Все о детях
от рождения до 3 лет

Реклама 30 августа 2016

Словарь
Конкурс рассказов ''Моменты беременности''
Статьи

Прикорм для грудничка. Часть 1

Разговор о введении прикорма часто вызывает у мам первенцев непреодолимый внутренний трепет. Появляется та же растерянность, что и в первые дни после родов. Вспомните, сколько вопросов о кормлении грудью было у вас, сколько противоречивых советов сыпалось с разных сторон, каким непонятным и неожиданным было поведение новорожденного и как вы волновались, снова и снова задавая себе вопрос: "а все ли я делаю правильно?". Однако пробежали первые месяцы, вам удалось наладить грудное вскармливание, вы почувствовали себя гораздо увереннее в роли матери. И вот - снова волнения! Как правильно ввести прикорм? Чем лучше кормить ребенка? С чего начать? И главное - когда, ну когда же начинать его вводить?

У вас растет грудничок!

К сожалению, подавляющее большинство детишек в нашей стране находятся на искусственном вскармливании. Дорогие мамы грудничков! Очень важно понимать существенную разницу между физическим развитием "искусственника" и ребеночка, растущего на грудном молоке. У детишек, питающихся смесями, желудочно-кишечный тракт развивается иначе, чем у ваших. Очень долго такие детки не способны полноценно и без риска для здоровья усваивать ту еду, которую едят все. Для постепенного перехода со смесей на "живую" пищу используется специальное детское питание, адаптированное к потребностям и особенностям развития малышей-искусственников. Если вы кормите ребенка грудью - у него нет необходимости в пище, адаптированной под нужды "искусственников"! Смело прикармливайте ваших грудничков тем же, чем их прикармливали тысячелетиями - настоящими свежими продуктами. Помните, что детское питание изобретено одновременно с заменителями женского молока и по-настоящему необходимо только тем деткам, которые получают смеси. (Подробнее почитать о разнице между материнским молоком и искусственным питанием вы можете в "Пособии по грудному вскармливанию", разделы "Проблемы, связанные с искусственным вскармливанием", "Для чего мы кормим малышей грудью?", а также в книге американского педиатра Уильяма Сирса "Ваш малыш от рождения до двух лет" в разделе "Компоненты женского молока").

Тише едешь - дальше будешь

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) призывает начинать знакомство со взрослой пищей не ранее исполнения младенцу 6 месяцев. Именно этот возраст является абсолютно минимальным для начала введения прикорма. До этого в рационе детки присутствует только женское молоко, причем кормление организуется в соответствии с основными принципами естественного вскармливания:

  • грудь дается ребеночку так часто, как он просит;
  • мама не предлагает вместо груди для сосания посторонние оральные объекты (пустышки, соски, бутылочки...);
  • присутствуют ночные кормления (не менее трех за ночь);
  • грудь не забирается у малыша раньше, чем он сам ее выпустит изо рта.

При таком режиме кормлений женское молоко обеспечивает на 100% все потребности ребенка.

Многие малыши, однако, и к 6 месяцем не готовы переваривать что-то кроме маминого молока. Причиной могут быть тяжелые или неестественные роды, болезни крохи, риск возникновения аллергии, общая незрелость нервной системы, замедленное двигательное развитие, отсутствие полноценного кормления женским молоком в прошлом (ребенок был на смешанном вскармливании в каком-то возрасте, находился в роддоме отдельно от мамы, отсутствовало первое прикладывание к груди сразу после родов и т.п.), а также некоторые другие. Если ваш малыш не хочет есть другую еду и в 8, и в 10 месяцев, и при этом активен, весел, прибавляет в росте и весе - в этом нет ничего страшного! Продолжайте кормить его вашим молоком в полной мере и ждите, когда дозреют те функции организма, которые отвечают за усвоение взрослой пищи.

