначале пальчик, а потом уже всю ладонь. В поведении ребенка появилась разумная осторожность, и ушла характерная для начала второго года тревожность, боязнь всего необычного. Особенно, если мама рядом. Она выступает как гарант безопасности. Если мама спокойна, значит, и тревожиться не стоит.

Однако было бы неправильным считать, что к 1 г. 9 мес. малыш становится разумным, организованным и полностью понятным для взрослых. Он по-прежнему импульсивен, эмоционален, хотя прекрасно понимает слова "можно" и "нельзя". Просто по сравнению с ранним периодом детства дитя более дипломатично "улаживает" свои дела. Ребенок не идет на прямой конфликт со взрослыми, в их присутствии не будет делать то, что ему строго запретили. Но стоит отвернуться, как проказник возвращается к задуманному. Дело в том, что интерес к жизни в этом возрасте у крохи - сродни одержимости страстью, это чувство одолевает малыша гораздо сильнее, чем в самом начале второго года жизни. Поэтому для малютки - большое испытание отказаться от своих "замыслов". Любопытство заставляет малыша заглядывать в коробочки, ящички, залезать в сумочки и т.п. Чувствуется настойчивость его желаний, стремление добиваться своего. Ребенок заявляет о себе как о существе, имеющем право на выбор и волеизъявление: "хочу" или "не хочу". Как относиться к его противодействию? Родители должны понимать, что поведение малыша следует рассматривать с учетом его возрастных особенностей, а не с точки зрения логики взрослого человека. Ведь любопытство взрослого - отрицательное качество, которое свидетельствует о невоспитанности человека. А любопытство малютки говорит о природе детства. В его основе - стремление познавать мир во чтобы то ни стало. Угасить это стремление - значит обеднить жизнь ребенка. Так стоит ли бороться с желанием малыша накапливать впечатления, информацию о предметах и их свойствах? Конечно, трудно смириться с упорным стремлением крохи, к примеру, смешивать рис с манкой в кухонном шкафу. Но, может быть, родители просто не сумели заполнить досуг своего ребенка чем-то более интересным? Например, изготовлением куличиков прямо на кухне, рядом с мамой. Организовать это занятие можно даже зимой, если с осени запасти специальный ящик с песком. Это лишь один из вариантов того, как повернуть детскую активность в полезное русло.

Еще один важный момент. Ребенок в этом возрасте не должен быть предоставлен сам себе, потому что он еще не умеет организовать свой досуг. Взрослый обогащает жизнь малыша, наполняя ее полезной информацией, поощряя и корректируя активность, любопытство и безудержный интерес ребенка к миру. В этом возрасте дитя еще не умеет самостоятельно выстраивать игровой сюжет, изображая кого-либо, не умеет играть вместе с детьми. Поэтому родители не просто присматривают за малюткой, а выступают партнерами в его занятиях, принимают активное участие в игре.

Если в предыдущие три месяца главным было накопление сенсорного опыта, развитие понимания речи, двигательных навыков (совершенствование ходьбы и действий руки), то сейчас происходит первая систематизация полученных ранее впечатлений и постепенный их перевод в речь.

Попробуйте, поймите!

Развитие активной речи во втором полугодии 2-го года жизни становится одной из главных задач. Именно общение со взрослыми приводит к еще более уникальному феномену в речевой практике малыша: у него появляется так называемая автономная детская речь. Ребенок пытается говорить на "своем" языке, отличном от общепринятого взрослого и упрощенном лепетными словами ("собачка" - "ав-ав"; "уточка" - "га-га"; "машинка" - "би-би" и т.п.). С этим явлением уже приходилось сталкиваться в предыдущие три месяца (от 1 г . 3 мес. до 1 г. 6мес.).

Такой детский язык отличается от обычного "взрослого", во-первых, фонетикой (звучанием слов); во-вторых - своей смысловой стороной (значением слов). Особенностью речи малышей этого возраста является яркая индивидуальность - у каждого ребенка свой "язык", понять который могут только близкие взрослые. Именно они, исходя из конкретной ситуации, связывают "авторские слова" с определенным смыслом того, что хочет сказать дитя. Например, "Тата гуга по. Авав Ляма гуга тoo..." (Таня гулять пойдет. Собака Альма гулять пойдет тоже). Или "Ката пака "а-а-а" (Катя плакала: "а-а-а"). Как видно из приведенных примеров, фонетика слов состоит из корней или начала слов (каша - "ка", молоко - "моко", киска - "ки" и т.п.), а по содержанию малыш может объединять слова по несущественным, ситуативным признакам. И все же - это активная речь малютки. Ребенок произносит, "изобретает" слова, желая передать информацию с помощью речи так, как он может. А главное - дитя заявляет о себе как равноправный собеседник, рассчитывая на диалог со взрослыми.

