Все о детях
от рождения до 3 лет

Статьи

Мы растем! Все о развитии ребенка от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Малышу - 1 год и 3 месяца. Теперь его с полным правом можно назвать ребенком раннего возраста: если раньше он во многом сохранял черты младенчества, то теперь дитя интенсивно набирает "высоту", обнаруживая все новые и новые признаки своего взросления. В чем это проявляется? Конечно, прежде всего, в совершенствовании двух выдающихся умений человека - ходьбы и речи.

Малышу - 1 год и 3 месяца. Теперь его с полным правом можно назвать ребенком раннего возраста: если раньше он во многом сохранял черты младенчества, то теперь дитя интенсивно набирает "высоту", обнаруживая все новые и новые признаки своего взросления. В чем это проявляется? Конечно, прежде всего, в совершенствовании двух выдающихся умений человека - ходьбы и речи.

Движение, речь, мышление

К 1 г. 3 мес. малыш уже более уверенно ходит, а к 1 г. 6 мес. может относительно свободно перемещаться в разных направлениях без помощи взрослого. При этом следует заметить, что его ходьба еще далека от совершенства. Она будет "оттачиваться" на протяжении всего 2-го и даже 3-го года жизни ребенка.

Другим показателем стадии раннего детства является речевое развитие. Малыш продолжает овладевать речью. В 1 год у малютки в активном словаре было примерно 10 слов: "мама", "папа", "баба", "дай-дай", "тик-так", "ам-ам", "ко-ко" (яичко), "ля-ля" (кукла), "га-га" (уточка), "ав-ав" (собачка). Этот "запас" сохранился и расширился, а некоторые слова наполнились новым содержанием. Например, если в годовалом возрасте малыш называл кошку "кхи-кхи", теперь в его лексиконе это слово может означать все меховые и пушистые вещи: шапку, варежки, мамины волосы, даже дедушкину седую бороду. Следовательно, в речевой практике крохи появились первые обобщения, пока что по несущественным признакам.

О чем это говорит? Во-первых, о том, что дитя внимательно и даже пристрастно продолжает наблюдать и познавать окружающий его мир. Во-вторых, ребенок делает попытки разобраться в том обилии информации, которую предоставляет ему жизнь, а главное - он уже умеет сравнивать и находить общее и различное. В-третьих, становится ясно, что для малыша особо значимыми являются ситуации, которые "характеризуют" окружающие предметы эмоционально, впечатляюще, чувственно: дитя "откликается" на чисто внешние признаки. И все же к 1 г. 6 мес. ребенок способен уже не просто выделить новый или наиболее броский, яркий объект, но и заметить различные и сходные признаки ("такой" и "не такой"). Малыш даже делает попытки вербализовать свои впечатления, то есть отразить их словом. И делает это на том уровне, на котором формируется его мышление, а именно, - наглядно-действенном.

Наглядные ситуации, зрительные впечатления необходимы ребенку первой половины 2-го года жизни. В этот период малыш "живет глазами", накапливая информацию об окружающем мире.

Пойми меня, мама!

Интенсивно развивается понимание речи взрослого, которая еще с большим трудом переходит в активный план, то есть в разговорную практику.

Действительно, к 1 г. 6 мес. в активном словаре ребенка примерно 30-40 слов. Но понимает дитя в 10 раз больше. Малыш замирает, вглядываясь в лицо мамы или папы, когда они ему что-то говорят, читают, поют или рассказывают. Ребенок готов слушать взрослых!

Что же нужно сделать для того, чтобы у сына или дочери своевременно и в достаточной степени формировалось понимание речи? Это очень важно, потому что развитие понимания выступает необходимым этапом овладения разговорной речью.