ВОЗ предлагает следующие темпы увеличения объема прикорма: если он был начат в 6 месяцев, то к году другая еда должна составлять примерно 25% от общего рациона крохи. Таким образом, через полгода после начала знакомства с новой едой ваш малыш кроме грудного молока будет получать примерно 150-250 г прикорма в сутки, включая воду, кефир и другие жидкости. Даже к 1,5 годам (или через год после начала введения прикорма), когда ребенок полностью перешел на общесемейный рацион, самостоятельно орудует ложкой и вилкой, пьет из чашки и ловко справляется с мандарином, грудное молоко должно оставаться основным его питанием. (Подробнее: "Пособие по грудному вскармливанию" в разделе "Когда и как вводить прикорм"; практическое руководство для медработников "Грудное вскармливание: как обеспечить успех", выпущенное ВОЗ в 1997 году, а также в литературе Международной Молочной Лиги).

Вы удивлены? И многие педиатры, давно закончившие медвузы, тоже об этом не знают! Поэтому и предлагают грудничку ту же схему введения взрослой пищи, что и "искусственнику" - когда обычная еда очень быстро вытесняет кормления грудью. А между тем вещества, находящиеся в грудном молоке, нужны малышу очень и очень долго, так как они не имеют аналогов в природе. Грудное молоко отвечает не просто за утоление голода или жажды, а еще и за развитие головного мозга, нервной системы ребенка, за "строительство" тканей и костей, за налаживание работы функциональых систем (гормональной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и т.д.). Человеческий детеныш дозревает очень постепенно, и грудному молоку принадлежит основная роль в этом процессе! Средняя продолжительность грудного вскармливания, официально рекомендуемая ВОЗ - 2 года. Именно к этому возрасту обычно вырастают все молочные зубы - а значит, кроха почти готов к отлучению от груди и переходу целиком на взрослую еду.

Подготовительный период

Итак, первые месяцы после родов малыш получает только мамино молоко. В неограниченном количестве. В любое время суток. Он хорошо растет и прибавляет в весе. Вот он уже научился захватывать предметы. Вот кроха перевернулся. Вот пополз. А вот уже и научился садиться!

Все это время малыш часто видит, как едят взрослые. Жизнь младенца на руках у мамы очень интересна! Мама умеет не только готовить еду и делать домашние дела вместе с крохой, но и завтракать-обедать-ужинать с ним, а также контролировать его поведение, пока сама ест.

Обычно сначала у детишек появляется интерес к столовым предметам. Ребеночек отчаянно требует дать ему для исследования чашки и ложки, тарелки и салфетки. Он пробует манипулировать с этими предметами: бросает их, стучит ими, засовывает в рот... Он пытается подражать маминым движениям. Внимательно изучает навыки жевания и глотания, щедро демонстрируемые взрослыми во время трапезы. Тянется к тому, что видит на столе...

Многие родители воспринимают такое поведение малыша как просьбу накормить его. Но не торопитесь! Вы же видите, что он отвлекается от еды, стоит дать ему в руку интересную игрушку или позволить поэкспериментировать с предметами кухонного обихода. Момент для начала введения прикорма наступит только после 6 месяцев!

А пока идет только подготовительный период. Он очень важен и имеет определенные задачи:

  • изучить свойства предметов, использующихся для еды;
  • составить представление о правилах поведения за столом: как сидим, как поддерживаем чистоту, как ведем беседу (или молчим, пока жуем), когда приступаем к трапезе и как ее заканчиваем (вместе или порознь) и т.п.;
  • наблюдать о способах "поглощения пищи", принятых в конкретной семье: что едим руками, что пьем из чашки, как жуем, как - не выплевывая обратно! - проглатываем;
  • сформировать общее представление об отношении к пище в целом (можно ли недоедать то, что в тарелке; что делать с остатками - выбрасывать или отдавать птичкам; кто готовит, ценят ли этот труд окружающие и т.д.).

В общем, правила поведения за столом и культуру отношения к еде, которые вы хотели бы видеть в будущем у вашего ребенка , вы просто обязаны ему продемонстрировать на личном примере!

"Я готов, мама!"

Определить момент наступившей готовности ребенка к знакомству со взрослой едой очень просто.