У всех ли малышей появление автономной речи обязательно? Конечно, каждый ребенок индивидуален. Некоторые с раннего возраста начинают говорить отчетливо, а есть и такие, которые больше молчат, их словарный запас очень скуден. Но существуют общие закономерности, характерные для большинства детей 2-го года, позволяющие выделить особенности речевого развития. Автономная речь - одна из них.

Взрослые должны правильно реагировать на автономную детскую речь. Ее появление закономерно, поэтому не может вызывать удивления или недовольства со стороны родителей. "Переводя" высказывания сына или дочери, мама и папа дают ребенку образец правильного произношения, интонационной выразительности. Малыш неисчерпаем в своем самовыражении, и автономная детская речь как раз и является примером этого.

Своеобразие автономной детской речи отражает особенности наглядно-действенного мышления малютки. На этой стадии детской речи не существует еще чисто словесного мышления, отделенного от конкретной наглядной ситуации. "Думать" с помощью слов вне наглядной ситуации дитя пока не в состоянии, хотя в недрах наглядно-действенного мышления крохи уже зарождаются начальные черты речевого мышления. Взрослые помогают малышу обозначать словом все, что развертывается перед его глазами, и вместе с тем как бы раскрывают ход своих мыслей, заключений, поясняют, подтверждают или опровергают его собственные предположения, догадки. Как показывают исследования ученых, в активной речи малыша 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес. присутствуют вопросы, связанные с установлением причинно-следственных отношений. Ситуации очень простые, но они показывают, что дитя пытается понять, например, почему мальчик смеется (потому что ему подарили машину), почему девочка испугалась (потому что к ней подошла собака) и т.п. Автономная речь - это еще один этап, выводящий малыша на более высокий уровень взаимодействия с социумом. К концу раннего детства она сменится более совершенной формой. Улучшится произношение, появится правильный грамматический строй. И это прекрасно. Но вместе с этим уйдет и неповторимый период раннего детства. Родители должны помнить об этом и наслаждаться своим ребенком каждый час, каждый день, каждую минуту этого прекрасного времени, когда они так необходимы, интересны и незаменимы для него. Ребенок доступными для него средствами постоянно подтверждает это.

Основные педагогические условия развития активной речи малыша 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес.

Взрослым необходимо:

  • включать речевое общение в активную практику освоения окружающего мира ребенком;
  • создавать в повседневной жизни малыша ситуации, вызывающие необходимость в речевом контакте со взрослым;
  • практиковать ситуации, вызывающие у ребенка интерес и желание входить в речевое общение с близкими;
  • побуждать к активной речевой практике как к одному из путей познания социального и природного окружения (поведение и деятельность людей, их отношения в социуме, взаимодействие с природой и животным миром);
  • использовать речь как средство воспитания личности ребенка, оказывая влияние на его поступки не только с позиций запрета - "можно" или "нельзя", но и с точки зрения оценки самого поступка - "хорошо" или "плохо";
  • учить пользоваться речью. Подводить малыша к мотивации своих действий, основываясь на их результате, и таким образом закладывать в поведении ребенка элементы самоорганизации, нравственно-этического воспитания;
  • давать правильный образец речи, используя прямой (диалог) или косвенный (монолог) речевой контакт с ребенком;
  • постепенно вытеснять из активного словаря ребенка лепетные (облегченные) слова, заменяя их общеупотребительными;
  • внимательно, относиться к автономной речи малыша, формируя звукопроизношение отдельных слов на основе речевого подражания. Побуждать к произнесению простых предложений из 2-3 слов.

Прогресс по всем направлениям

Дитя изначально видит перед собой целостную картину мира, хотя и многого еще не понимает. К 1 г. 9 мес. малыш уже способен понимать действия человека и животных, которые связаны с выражением желаний (потребность есть, пить, спать и т.п.), физических состояний (холодно, жарко, мокро и т.п.), эмоциональных проявлений (испугался, обрадовался, заплакал, застеснялся и т.п.), а также сочувствием и помощью (например, "пожалей зайку, он испугался" или "угости белочку - ей хочется съесть орешек" и т.п.). На конкретных примерах собственного отношения к миру, используя показы с куклой и игрушками, изображающими животных, взрослый способствует формированию у малыша добрых чувств, доброжелательности к взрослым и детям, бережного отношения ко всему живому. Это начало нравственно-этического воспитания.