Перечислим основные педагогические условия развития понимания речи взрослого ребенком 1 г. З мес. - 1 г. 6 мес.:

  • речь, обращенная к ребенку, не должна быть многословной и быстрой. Дело в том, что латентный (скрытый) период понимания информации, донесенной до ребенка, значительно более длительный, чем у взрослого. Торопливая речь взрослого ребенком не воспринимается;
  • речь взрослого должна сопровождаться паузами. Речевые конструкции лучше строить из 2-3 слов, т.е. простых предложений;
  • описываемая словом ситуация подкрепляется демонстрацией предмета или действий с ним. Ситуация подчеркивается замедленным показом, синхронно совпадающим во времени с комментариями взрослого. Например, мама говорит: "Куколка едет на лошадке! ( Показ в течение 30-45 сек.) Цок, цок, цок! Ляля бах! Упала! (Показ). Куколка садится на лошадку (Показ). Поехала (Показ). Цок! Цок!";
  • отношение к наблюдениям самого ребенка должно быть внимательным. Следует поощрять ситуации, спонтанно возникающего живого интереса. Поддерживать их словом. Например, мама обращает внимание малыша на небо: "Самолет летит! У-у-у!" Или: "Машина едет! Би-би-би!";
  • необходима мотивация действий со стороны взрослого краткими пояснениями в режимных моментах, например, "Бери ложку - будем есть кашу". Или: "Моем ручки - будут чистыми";
  • лепетные слова должны вводиться и присутствовать в лексиконе взрослого в сочетании с общеупотребительными. Например, "Возьмем купаться гагу-уточку". Так взрослый не только вводит уточнение в понимание ситуации, но и побуждает малыша к активному воспроизведению;
  • создается ситуация живого интереса с широким использованием наглядных средств: картинок, иллюстраций, игрушек. Как говорилось выше, мама обеспечивает замедленный темп исполнения самого действия с показываемым предметом. Все происходящее комментируется в процессе показа. Подчеркивается результат действия;
  • допускаются "сюрпризные" моменты, то есть внезапные появления или исчезновения предмета, неожиданный поворот сюжета. Все показы синхронно совпадают со словом взрослого. Если ребенок не понимает, все повторяется в полном объеме (порядок действий, словесное сопровождение);
  • широко вводится прием вопросов, обращенных к ребенку, не только по поводу нахождения того или иного предмета (игрушки), но и действия с ним, исходя из его предназначения. Например: "Где расческа? (Лежит рядом). Причешем ляле - куколке волосы" (Показ);
  • эмоциональность взрослого как условие понимания. Жест и мимика взрослого играет особую роль - язык эмоций, первый "язык" самого малыша в период довербального, то есть доречевого общения.

Сказанное позволяет заметить, что речевое общение с малышом 1 г. 3 мес. - 1 г. 6. мес. требует некоторой подготовленности взрослых. Родители должны научиться разговаривать с крохой так, чтобы он не только понимал их, но и получал удовольствие от их взаимодействия. И еще один важный вывод: чтобы взрослый вошел в контакт с крохой, он сам на время должен стать чуть-чуть ребенком! Почему малыши любят взрослых, сохраняющих черты детскости? Они отличаются доверчивостью, любознательностью, желанием откликаться и удивляться всему, что их окружает, умением видеть в обыденном необыкновенное; они верят в сказку, а следовательно, видят красоту мира и его неисчерпаемость. Такие люди дарят малышу самое главное - базальное, то есть, основополагающее доверие к окружающему. Ребенку с таким взрослым спокойно и уютно, ведь oн способен как-то по-особенному играть с крохой, заразительно смеяться, чуть-чуть пошалить, эмоционально поддержать его. Чему же учится малыш? Неужели только пониманию близких, а затем и других людей? Нет, он учится любить и по-доброму относиться к окружающему миру.

Не шалости, а знакомство с миром!

По-прежнему большое значение в этом возрасте имеют предметные игры, игры с дидактическими игрушками и пособиями. Уже хорошо заметно, что внимание ребенка стало более устойчивым, а действия с предметами имеют новый "рисунок", они приобрели выраженный поисковый характер. Малыш, играя, как бы "вычерпывает" все свойства игрушки, желая узнать не только "что это?" но и "что с этим можно делать?"

