Все о детях
от рождения до 3 лет

Статьи

Ваш ребенок родился

Напряжение, сопровождающее роды и длящееся часами, нетерпение, усталость, иногда нервозность или беспокойство приводят к тому, что первой реакцией родителей на появление ребенка становится (после первого возбуждения) облегчение. Огромное облегчение от того, что появился, наконец, этот долгожданный малыш; и они плачут, смеются, бледнеют, краснеют от волнения и радости.

Содержание:

К содержанию

Лицом к лицу

Лицом к лицуНапряжение, сопровождающее роды и длящееся часами, нетерпение, усталость, иногда нервозность или беспокойство приводят к тому, что первой реакцией родителей на появление ребенка становится (после первого возбуждения) облегчение. Огромное облегчение от того, что появился, наконец, этот долгожданный малыш; и они плачут, смеются, бледнеют, краснеют от волнения и радости.

Затем родители срочно хотят выяснить, нормален ли их ребенок, и даже если врач их успокаивает, они не перестают его "контролировать". Кажется, что узнать это гораздо важнее, чем пол ребенка.

Часто родители бывают удивлены: ребенок не похож на созданный в их воображении образ. Матери особенно трудно бывает осознать, что ребенок, которого она держит на руках, - тот самый, которого она носила в животе.

Когда проходит первое волнение, мать испытывает новое удивление: она ждала в течение долгих месяцев того момента, когда ребенок отделится от нее, а теперь, видя его, она ощущает огромную пустоту. Как мне написала одна читательница: "Кажется, я скучаю по животу".

У некоторых матерей это ощущение пустоты мимолетно, оно быстро проходит, уступая место ощущению полноты, свершения; это ее ребенок, она его мать, очевидность ее успокаивает.

Иногда же этот "разрыв" приводит мать в замешательство, усиливает чувство отчужденности; стоя у кроватки ребенка, она не испытывает прилива материнской любви, которую ожидала.

А беспокойство нарастает. Ее вдруг целиком охватывает чувство ответственности: "Он нуждается во мне, сумею ли я сделать все необходимое?" Беспокойство может возникать вследствие неопытности, если это первый ребенок; оно усугубляется усталостью, вызванной родами.

Все эти эмоции и ощущения, испытываемые матерью, к счастью, исчезают, как только она берет ребенка на руки; когда женщина трогает его, ласкает, кормит, она снова ощущает физическую связь с малышом, которая ее успокаивает. И это будет началом долгой истории одной любви.

Эта история не пишется в один день; обычно материнская любовь - не удар молнии, она медленно раскрывается в общении с ребенком, вырастает вместе с ним. Позже мы снова поговорим о ней.

А отец... после волнения, пережитого во время родов, убедившись, что ребенок родился здоровым, часто без обиняков говорит о внешности ребенка: "Я сказал - до чего же он уродлив! Правда, он был ужасный - весь сморщенный, с мешками под глазами, в этом-то возрасте!" Другой отец рассказывал: "Я был в ужасе от ее ног; я сказал себе - эта будет баскетболисткой!" А вот еще замечание одного из отцов: "У первого ребенка была большая голова, как шлем космонавта, это было очень забавно! А вторая - была похожа на одну из моих теток, которая не так уж хороша; это мне не очень понравилось, но потом все немного разгладилось, и стало совсем неплохо".

Но в жизни мужчины, ставшего отцом (особенно первого ребенка), наступает момент, когда он берет на руки новорожденного. Женщина, чтобы стать матерью, уже пережила 9 месяцев беременности и роды. У отца же не было ничего подобного. Для него отцовство часто наступает, как шок, когда впервые он держит на руках своего ребенка.

К содержанию

Компетентность новорожденного

Когда мать ласкает своего ребенка или берет его на руки, она видит, что он реагирует на контакт с ней, его лицо успокаивается. Мать разговаривает с малышом, и он перестает двигаться, глядя на нее; она понимает, что ребенок прореагировал на ее просьбу, различая интонации ее голоса.

Ребенок реагирует с помощью мимики, мать ему улыбается; и так постоянно - от малыша к матери - устанавливается связь, ведется диалог; они общаются.

Когда мать видит, что ребенку мешает свет, она отодвигает источник света. Ежеминутно между младенцем и матерью проходит "сигнал благодарности". Если ребенок в свою очередь просит о чем-то и ему отвечают, его мимика тоже становится ответом.

Реакции новорожденного на различные возбудители (голос, контакт, жесты, свет, запахи) составляют целую гамму эмоций, которые в свою очередь вызывают ответную реакцию у матери или других взрослых.

Это и называют "компетенцией новорожденного" - возможность благодаря "чувственной оснащенности" и эмоциональной восприимчивости реагировать на окружающую среду и вызывать реакцию у окружающих.

Для ребенка любой новый возбудитель является новым знанием, и всякий раз он откладывается в его сознании. Для матери каждая реакция малыша это - возможность установления контакта с ним.