Первый признак - созревание головного мозга. Звучит немного возвышенно, но на практике все гораздо проще:

  1. Малыш достигает определенной стадии физического развития: умеет самостоятельно захватить еду, донести ее до рта, поместить внутрь, проглотить или выплюнуть, если она ему не понравилась. Умеет через движения и звуки попросить себе порцию, показать, чего именно из еды он хочет. Умеет проявить нежелание оставаться за столом. Также угас сильный выталкивающий рефлекс языка, и теперь малыш может без труда пережевывать деснами кусочки пищи, не давясь ими и не испытывая позывов на рвоту.
  2. У малыша появляется так называемый пищевой интерес. Как он выглядит? Ребенок тянется к еде! Не к предметам, разложенным на столе. Не к маминому рту или к ней на ручки. Не к салфеткам и подстилкам под горячее. Именно и только к еде, которую так аппетитно поглощают взрослые! Если ему для успокоения дать что-нибудь в руки, он с гневом отвергнет этот предмет и будет демонстрировать активное желание заполучить саму еду. Также вряд ли он успокоится, если ему предложат грудь. Теперь, попадая за стол в момент обеда или ужина, кроха интересуется только пищей! И происходит это не один раз, а постоянно, приобретая устойчивый характер. Такой вот потрясающе устойчивый пищевой интерес! Его появление обусловленно дозреванием пищеварительныех ферментов. Они "требуют" нагрузки, посылают сигнал в головной мозг: хотим работать! дайте поле для деятельности! А в ответ головной мозг, как мудрый полководец, дает приказ своей полугодовалой "армии" - и она дружно отправляется на завоевание новой еды!

Второй признак - готовность желудочно-кишечного тракта. После проб на вкус новых продуктов у малыша не возникает проблем с пищеварением, рвоты или аллергических реакций. Если же у ребенка через некоторое время расстраивается живот, появляется понос или запор, если кусочки пищи "выходят" в первозданном виде, если начинаются кожные высыпания - то даже несмотря на горячее желание крохи съесть все, что лежит у мамы в тарелке, он к введению прикорма еще не готов! Нужно продолжать кормить его только грудью, повторяя попытки с интервалом в одну неделю.

Итак, ваш малыш является стопроцентным кандидатом к введению прикорма только тогда, когда два этих признака готовности совпали во времени. Бывает, что пищевого интереса как такового у ребеночка еще нет, но желудочно-кишечный тракт вполне справляется со взрослой едой - нет никаких негативных последствий для его здоровья. Все равно - подождите! Пищевой интерес - это гарантия хорошего аппетита и здорового отношения к еде на всю жизнь. Нельзя пытаться накормить человека, если он этого не просит или вообще не хочет. Вся инициатива должна изначально принадлежать ребенку - как при кормлении по требованию Малыш не просто открывает рот и ждет, пока в него что-то положат. Он - активный участник процесса, "охотник" за едой. Чтобы хорошо ее усвоить, ему нужно постараться добыть ее!

Не менее важно для начала введения прикорма подобрать подходящий момент. Он не должен совпадать по времени:

  • с болезнью ребенка или мамы (в эти периоды важно как можно больше кормить малыша грудью, обеспечивая за счет веществ молока антивирусную защиту крохи);
  • с переездом или просто сменой обстановки (т.к.организму ребенка на адаптацию к новому месту требуется примерно 2 недели);
  • с выходом мамы на работу;
  • с появлением в жизни ребенка няни;
  • со стрессовой ситуацией в семье (ремонт, изменения в составе семьи и т.п.)
  • с периодом активного прорезывания зубов;
  • с любыми другими изменениями в жизни крохи.

Основные принципы естественного прикорма

  1. Грудное вскармливание и введение прикорма - два абсолютно параллельных процесса. Они не связаны друг с другом ни по времени, ни по объему, ни по целям. Само слово "прикорм" раскрывает свою сущность: дополнение к основному питанию. Малыш очень четко разделяет эти понятия. Он не питает иллюзий, что заснуть ему поможет не сосание груди, а 50 граммов творога, например. И при виде вкусного банана, который появляется на его горизонте раз в неделю, он не согласится опять довольствоваться маминым молоком, которое в его распоряжении круглые сутки!