Ученые, назвав поисковые действия малышей ознакомительной игрой, экспериментально подтвердили, что дитя может довольно долго, не отвлекаясь, заниматься с предметом (игрушкой), если в процессе действий выявляет в ней что-то новое. Например, если каждый поворот игрушки дает ее "новое" видение (меняется цвет, появляется какое-то изображение или звук). Возникает цепь ориентировочных реакций, следующих одна за другой. Так в поведении ребенка появляется устойчивость игр с предметами, которая имеет большое значение в формировании умственных способностей ребенка. Конечно, это еще не волевое усилие малютки. Все строится на непроизвольном интересе, то есть на основе безусловной ориентировочной реакции, а попросту - на любопытстве. Вот почему дитя безудержно в своих действиях: лезет во все ящички, коробочки, сумки, все - "подай сюда!". Его невозможно уговорить "не баловаться", потому что такое поведение - веление его возраста, а генетическая программа этого периода детства - практическое накопление чувственного опыта, сенсорной информации об объективных свойствах материального мира. Малыш должен научиться жить в этом мире, прочувствовав на себе и закон гравитации (освоения сквозного и замкнутого пространства), и постоянства цветового восприятия независимо от времени суток, и диалектику смены явлений (утро-вечер, тепло-холодно, радость-печаль). Можно сказать, что маленький ребенок - прирожденный "исследователь", потому что он рожден человеком. Начало раннего детства - "звездный" час формирования его человеческих возможностей, фундамент высотного здания под названием "жизнь".

Именно поэтому к ребенку следует относиться с должным пониманием, его нельзя лишать радости познания окружающего мира, мудро руководя этим процессом.

Живое "зеркальце"

Возраст 1 г. 6 мес. - особый этап в жизни малыша. Ученые установили, что именно к этому времени у ребенка в 3,5 раза увеличивается устойчивость реагирования на предъявляемую игрушку по сравнению с малышом 1 г. - 1 г. З мес. "Скачок" в развитии действий с предметами связан с интенсивным развитием коры головного мозга, то есть отдела, отвечающего за формирование интеллекта.

Новым в поведении ребенка к 1 году 6 мес. можно считать появление функциональных действий с предметами. Малыш уже не манипулирует машинкой, а катает ее по полу, нагружает кубиками; куколку баюкает, кормит, прикладывая к ее личику тарелочку. Это еще не ролевая игра, а лишь отобразительные действия. Фрагменты из его собственной жизни: ребенок не берет на себя какую-либо роль, например, мамы, врача, шофера, а отображает виденное им действие, подражая взрослому.

Вот почему общение взрослого с малышом трудно переоценить по своей значимости. Карапузу необходимо показывать действия с предметами быта и игрушками, с ним необходимо заниматься и играть, чаще взаимодействовать, ставя в ситуацию партнерства. Для малютки не существует ничего интереснее, чем наблюдения за действиями и поступками "большого человека".

Было бы ошибкой считать, что ребенок калейдоскопично накапливает информацию, не наводя "порядок" в тех впечатлениях, которые он черпает в общении со взрослым. Даже в нежном возрасте малыш делает попытки активной ориентировки, социальной практики и замечает не только, как взрослые используют тот или иной предмет, но и какие испытывают при этом чувства - что вызывает у них особую радость, что огорчает, что вызывает прямой протест.

"Стихию" познания - под контроль

Родители обязательно должны обращать внимание на то, как сын или дочь вглядывается в их лица. Чем лучше взрослые научатся понимать своего малыша, тем лучше, по закону "обратной связи", он научится понимать их. А это особенно важно, потому что управляться с ним в этот ранний период детства очень трудно: дитя многое делает вопреки запретам. "Адский период родительской жизни!" - говорят многие. Как же выходить из ситуаций прямого неповиновения ребенка? Обратимся к небольшой зарисовке.

Мама говорит сыну или дочери: "Видишь, лужа? Не ходи! Ноги будут мокрыми!". Ребенок смотрит на маму и... направляется прямо в лужу! Естественно, взрослый воспринимает подобные "подвиги" малыша как исключительную вредность и хулиганство. А у этого поступка совсем иная природа. Неповиновение малыша здесь - сродни стихии. Поэтому первое, что необходимо сделать, - приготовиться к ее приходу, а значит, взять ситуацию под контроль; второе - не допустить негативных последствий, третъе - противостоять; в-четвертых, вопреки всему, повернуть в нужное русло. Это непросто, но возможно, если знать особенности психики ребенка. Поясним сказанное.