Необходимо также отметить следующее. Один ребенок в значительной степени отличается от другого, все новорожденные выражают свои эмоции и даже смотрят по-разному. В течение дня новорожденные, конечно, просыпаются и контактируют с окружающей средой, но все же большую часть времени они спят. Наконец, собранные наблюдения, безусловно, интересны, они позволяют лучше узнать ребенка, однако они ни в коем случае не должны превращать его в объект непрерывных исследований.

К содержанию

Раннее взаимодействие

Раннее взаимодействиеКаждая мать по-своему контактирует с ребенком. Каждый малыш по-своему отвечает матери. Но большая часть их взаимоотношений проявляется во взглядах.

Матери любят, чтобы глаза у детей были открыты, вид новорожденных с закрытыми глазами их беспокоит. Когда мать смотрит на ребенка, она как бы разговаривает с ним; младенец "отвечает", моргая, открывая рот, двигая руками; все это означает, что "послание принято". Мать в свою очередь отвечает ему не только глазами, она разговаривает с малышом, ласкает его.

Здесь проявляется отличие детей друг от друга; бодрствующий ребенок получит больше побуждений, чем дремлющий, побуждений, которые будут быстрее его развивать. Ребенок, реагирующий на побуждения, идет в своем развитии семимильными шагами, он "гулит", улыбается; мать бывает от этого в восторге. Другой ребенок того же возраста спит почти весь день, просыпаясь только при кормлении и купании, а затем снова возвращается... к своим снам; это огорчает мать.

Для многих матерей основной момент общения с ребенком - кормление. У ребенка все чувства при этом сконцентрированы - контакт с матерью, удовлетворение от еды, сочетание вкуса, запахов - это для него блаженство. У матери - ощущение полноты, физической радости и удовлетворения от возможности кормить своего малыша.

Другие матери любят контактировать с ребенком, прикасаясь к нему, лаская, нося его на руках; такой контакт ободряет мать и успокаивает младенца.

После того как контакт установлен и диалог начался, для общения матери и ребенка все способы хороши; не только с помощью рук и глаз, но и с помощью слов, мимики, улыбок; все становится игрой. Некоторые матери не решаются начать эту игру, они опасаются дурачиться, говорить детские словечки типа "агу-агу", но такой разговор совершенно естествен и необходим как родителям, так и ребенку в первые недели его жизни.

Ребенок не только любит отвечать на знаки внимания взрослого, он их ждет. И если этого нет, малыш сделает все, чтобы их вызвать. Новорожденный общителен, он хочет войти в контакт со своим окружением; ему надо, чтобы о нем заботились, чтобы его признали. Если его "послание" принято, он доволен тем, что контакт установлен. Если же, несмотря на его усилия и просьбы, ему не ответят, ребенок почувствует себя покинутым, его развитие от этого пострадает; это часто бывает причиной эмоциональной недостаточности.

По мере того как ребенок растет, у него появляются другие возможности для самовыражения и контактов: "вокализы", улыбки, новые жесты, а позднее - слова и ходьба; взаимосвязь будет развиваться и обогащаться как со стороны родителей, так и со стороны ребенка. Но не станем заглядывать так далеко, вернемся к новорожденному.

Реакции, на которые он способен с первых дней, будут иметь большое значение: они покажут матери (или человеку, который постоянно с ним занимается), что она может понять своего малыша и общаться с ним.

Вначале мать в этом сомневается, особенно после рождения первого ребенка, но когда она видит, что в ответ на разные побуждения (она ласкает его, носит на руках, разговаривает с ним) он ей улыбается и что он доволен, это укрепляет ее веру в свои собственные силы. Это показывает ей, что она дает своему младенцу именно то, что он от нее ждет.

Другими словами, то, что ребенок входит в контакт с матерью (т. е. создается взаимосвязь), придает ей уверенности в своих способностях. Как говорится в знаменитом высказывании, "ребенок создает мать"; эту фразу неплохо вспоминать в момент сомнений...

Теория врожденного инстинкта и материнской любви ошибочна: требуется определенное время, чтобы стать матерью.

К содержанию

Привязанность

Для матери общаться с ребенком, обмениваться взглядами, жестами, создавать связь - значит со временем привязаться к нему.

Я всегда с полной уверенностью повторяю, что материнская любовь не похожа на удар молнии. Конечно, можно влюбиться в своего младенца сразу после рождения, но привязаться к нему и привязать его к себе - это долгий труд, ежедневная забота.

Привязанность складывается из ежедневного общения, во время которого вы все лучше узнаете вашего ребенка. Вы открываете его для себя, и он в свою очередь показывает, что признает вас. Каждый знак, который младенец посылает матери, трогает ее и привязывает к нему.

Но понять это до конца можно только тогда, когда по каким-либо причинам вы будете вынуждены впервые расстаться со своим малышом, или в том случае, если он заболеет; очень часто лишь беспокойство позволяет в полной мере осознать привязанность.

Главы из книги "Я жду ребенка" (М.: Медицина, 1989)

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2019, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.