Все о детях
от рождения до 3 лет

Статьи

Ребенок не ползает, но пытается ходить. Консультация врача-реабилитолога

Ребенку 9 месяцев. Как стимуляция родов ведет к гиперактивности

«Она еще не ползает, но уже встает и пытается ходить». Так мама определила цель моего визита. Задача ясна, но после 5 минут знакомства с девятимесячной принцессой стало понятно, что как раз о ползании мы будем говорить в самую последнюю очередь.

Для начала я стал изучать выписки: внутриутробная гипоксия, стимуляция родов и реанимация. Что увидел я? В выписках написана абсолютная правда о сниженном тонусе, о слабой рефлекторной сфере и быстром истощении.

Как стимуляция родов ведет к гиперактивности

Все это ребенок показывает до сих пор. Девочка недолго удерживает зрительную фиксацию, слабая телесная чувствительность, она не может одновременно смотреть и делать, точнее — делает это очень короткое время. Желания растут, а возможностей реализовать свои желания нет — поэтому девочка требует от мамы все сделать за нее.

Пример: если на ее пути есть препятствие, то она упирается в него и тычется несколько раз. Потом сильно возмущается и требует помощи от родителей. Не получается дотянуться до игрушки сразу — та же реакция. Если подождать и не помогать, то она просто переключается. Постоянная ситуация нереализованности своих желаний или реализация их за счет других.

А нужно ли что-то делать вообще в такой ситуации? Ведь перерастает и научится, плакать перестанет. Это точно. Классу к пятому научится делать самостоятельно домашнее задание. После того, как вы просидите бесконечное число часов за спиной ребенка, постоянно говоря: «Не отвлекайся. Осталось два примера и одно слово написать. Не забудь отступить две клетки».

Потребность ребенка в ходьбе вполне вписывается в общую картину состояния. Ей нужны ощущения, а получает она их только в тот момент, кода напрягается, сильно напрягается. Поэтому она и требует от родителей, чтобы ее водили за ручки. Это мощное напряжение всего тела дает ей возможность ощущать себя. Когда освоит ходьбу, то единственным способом остаться в ощущениях будет быстрое перемещение без удержания внимания. Привет новый диагноз — гиперактивность, дефицит внимания. Ребёнок семимильными шагами идет в гипермоторное поведение.

Удивительно, как роды отражаются на формировании восприятия и поведения ребенка. Как в родах ей не дали стать соучастником процесса, так в своей деятельности она постоянно просит помощи, постоянно ждет стимуляции. Практически не играет сама — ей все время нужно присутствие мамы. При первой же неудаче начинает возмущаться и просить решить «вопрос» за нее.

В традиционной схеме этому ребенку предлагают сделать массаж курсом, при котором ребенок из потока информации сам должен выбрать то, что ему полезно и ценно. На это уходит время и силы, а у ребенка в такой ситуации ресурс и так ограничен. Следовательно, количество курсов будет больше двух, скорее всего, стресс ребенок переживет на фоне соматического срыва, и у него закрепится стойкое ощущение, что новое — это безумно тяжело и неприятно. Даже в том случае, если произойдет чудо и ребенок справится с некоторым трудностями, это будет неприятный и долгий процесс.

Для ребенка не бывает «специальных упражнений» — я иду от того, что любит сам ребенок. Девочка любит играть в прятки, когда ее накрывают пеленкой. Ок, будем играть в прятки! Берем любимую игру в «ку-ку» с пеленкой, но про себя ставим цель — нам нужно усилить ощущения тела и увеличить время удержания внимания (помним о низкой телесной чувствительности и малом времени удержания внимания). Вот пример нескольких упражнений:

  • Можно обматывать руки (игра в мумию) и ноги ребёнка по отдельности — и в её любимой игре нарабатывать чувствительность. Где у Маши ножка? Где у Маши ручка? Вот она! Это не просто массаж с удержанием, которое ребенок может воспринять как принуждение, — это игра;
  • Как только она начнет быстро освобождать руку, можно начать прятать под пеленку игрушку на руке или ноге. Тогда она начнет работать второй рукой и обязательно смотреть. Для таких игр еще хорошо подходит простой медицинский бинт.

Только такими двумя простыми упражнениями мы решаем сразу несколько задач:

  • увеличение времени удержания внимания;
  • наработку двуручной деятельности;
  • работаем с телесной и тактильной чувствительностью;
  • увеличение тонуса.

Я часто использую и другие инструменты: наклейки, фломастеры-печати, краски и скотч. Неизменным остается одно — интерес ребенка и понимание взрослыми того, чего хотим добиться. Возможно, вы придумаете более веселые упражнения для своего ребенка. Это не так сложно, нужно понаблюдать за ребёнком, за тем, что ему нравиться делать, и использовать для своих целей. Пробуйте сами! Ищите, что «попрет» именно у вас.


Отзывы пользователей
Марианна М | 29.07.2017

нам невролог сразу лекарства и массаж назначила, чтоб стимулировать ползанье...

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.