    Способ введения прикорма по принципу постепенного замещения кормлений не подходит для детишек на естественном вскармливании. Груднички будут продолжать сосать так же часто, как и раньше. Могут просить грудь до прикорма, во время - чтобы "запить" новые вкусовые ощущения, после приема пищи и вообще независимо от времени завтрака-обеда-ужина.
     
  2. Ребеночек прикармливается теми продуктами, с которыми он уже "познакомился" через мамино молоко и на которых он так замечательно рос в утробе и за несколько месяцев после родов. Одним словом, до 1,5 лет он ест то же, что и мама, причем желательно, чтобы прием пищи был одновременным с мамой. Особенно важен этот пункт для детишек с риском возникновения аллергии. Именно переход на мамин рацион гарантирует мягкое и безвредное знакомство со взрослой пищей.

    Надеемся, что все мамы, кормящие грудью, питаются настолько правильно, полезно и разнообразно, что не побоятся предложить на завтрак-обед-ужин своим деткам то же самое, что и себе. Если же рацион кормящей женщины далек от идеального - ну что же, есть чудесный повод вернуть его в рамки здорового питания!
     
  3. Полный цикл введения прикорма растягивается примерно на год. Именно в этот период малыш должен попробовать ту еду, которую он будет есть дальше на протяжении всей жизни, и успеть хорошо привыкнуть к ней. Он нарабатывает информационную базу о продуктах: их разнообразие (или однообразие), их консистенция и температура, их вкусовые свойства, размер, способ употребления, способ приготовления, сезонность и т.п. Если какие-то продукты кроха не успел попробовать в этот период - то в дальнейшем он может их есть неохотно или вообще откажется от них до какого-то возраста.

    Старайтесь сразу же приобщать кроху к той экологической и социальной нише в питании, к которой вы принадлежите сами. Иначе, кормя младенца брокколи и клубничным муссом, вы вряд ли уговорите его потом (в детском саду, например) перейти на молочные супы, капустные запеканки и манную кашу.

    Весь этот период мама продолжает кормить малыша по требованию, а грудное молоко остается основным в его рационе.
     
  4. Грудничок сразу же пробует пищу разной консистенции: и размягченную, и твердую. Навыки жевания и глотания формируются в первые месяцы после начала введения прикорма. Поэтому необходимо именно в этот короткий период научить малыша тщательно пережевывать пищу, предлагая ему твердые кусочки.
     
  5. Ребенок сразу же обучается есть самостоятельно. Сам берет кусочки и отправляет их в рот. Сам доносит содержимое ложки до "места назначения". Сам держит чашку и пьет из нее. Конечно же, мама следит за правильностью движений и за поддержанием чистоты вокруг ребенка. Даже может помочь при неловких попытках поесть/попить по-взрослому. Но введение прикорма никогда не должно превращаться в пассивное открывание рта перед новой ложкой еды, предложенной мамой. Поощряйте самостоятельность крохи с самого начала!

    О том, как реализовать все эти принципы на практике, - в следующей статье.

Отзывы пользователей Предыдущие | Следующие
Мамасына | 30.04.2015

Мы начали кушать прикорм в шесть месяцев. Вполне логично, что грудь отходит на второй план. Не паникуйте. Он же ночью нормально кушает. вот у вас и получается смешанное вскармливание. Мы на ИВ были и тоже смесь только на ночь пили, а днем кушали Бибикашу. Зато с каким аппетитом. Так ребенок пухленький и щечки, как у хомячка. Все хорошо.