Кроха прекрасно слышит, что мама не разрешает, но сам себе сказать: "Нельзя!", чтобы удержаться в "рамках приличий", он еще не в состоянии. Ситуация искушает его своей непознанностъю, и малыш бьет ногами по воде, радуясь брызгам. В таких случаях лучше прогнозировать поведение маленького человека и избегать нежелательных, а тем более опасных ситуаций, в которых запретное слово мамы может не сработать, уступив любопытству. Ведь если ребенок окажется на краю платформы в метро, у обрыва, у открытого люка, все может закончиться трагедией. Если препятствия избежать не удалось, лучше взять малыша на руки и обойти опасное место. Нельзя? Тогда нужно постараться отвлечь внимание ребенка, обратив ситуацию в полезное русло. Так, с лужей можно просто поиграть: опустить в воду чурочки ("кораблики"), бросить туда камешки. Таким образом удастся взять ситуацию под контроль и отвлечь кроху от прямого контакта с объектом. Хорошо, если при этом взрослый пошутит, посмеется, сочинит какую-нибудь рифмовочку или песенку:

Мяч плывет по луже,
Грязный мяч не нужен,
Чистый мяч подсохнет,
Подпрыгнет высоко!
или
Лужа перед нами,
В лужу я не побегу,
Постою на берегу

Каким бы импульсивным ни был ребенок 1 г. З мес. - 1 г. 6 мес., он постепенно начинает усваивать правила поведения, если все члены семьи предъявляют крохе требования, не противоречащие друг другу. Ситуаций, когда, например, при бабушке можно все, а при папе - ничего, быть не должно! В целях сохранения здоровой нервной системы малютки желательно организовать его жизнь в этот период детства таким образом, чтобы дитя получало со стороны взрослых примерно 2/3 разрешений и только 1/3 запрещающих воздействий. Это всецело зависит от внутреннего распорядка и образа жизни семьи, поведения взрослых, их педагогической подготовленности.

Никаких физических наказаний! Никаких нотаций, упреков, окриков и стонов! Взрослый должен мудро выводить малыша из всех нежелательных ситуаций, использовать отвлекающие и "обходные маневры", постепенно формируя поведение ребенка, делая его управляемым "со слова". Это приходит не сразу. Но если родителям удается ладить с малышом в этот трудный, но очень интересный период его детства, то такой ребенок к полутора годам становится более организованным, уравновешенным. У него проходит тревожность, свойственная началу 2-го года - "драматическому" периоду первых радостей и огорчений в освоении окружающего пространства. Можно сказать даже больше: к 1 г. 6. мес. у ребенка возникает базальное доверие к окружающему миру - первооснова всех последующих достижений раннего возраста.

