Статьи

Причина гиперактивности – гипотонус. Как помочь ребенку

Плохо спит, не умеет ждать и общаться со сверстниками

Содержание:

Много разговоров вокруг младенцев и гипертонуса. Очень много. Наверное, даже слишком, ведь истинный гипертонус встречается очень редко. Как правило, в своей практике я имею дело с гипотонусом.

Гипотоничные дети

Гипотоничные дети — это тренд сегодняшнего времени. Таких детей у меня на консультациях примерно 70%.

Почему? Я не знаю. Возможно, количество информации, которая льется на ребенка, настолько большое, что его «немного вырубает». Надо чуть-чуть шланговать, чтобы не сильно устать от этого. Также очевидной причиной гипотонических нарушений часто является «неидеальный» сценарий родов: долгие роды, окситоцин, вмешательство в родовую деятельность.

Общий пониженный тонус — основная причина:

  • гипермоторности, неудержания внимания;
  • "спонтанных" эмоциональных реакций;
  • того, что ребенок «виснет на маме»;
  • плохого сна.

Чтобы объяснить, как это работает, приведу пример.

Ребенок — как веревка, которая, чтобы не обвиснуть, пытается набраться тонуса и постоянно двигается. Возьмите в руку веревку, начните ее крутить, как лассо. Теперь она уже не висит, но постоянно двигается. Именно так делает ребенок: он себя заставляет двигаться. Плохой сон получается тоже именно так.

Еще раз. Когда нужно удержать себя в нормотонусе, то надо выйти из состояния сниженного тонуса, и единственный путь лежит через напряжение и движение. Поэтому вы и видите ребенка, который в движении и в мобильной ситуации хорош (как лассо!), а в медленной ситуации — становится «костным».

К содержанию

Как помочь гиперактивному ребенку с гипотонусом

Посмотрите табличку: по возрастам выписал признаки и кратко о том, что нужно делать.

Как проявляется? Что делать?
От рождения до 1 года
Запоры, диатезы, ребенок «неудобный» на руках, «пососет и бросит» — плохо спит (во сне часто вздрагивает, «ищет маму»), трудно засыпает (укладывается не меньше часа). Моторное развитие часто опережает развитие сверстников Пеленание на сон и в ночное время, обнималочки — часто и подолгу обнимать ребенка, ношение в слинге. Предлагать ребенку неудобные и/или большие игрушки
1-3 года
Ребенок постоянно двигается, не играет одной игрушкой подолгу, не умеет дожидаться, часто недоволен окружающими, «недоговорной», конфликты со сверстниками, легко общается со старшими, речь развивается с опережением Обнималочки остаются. Мамин массаж — активно проявлять любовь к одной части тела. Например, сегодня я люблю твою ногу. Подолгу, до усталости: активные игры, катание с горок зимой, плавание летом, прогулки по лесу и после этого приход на детские площадки для коммуникации. Игры в прятки и жмурки (сочетание статики и моторики).
3-7 лет
«Я главный» или «я не с вами», постоянное привлечение внимания на себя, активен и не удерживает подолгу внимание, гиперэмоционален Нужно постоянно создавать пространство, в котором ребенок будет «бегать», но с целью. Игры: футбол, водное поло. Из дворовых — «банки — палки», строительство снежной крепости. Очень важно научиться ожидать своей очереди и заниматься одним делом долго.

К содержанию

Ребенок не говорит. Как запустить речь?

Расскажу одну недавнюю историю. Принцессе 3 года. У мамы жалоба — нет речи. Речь началась в 1,5 года с озвучки прямых действий с помощью родителей: сесть, принести и т.д. При переходе на более сложные конструкции («давай пойдем на горку») речь остановилась. Ребенок очень интересующийся. Всем, но на 15 секунд. Не общается со сверстниками, смотрит со стороны. Ребенок гипотоничный: чтобы держать себя в тонусе, постоянно двигается.

Что было в истории: стремительные роды. Нормальное прохождение родовых путей запускает тонические и установочные рефлексы. Если этого не происходит, у ребенка не запускаются механизмы обеспечения, ребенок будет иметь проблемы с ощущением своего тела.

То есть тела у девочки как бы нет, она себя не чувствует, ей сложно пользоваться инструментом под названием «мое тело». Если эта принцесса не бегает, то она просто не понимает, что происходит. Приобретение опыта не существует для такого ребенка. Нужно повторить миллион раз, чтобы усвоить.

Девочка поняла, что у нее есть глаза, и анализирует окружающий мир фактически только с помощью глаз. Отстает на 2 года в развитии — только сейчас начала трогать пальцами мелкие вещи и тащить их в рот.

Что делать сейчас, чтобы убрать гипермоторный компонент и запустить речь?

Притормозить ребенка. Задание: остановить ребенка через объемные игрушки и давать неудобные большие вещи (большие кубики, тяжелые бутылки с водой и т.д.). Это позволит не обучать новому (может уйти в отказ), а делать те вещи, которые она уже умеет, но с замедлением. Широко расставленные руки и потеря равновесия при удержании большого предмета приводят к тому, что невозможно делать много движений, иначе упадешь. Плюс работа зрительного анализатора корректируется — видит большое прямо перед собой, невозможно переключать быстро глаза.

Научить тело сидеть для дальнейшей самостоятельной игры. На консультации катал девочку на пуфике. С точки зрения вестибулярного аппарата ты движешься, глаза оценивают перемещение, а с точки зрения движения ты удерживаешь только позу. Нужно ребенка научить удерживать позу — это переходный навык к тому, чтобы ребенок научился сидеть. Использовать ледянки, санки, любые скользящие штуки.

Массаж логопедический, но только в игре. Мама села на папу, растянула ему рот, папа сел на маму, растянул ей рот. Оба ржут. Такой ребенок вряд ли подпустит к своему лицу. А вот на подражание будет даваться.


Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.