Статьи

Ваш ребенок родился

Напряжение, сопровождающее роды и длящееся часами, нетерпение, усталость, иногда нервозность или беспокойство приводят к тому, что первой реакцией родителей на появление ребенка становится (после первого возбуждения) облегчение. Огромное облегчение от того, что появился, наконец, этот долгожданный малыш; и они плачут, смеются, бледнеют, краснеют от волнения и радости.

Лицом к лицу

Напряжение, сопровождающее роды и длящееся часами, нетерпение, усталость, иногда нервозность или беспокойство приводят к тому, что первой реакцией родителей на появление ребенка становится (после первого возбуждения) облегчение. Огромное облегчение от того, что появился, наконец, этот долгожданный малыш; и они плачут, смеются, бледнеют, краснеют от волнения и радости.

Затем родители срочно хотят выяснить, нормален ли их ребенок, и даже если врач их успокаивает, они не перестают его "контролировать". Кажется, что узнать это гораздо важнее, чем пол ребенка.

Часто родители бывают удивлены: ребенок не похож на созданный в их воображении образ. Матери особенно трудно бывает осознать, что ребенок, которого она держит на руках, - тот самый, которого она носила в животе.

Когда проходит первое волнение, мать испытывает новое удивление: она ждала в течение долгих месяцев того момента, когда ребенок отделится от нее, а теперь, видя его, она ощущает огромную пустоту. Как мне написала одна читательница: "Кажется, я скучаю по животу".

У некоторых матерей это ощущение пустоты мимолетно, оно быстро проходит, уступая место ощущению полноты, свершения; это ее ребенок, она его мать, очевидность ее успокаивает.

Иногда же этот "разрыв" приводит мать в замешательство, усиливает чувство отчужденности; стоя у кроватки ребенка, она не испытывает прилива материнской любви, которую ожидала.

А беспокойство нарастает. Ее вдруг целиком охватывает чувство ответственности: "Он нуждается во мне, сумею ли я сделать все необходимое?" Беспокойство может возникать вследствие неопытности, если это первый ребенок; оно усугубляется усталостью, вызванной родами.

Все эти эмоции и ощущения, испытываемые матерью, к счастью, исчезают, как только она берет ребенка на руки; когда женщина трогает его, ласкает, кормит, она снова ощущает физическую связь с малышом, которая ее успокаивает. И это будет началом долгой истории одной любви.

Эта история не пишется в один день; обычно материнская любовь - не удар молнии, она медленно раскрывается в общении с ребенком, вырастает вместе с ним. Позже мы снова поговорим о ней.

А отец... после волнения, пережитого во время родов, убедившись, что ребенок родился здоровым, часто без обиняков говорит о внешности ребенка: "Я сказал - до чего же он уродлив! Правда, он был ужасный - весь сморщенный, с мешками под глазами, в этом-то возрасте!" Другой отец рассказывал: "Я был в ужасе от ее ног; я сказал себе - эта будет баскетболисткой!" А вот еще замечание одного из отцов: "У первого ребенка была большая голова, как шлем космонавта, это было очень забавно! А вторая - была похожа на одну из моих теток, которая не так уж хороша; это мне не очень понравилось, но потом все немного разгладилось, и стало совсем неплохо".

Но в жизни мужчины, ставшего отцом (особенно первого ребенка), наступает момент, когда он берет на руки новорожденного. Женщина, чтобы стать матерью, уже пережила 9 месяцев беременности и роды. У отца же не было ничего подобного. Для него отцовство часто наступает, как шок, когда впервые он держит на руках своего ребенка.

Компетентность новорожденного

Когда мать ласкает своего ребенка или берет его на руки, она видит, что он реагирует на контакт с ней, его лицо успокаивается. Мать разговаривает с малышом, и он перестает двигаться, глядя на нее; она понимает, что ребенок прореагировал на ее просьбу, различая интонации ее голоса.

Ребенок реагирует с помощью мимики, мать ему улыбается; и так постоянно - от малыша к матери - устанавливается связь, ведется диалог; они общаются.

Когда мать видит, что ребенку мешает свет, она отодвигает источник света. Ежеминутно между младенцем и матерью проходит "сигнал благодарности". Если ребенок в свою очередь просит о чем-то и ему отвечают, его мимика тоже становится ответом.

Реакции новорожденного на различные возбудители (голос, контакт, жесты, свет, запахи) составляют целую гамму эмоций, которые в свою очередь вызывают ответную реакцию у матери или других взрослых.

Это и называют "компетенцией новорожденного" - возможность благодаря "чувственной оснащенности" и эмоциональной восприимчивости реагировать на окружающую среду и вызывать реакцию у окружающих.

Для ребенка любой новый возбудитель является новым знанием, и всякий раз он откладывается в его сознании. Для матери каждая реакция малыша это - возможность установления контакта с ним.