Мини-программа второго триместра Задачи воспитания
Совершенствовать самостоятельную ходьбу. Создать благоприятную предметно-пространственную, развивающую двигательную среду.
Продолжать совершенствовать координацию движений ребенка в пространстве (устойчивость при смене положений тела: поворотах, наклонах, приседаниях и др.). Усложнять ситуации, побуждающие к самостоятельной ходьбе, смене направлений движения, исходя из бытовых или игровых задач.
Продолжать совершенствовать ориентировку в пространстве, используя прием показа с кратким пояснением. Побуждать к выполнению двигательного задания, состоящего из одного действия (например, "Подойди ко мне!" или "Принеси кубик со стола!")
Продолжать совершенствовать вестибулярный аппарат ребенка (чувство равновесия). Учить ходить по ограниченной поверхности в прямом направлении (по дорожке, "следочкам", доске, положенной на пол).
Продолжать развивать координацию руки и мелкую моторику пальцев. Проводить занятия со специальными пособиями, развивающими ручные умения ("шнуровка", "бусы", "цепи" предметов).
Уделить особое внимание развитию понимания речи. Расширить пассивный словарь обращенной к ребенку и понимаемой им речи взрослого. Обогащать пассивный словарь ребенка (называть предметы, окружающие малыша, и действия с ними).
Способствовать развитию активной речи ребенка. Продолжать вводить в лексикон ребенка облегченные слова - слова- "заместители", состоящие из двух одинаковых слогов и звукоподражания ("ко-ко-ко" - курочка).
Формировать потребность в речевом общении со взрослыми. Побуждать малыша к речевому общению. Создавать "ситуации диалога" со взрослым; речевого общения всеми доступными для ребенка средствами (мимика, показ, выразительная жестикуляция, вокализация, слова-"заместители").
Продолжать развивать наглядно-действенное мышление. В процессе игровых показов формировать в понимаемой речи первые обобщения предметов по существенным признакам.
Расширять сенсорный опыт ребенка в предметной деятельности (игре). Выполнять первые простейшие дидактические задания на выбор предметов по тождеству ("такой" и "не такой"), состоящие из одного действия: величина ("большой - маленький"), форма ("шарик-кубик"), цвет.
Продолжать совершенствовать слуховые ориентировочные реакции, способствовать развитию слуха. Вводить игровые упражнения на поиск предметов по звуку (музыкальные модули, игрушки, инструменты).
Расширять знакомство ребенка с окружающим миром. Обогащать сенсорный опыт ребенка при действиях с предметами, давая возможность практически познавать объективные физические закономерности окружающего мира: протяженность расстояний, полое и сквозное пространства, соотношение величин (вложить можно малый в большой, а не наоборот), зависимость действий от формы (из кубов - строить, шары - прокатывать).
Развивать подражание как один из способов познания окружающего мира. Способствовать формированию отобразительных игровых действий с куклой мишкой, зайкой ("Покорми лялю", "Положи лялю бай-бай-спать").
Использовать возрастной стимул "Я сам!" для формирования элементарной самостоятельности. Учить малыша пользоваться ложкой самостоятельно не только при приеме 2-го, но и 1-го блюда.
Создать в семье микроклимат доброжелательности и любви ко всем членам семьи. Оберегать нервную систему ребенка от стрессовых и негативных ситуаций.
Статья из журнала "Мама и малыш" № 3, 2005

Отзывы пользователей
irik | 12.03.2010

Ольге: Вы совершенно правы, малышке нужна Ваша поддержка и защита. Один из способов уменьшить стресс от общения с казенными домами очень хорошо описан в статье "Информированное согласие… для младенцев" на сайте azbukamama.ru Есть еще один путь - искать нетравматичные методы лечения (такие как гомеопатия, остеопатия и т.п.). Почитайте об этих системах взглядов на нашем сайте. Трудность в том, что подобные специалисты пока доступны только жителям крупных городов.

Ольга | 11.03.2010

Здравствуйте. Мы с дочей (сейчас ей 1,5 года)лежали в больнице, где мы проходили обследование, а затем нам ставили уколы. После этого доча стала панически боятся докторов и вообще любых "казенных" мест. Даже в магазин заходила с криком "вава". Сейчас прошло полгода, она успокоилась, даже дала доктору себя послушать. Но нам опять выписали 20 дневный курс уколов! Как минимизировать стресс? Возможно, что последнюю неделю курса мне самой придется ставить ей уколы. А я боюсь! После того как ей взяли кровь из вены она меня покусала в отместку за то, что я оставила ее медсестрам... И потом долго обижалась. Для ребенка это большая травма и я не хочу, чтобы она перестала мне доверять. Что нам делать, ведь лечиться тоже нужно?

Ксюша | 11.04.2007

Хорошая статья, спасибо.Так как времени совсем мало, хочется видеть статьи, где все: коротко,ясно,доступно.

Demetra | 09.04.2007

Спасибо за очень интересную статью.Я узнала много нового,например:как вести себя с ребенком,когда он делает,что-то не так или как развивать речь ребенка.

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



Закрыть

© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.