Значительные изменения к 1 г. 9 мес. происходят и в умственном развитии ребенка. Он умеет решать несложные задания на соотнесение и группировку предметов. Если раньше малыш справлялся с дидактическим заданием по формуле "Найди такой же!" (кубик, шарик, картинку, куколку и т. д.), то теперь он может справиться и с более сложной задачей: "Дай такой же, но..." (кубик большой и такой же, но маленький, шарик красный и такой же, но зеленый и т.п.). Предметная игра - по-прежнему ведущая деятельность малютки, но она уже опирается на более развитые аналитико-синтетические связи в коре головного мозга. А это значит, что дитя уже делает обобщения по существенным признакам в зависимости от поставленной перед ним задачи (находит одинаковые игрушки и раскладывает их по величине, форме или цвету; так же поступает и с картинками, предметами быта и т.п.).

Пришедшее к ребенку ранее умение использовать предметы по их назначению к 1 г. 9 мес. оформляется в развитую сюжетно-отобразительную игру: малыш метелкой подметает дорожку, совком нагружает песок в ведерко. Он продолжает с интересом наблюдать за действиями взрослого: ребенку важно видеть, как ведет себя мама или другой человек, и понять, для чего он использует те или иные предметы. При этом кроха проявляет интерес не только к предметам, но к действиям с ними. И это понятно. Овладение функциональными действиями без показа взрослого невозможно.

Деятельность с учетом значения вещей, многократные воспроизведения общих схем их использования применительно к разнообразным ситуациям развертываются в особую форму игры - предметную игру по содержанию и сюжетно-отобразительную по своей направленности. Дитя кормит куклу из ложечки, поит из чашки, купает в ванночке, качает в колыбели и т.п. Что это значит? Малыш "проигрывает" с куклой фрагменты своей собственной жизни. Ребенок отображает, но не берет на себя какую-либо роль. Неслучайно малыш в этот период интенсивно "учится", как отмечалось выше, самостоятельности в элементарном самообслуживании и в совместных действиях со взрослыми.

Что же должны делать взрослые для того, чтобы обеспечить ребенку поступательное развитие в третьем триместре?