Наталья | 18.12.2014

Я вот в растерянности.. При корм начала вводить в 6,5 мес. Все, как в источниках, сначала пол детской ложечки, потом ложечку, потом 2.. В итоге, дочке 9 месяцев и она вообще отказывается от прикорма, пьет только определенные соки и чай только с ромашкой и может еще с шиповником детский, печенки с большим удовольствием грызет только хайнтс, и может погрызть яблоко кусочками, банан ( пюре из фруктов тоже не ест, только цельные кусочки грызет)сосет грудь.. Все!!! Не могу ничего с ней сделать, голову отворачивает, ложку убирает, рот закрывает..не могу де я ей насильно впихивать.

Света Лана | 03.12.2014

Спасибо огромное! Замечательная статья, подскажу дочери и попробуем применить на практике.

Ольга | 30.11.2013

Все хорошо написано, но чтож теперь искусственники и их мамы не люди чтоли? Понятно что ГВ хорошо. Но ситуации разные. Так можно мам и в депрессию вогнать всей этой пропагандой ГВ.

Анастасия | 27.07.2013

статья , я считаю, полезная. Но, и у меня возникли вопросы по поводу несовпадения инфы на сайте!! В этой статье дается ссылка на "Когда и как вводить прикорм" http://posobie.info/manuals/manual1_31.html Где информация во многом противоречит этой статье. как будто авторы принадлежат в двум разным конфессиям!! Что это? случайность или некоторая халатность? Мы же, читая, принимаем на веру и действуем в соответствии. Я вот теперь растерялась. Мне статья понравилась. она ответила на многие мои вопросы, но теперь вот после прочтения ссылки сижу и не знаю воспринимать ее всерьез или так. протсо кто-то отписался, потому что надо было для чего-то ? :( Пожалуйста, разъясните ситуацию. Тут многие в недоумении...

Владимирова Юлия | 18.07.2013

Мамы, НЕ ОБЖИГАЙТЕСЬ НА ПЕДПРИКОРМЕ! Педприкорм противоречит всем правилам питания младенцев. Читайте первоисточник - Методические рекомендации ВОЗ " Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста". Абсолютно минимальным сроком для начала прикорма ВОЗ называет возраст от 4 месяцев. Если ребенок доношенный, прибавляет в весе хорошо (не менее 500г/мес в первом полугодии), то он может находиться на исключительном ГВ до 6 месяцев. В других случаях (слизком низкие или высокие прибавки, жефицит железа, проблемы со стулом) прикорм может понадобиться раньше, но не ранее 4 месяцев. В любом случае после 6 месяцев грудное молоко не удовлетворяет всех потребностей растущего организма, ребенку требуется ПОЛНОЦЕННАЯ ЕДА (овощи-каши-мясо), которую он запьет маминым молочком, а не крошки и кусочки из маминой тарелки. За 7 месяцев педприкорма я довела дочку до глубокой анемии (гемоглобин 68 при минимуме 110). С такой кровью делают инъекции железа, а если анемия еще глубже - то переливание крови. Начиная с крошек, вы никогда не дойдете до нормальной порции 100-200г. Грудное вскармливание не пострадает и будет долгим, если малыш засыпает с грудью днем и сосет грудь ночью. Пускай ГВ и прикорм - это параллельные процессы, но один из них должен затухать, а второй - усиливаться. Не повторяйте ошибок и НЕ РИСКУЙТЕ ЗДОРОВЬЕМ ВАШИХ ДЕТЕЙ

Любовь | 28.10.2012

Спасибо огромное, очень хорошая статья, нам почти семь месяцев, а мы еще полностью груднички и очень довольны (активульки и ввесе прибавляем, как нужно), правда "ползаем" в каши, супы и грызем фрукты, не сидим и зубков нет, поэтому еще ждем с чистой совестью)))) да, и тарелки и прочая утварь на столе дочурку тоже развлекает не меньше))))

Любка | 08.09.2012

Валентинка,не надо путать прикорм и докорм,естественно если молока не хватает то надо докармливать ребенка! Моей малышке 6 месяцев,мы еще прикорм не начинали.Она хорошо набирает в весе!На днях планирую начать прикорм))))))(с одной чайной ложки брокколи в день))))

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.