Необходимо также отметить следующее. Один ребенок в значительной степени отличается от другого, все новорожденные выражают свои эмоции и даже смотрят по-разному. В течение дня новорожденные, конечно, просыпаются и контактируют с окружающей средой, но все же большую часть времени они спят. Наконец, собранные наблюдения, безусловно, интересны, они позволяют лучше узнать ребенка, однако они ни в коем случае не должны превращать его в объект непрерывных исследований.

Раннее взаимодействие

Каждая мать по-своему контактирует с ребенком. Каждый малыш по-своему отвечает матери. Но большая часть их взаимоотношений проявляется во взглядах.

Матери любят, чтобы глаза у детей были открыты, вид новорожденных с закрытыми глазами их беспокоит. Когда мать смотрит на ребенка, она как бы разговаривает с ним; младенец "отвечает", моргая, открывая рот, двигая руками; все это означает, что "послание принято". Мать в свою очередь отвечает ему не только глазами, она разговаривает с малышом, ласкает его.

Здесь проявляется отличие детей друг от друга; бодрствующий ребенок получит больше побуждений, чем дремлющий, побуждений, которые будут быстрее его развивать. Ребенок, реагирующий на побуждения, идет в своем развитии семимильными шагами, он "гулит", улыбается; мать бывает от этого в восторге. Другой ребенок того же возраста спит почти весь день, просыпаясь только при кормлении и купании, а затем снова возвращается... к своим снам; это огорчает мать.

Для многих матерей основной момент общения с ребенком - кормление. У ребенка все чувства при этом сконцентрированы - контакт с матерью, удовлетворение от еды, сочетание вкуса, запахов - это для него блаженство. У матери - ощущение полноты, физической радости и удовлетворения от возможности кормить своего малыша.

Другие матери любят контактировать с ребенком, прикасаясь к нему, лаская, нося его на руках; такой контакт ободряет мать и успокаивает младенца.

После того как контакт установлен и диалог начался, для общения матери и ребенка все способы хороши; не только с помощью рук и глаз, но и с помощью слов, мимики, улыбок; все становится игрой. Некоторые матери не решаются начать эту игру, они опасаются дурачиться, говорить детские словечки типа "агу-агу", но такой разговор совершенно естествен и необходим как родителям, так и ребенку в первые недели его жизни.

Ребенок не только любит отвечать на знаки внимания взрослого, он их ждет. И если этого нет, малыш сделает все, чтобы их вызвать. Новорожденный общителен, он хочет войти в контакт со своим окружением; ему надо, чтобы о нем заботились, чтобы его признали. Если его "послание" принято, он доволен тем, что контакт установлен. Если же, несмотря на его усилия и просьбы, ему не ответят, ребенок почувствует себя покинутым, его развитие от этого пострадает; это часто бывает причиной эмоциональной недостаточности.

По мере того как ребенок растет, у него появляются другие возможности для самовыражения и контактов: "вокализы", улыбки, новые жесты, а позднее - слова и ходьба; взаимосвязь будет развиваться и обогащаться как со стороны родителей, так и со стороны ребенка. Но не станем заглядывать так далеко, вернемся к новорожденному.

Реакции, на которые он способен с первых дней, будут иметь большое значение: они покажут матери (или человеку, который постоянно с ним занимается), что она может понять своего малыша и общаться с ним.

Вначале мать в этом сомневается, особенно после рождения первого ребенка, но когда она видит, что в ответ на разные побуждения (она ласкает его, носит на руках, разговаривает с ним) он ей улыбается и что он доволен, это укрепляет ее веру в свои собственные силы. Это показывает ей, что она дает своему младенцу именно то, что он от нее ждет.

Другими словами, то, что ребенок входит в контакт с матерью (т. е. создается взаимосвязь), придает ей уверенности в своих способностях. Как говорится в знаменитом высказывании, "ребенок создает мать"; эту фразу неплохо вспоминать в момент сомнений...

Теория врожденного инстинкта и материнской любви ошибочна: требуется определенное время, чтобы стать матерью.

Привязанность

Для матери общаться с ребенком, обмениваться взглядами, жестами, создавать связь - значит со временем привязаться к нему.

Я всегда с полной уверенностью повторяю, что материнская любовь не похожа на удар молнии. Конечно, можно влюбиться в своего младенца сразу после рождения, но привязаться к нему и привязать его к себе - это долгий труд, ежедневная забота.

Привязанность складывается из ежедневного общения, во время которого вы все лучше узнаете вашего ребенка. Вы открываете его для себя, и он в свою очередь показывает, что признает вас. Каждый знак, который младенец посылает матери, трогает ее и привязывает к нему.

Но понять это до конца можно только тогда, когда по каким-либо причинам вы будете вынуждены впервые расстаться со своим малышом, или в том случае, если он заболеет; очень часто лишь беспокойство позволяет в полной мере осознать привязанность.

Главы из книги "Я жду ребенка" (М.: Медицина, 1989)

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.