Мини-программа третьего триместра Задачи воспитания
Обеспечить психофизическое благополучие ребенка на основе ведущих линий развития, соответствующих микропериоду 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес. Создать и поддерживать здоровую пространственную среду в доме и на улице, побуждающую ребенка к разнообразной двигательной активности и развивающей деятельности - играм и занятиям.
Продолжать совершенствовать самостоятельную ходьбу. Использовать специальные пособия и природную среду (ходить по прямой и между кочек, взбираться на бугорки, перешагивать канавки и пр.)
1. Учить ребенка ходить по ограниченной поверхности:
А) по дорожке 25-30 см
Б) по доске, положенной на пол или на землю (ширина 15-20 см)
В) по наклонной плоскости, один край которой поднят на 15-20 см
2. Учить малыша ходить в разных направлениях с переменой ориентиров (например, "к дереву, к скамейке, к качелям, к папе, а теперь ко мне" и пр.)
3. Учить ребенка выполнять просьбу в быстром и замедленном темпах по просьбе взрослого.
Продолжать совершенствовать координацию движений и ориентировку в пространстве, чувство равновесия. Тренировать вестибулярный аппарат ребенка:
1. Учить спускаться и подниматься по наклонной доске (ширина 25 см, длина 2 м, высота 20 см), упражнение выполняется с помощью взрослого;
2. Учить ходить по гимнастической скамейке (размеры те же), упражнение выполняется с помощью взрослого;
3. Учить подниматься на высоту и спускаться (высота 15 см), используя ящик, а также детскую горку (с высотой ступеней 15 см);
4. Учить перешагивать через препятствия - бруски, положенные на пол (землю) на расстоянии 25-30 см один от другого.
Развивать глазомер, точность движений в пространстве. Тренировать ребенка в метании шариков:
1) вдаль (левой и правой руками);
2) в горизонтальную цель (корзину, стоящую на полу).
Развивать наглядно-действенное мышление - сенсомоторный интеллект. Проводить с малышом предметные игры всех видов: дидактические, строительные, сюжетно-отобразительные, с предметами-орудиями (игры, в которых ребенок приобретает опыт использования одного предмета в качестве орудия по отношению к другому. Например, сачком вылавливает рыбок, молоточком "забивает" втулки в верстачок и т.д.).
Продолжать накопление чувственного опыта, ориентировку в цвете, форме, величине предмета. Постепенно приучать малыша выражать впечатления словами, обозначая и поясняя все, что разворачивается в его практических действиях и в игре. Предлагать более усложненные варианты действий с дидактическими игрушками (матрешками, кубами, шарами, кольцами и т.д.).
Выполнять задания на ориентировку в двух свойствах одновременно: например, в цвете и форме ("найди красные шарик и кубик") или в цвете и величине ("найди кубики зеленые - большой и маленький"), или по форме и величине ("найди большие шары") и т.п.
Продолжать развивать орудийные действия с предметами, а также функциональные (закрепленные социальной практикой их использования ) действия. Показывать, как нужно использовать предметы по их функциональному назначению - разыгрывать перед ребенком более развернутые игровые сюжеты с куклой (катание на машине, полет на самолете, катание на санках).
Развивать творческие способности ребенка в занятиях со строительными наборами (кубики, строительные модули и т.п.) Внести в занятия с малышом строительные игры. Учить выполнять по показу, а затем самостоятельно (по просьбе взрослого) несложные сюжетные постройки - например, "дорожка для зайчика", "заборчик для цыпляток", "скамеечка для матрешки", "ворота для машины" и пр.
Продолжать совершенствовать сюжетно-отобразительные игры с образными рисунками. Побуждать к участию в совместных играх со взрослым. Вызывать желание подражать им, повторяя их действия. Обогащать ребенка яркими впечатлениями, отражающими знакомые сюжеты с куклой (мишкой, зайкой и пр.).
Показывать игровые сюжеты, отражающие сценки из жизни самого ребенка (например, прием пищи, купание, одевание, сборы на прогулку и пр.), вводить в показы большее число аксессуаров.
Предлагать для рассматривания картины и картинки, отображающие знакомые игровые сюжеты.
Расширять понимание речи (пассивный словарь), обращенной к ребенку и понимаемой им речи взрослого. Игровые показы сопровождать пояснениями, называть новые для малыша предметы и действия с ними. Использовать речевые конструкции из 2-3 слов, короткие рассказы из 2-3 простых предложений.
Постепенно подводить малыша к пониманию несложных сюжетов без наглядного сопровождения (показа).
Развивать разговорную речь. Обогащать активный словарь. Постепенно выводить из лексикона малыша облегченные слова, заменяя их общеупотребительными. Вводить в речевую практику ребенка новые слова, обозначающие предметы и действия с ними.
Продолжать воспитывать основополагающее доверие к окружающему миру.
Расширять социальные контакты малыша обогащать его знакомство с окружающим миром более глубокими, но понятными ему впечатлениями. Например, тетя Маша поливает газон - травку, травка "пьет" водичку. Травка растет, и т.п.
Формировать нравственно - этические чувства, доброе отношение к взрослым и детям. Воспитывать чувство любви ко всему живому (цветам, травке, деревцам, животным и птицам).
Учить общаться с окружающими, ориентируясь на возраст и пол собеседника (дедушка-бабушка, тетя-дядя, мальчик-девочка).
Воспитывать ребенка в лучших национальных традициях. Формировать первые эстетические чувства на лучших образцах народного творчества: нравится - не нравится, красиво - некрасиво и т.п.
Знакомить с лучшими образцами прикладного искусства (изделия народного творчества для маленьких). Например, расписные ложки, вышитые фартучки, расписные деревянные игрушки, лепные свистульки, грохотушки и пр.
Развивать музыкальный слух, певческие и танцевальные способности. Знакомить ребенка с произведениями музыкального, певческого и танцевального фольклора для маленьких, используя музыкальные кассеты и видеозаписи.
Обогащать малыша эмоционально, знакомя с поэтическим творчеством для маленьких. Внести детскую литературу в повседневную жизнь ребенка; используя иллюстрации и картинки, расширять знания малыша об окружающем мире. Использовать потешки, песенки, малые фольклорные поэтические произведения. Включать произведения поэтического фольклора в игровые показы с сюжетными игрушками. Воспитывать познавательный интерес, любовь и бережное отношение к книге.
Воспитывать посильную самостоятельность и элементарное самообслуживание в режимных процессах (прием пищи, одевание с помощью взрослого, мытье рук, пользование туалетом). Правильно реагировать на стимул "я сам" свойственный детям 2-го года жизни. Бережно относиться к чувствам ребенка, связанным с формированием его характера и первых привычек.
Обеспечить ребенку достойное воспитание в семье. Создавать разумной любовью и заботой о ребенке эмоционально-положительный, спокойный микроклимат семейных отношений.
Сделать ребенка свидетелем положительных поступков взрослых по отношению друг к другу и к малышу, поступков, достойных подражания.
Статья из журнала "Мама и малыш" № 6, 7, 2005

Отзывы пользователей
Ольга | 06.11.2007

очень информативная и читабельная статья. а про следую щ ий период я не нашла, почему-то :-(

Олеся | 25.10.2007

День добрый! Спасибо за статью! Она позволила систематизировать и глубже осознать то, что происходит с нашым малышом, а также соориентировала в дальнейших наших действиях. :)

Демидова | 13.05.2007

Здрасте! Спасибо большое за нужную информацию о дальнейшем воспитании нашего малыша.Статья очень полезная и позновательная.

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



Закрыть

© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.