Все о детях
от рождения до 3 лет

Подписаться
Статьи

Как избавиться от тревожности у детей

Повышенная тревожность: как возникает и что делать

Содержание:

Тревожность у детей может сильно мешать, когда малыш идет в детский сад или первоклассник — в школу. Но часто повышенную тревожность провоцируют сами родители. Можно ли избавиться от тревожности? Рассказывает детский невролог Александр Мирошников.

Что такое тревожность?

Чувство тревоги — это нормальная часть жизни, особенно этапов взросления и обучения. Но слишком сильное беспокойство может разрушительно влиять на жизнь: под действием этого чувства ребенок начинает избегать сложных ситуаций, конфликтовать и отчаиваться.

Каждый третий человек в течение жизни страдает тревожным расстройством. Особенно часто повышенную тревожность наблюдают у детей с нарушениями развития, синдромом гиперактивности, расстройствами аутистического спектра, эпилепсией и другими неврологическими расстройствами.

Что такое тревожность?

Это состояние нервозности, внутреннего напряжения и беспокойства, его чувствуют и взрослые, и дети. Центры мозга, которые генерирует тревогу — это префронтальная кора головного мозга и миндалевидное тело.

Группы клеток миндалевидного тела активируются при ощущении страха или агрессии. Это происходит потому, что миндалевидное тело отвечает за рефлекс борьбы. Тревожные и панические атаки могут происходить в те моменты, когда на миндалевидное тело действуют раздражители, провоцирующие организм на вступление в схватку.

Активация миндалины сопровождается изменением вегетативной активности, включая повышение сердцебиения, давления, а также рефлексы моргания и вздрагивания.

Чувство тревоги запускается катализатором (триггером) — внешним стимулом, который вызывает отрицательные эмоции. Такими триггерами могут быть определённые запахи, картинки и внутренние чувства, обычно связанные со стрессовыми событиями, воспоминания о которых сохранились в памяти. Миндалевидное тело готовит организм к двум возможным программам действий: стоять и сражаться с опасностью или же развернуться и убежать.

Часть мозга, которой мы представляем различные схемы поведения, планируем действия, — это префронтальная кора. Она играет главную роль в принятии решений, контроле и регуляции как внутренней деятельности, так и социального поведения и взаимодействия.

Вместе с передней поясной извилиной префронатльная кора снижает активность миндалины, и обеспечивают наш сознательный контроль над поведением и эмоциями. Ее избыточная активность и приводит к появлению тревожных мыслей.

Например, у ребенка возникают мысли: «Ой, а если я ошибусь? Что, если я скажу что-то неправильно перед классом?». Или у родителей: «А если ребенок заболеет? А если я уеду на выходные, и ребенку будет так одиноко, что это разрушит наши отношения навсегда?».

В тревоге мы представляем все, что может произойти: в голове будто возникают короткие страшные видеоролики. Эти послания об опасности получает амигдала — примитивная, если сравнить с префронтальной корой, часть мозга. Получив сигнал, она включает систему защиты: передает сигналы дальше, тело приходит в состояние готовности к борьбе или бегству. Система защиты, которой управляет амигдала, создана для того, чтобы выручить человека из любой опасной ситуации, в которую он попадает. Но амигдала не может распознать разницу между реальной и мнимой опасностью.

Проблема с современной тревожностью в том, что угроза, которая кажется реальной, на самом деле не существует. Это только наши опасения, что что-то может произойти. Мы много и ярко об этом думаем, подробно представляем, как это произойдет.

А дальше появляются физические симптомы: мы краснеем, напрягаемся, начинаем дрожать или бежим в туалет. Когда мы чувствуем это в теле, то думаем: «Какой ужас, что со мной происходит?». А миндалина дает сигнал: «Да, мы в опасности, происходит то, чего я боялась!».

Этот процесс может быть по-настоящему драматичным, но много детей и родителей этого не осознают. Простое осознание процессов, которые происходят в теле, поможет снизить уровень тревоги.

Как тревога передается от родителей детям

Обеспокоенные родители имеют большое влияние на детей. В тревожных семьях много говорят об опасностях, рисках, плохие вещах, которые могут произойти, — там видят мир как опасное место. Такие родители становятся ролевой моделью для детей, они транслируют постоянный отчаянный поиск уверенности и комфорта.

Ребенок тревожных родителей может так же постоянно искать успокоения, раз за разом спрашивать: «Мама, ты заберешь меня из садика?». Или, если это подросток, отправлять много сообщений: «Мама, у меня что-то с животом, возможно, я заболел?». Если такое поведение повторяется, родители должны спросить себя: «Делаю ли я что-то, что провоцирует тревогу у ребенка?».

Тревожность тянется из детства во взрослую жизнь: тревожные дети вырастают и становятся тревожными родителями.

Часто в семье принято поощрять тревожность, разрешая ребенку избегать обыденных вещей, которые вызывают тревогу. Например, ребенок боится обращаться с просьбой к незнакомым людям, заводить знакомства, отвечать на уроках в школе, ходить на кружок или в секцию.

Ребенок тех родителей, которые разрешают избегать тревожных ситуаций, со временем отказывается от активностей, в которых он должен действовать самостоятельно. Постоянно избегая тех или иных ситуаций, мы идем на поводу у тревоги: в краткосрочной перспективе мы чувствуем себя лучше, но в долгосрочной поддерживаем паттерны поведения во время тревоги. Так формируется тревожное расстройство.

Как избавиться от тревожности?

Как избавиться от тревожности?

Какие техники освобождения от тревожности можно использовать?

  1. Объяснить ребенку, что чувство тревоги — это нормально. Нужно донести до тревожного ребенка: это нормально, если ты нервничаешь. Бывают новые и незнакомые ситуации, когда ты чувствуешь себя дискомфортно и неуверенно.
  2. Понять, что именно тревожит. Если ты чувствуешь тревогу, надо постараться понять, с чем ты столкнулся, реально ли ситуация представляет опасность или это только тревожные мысли в голове.
    Навык осознания причины тревоги будет помогать ребенку в каждой новой тревожной ситуации, а такие ситуации будут постоянно возникать, ведь у тревожных людей предмет тревоги постоянно меняется.
  3. Теперь нужно научится предсказывать появление тревоги. Это не значит, что нужно постоянно ждать тревогу. Просто есть ситуации, в которых она обязательно возникает, потому что это вполне нормально для человека. Например, ребенок может знать, что тревога появляется всегда, когда он идет в школу, заходит в класс или видит собаку. После того как тревога начнет им восприниматься как что-то знакомое и привычное, ее появление перестанет вызывать панику. Так мы меняем отношения ребенка с тревогой и учимся вести внутренний диалог со своими эмоциями.

Для работы с тревогой можно использовать карточки. С одной стороны пишется ситуация вили мысль, которая вызывает тревогу. С другой — опровержение тревожной мысли. Карточки ребенок может носить с собой и использовать в нужных ситуациях.

Зачем практиковать некомфортные ситуации

Единственная возможность научиться уверенно справляться с тревогой — практика. Если мы потакаем тревоге и делаем то, чего она требует, амигдала постоянно получает подтверждение, что опасность есть. Нам нужно создать противоположный опыт — опыт действия в ситуациях, когда ты нервничаешь, разочарован или совершил ошибку. Для этого мы должны позволить ребенку вступать в новые некомфортные ситуации.

Вначале нужно лишь приблизиться к предмету тревоги. Мы стараемся подойти к тревожащей ситуации так, чтобы амигдала не получила сообщение об опасности. Работаем с тревогой в позитивном, с игрой и юмором. С младшими детьми придумываем наклейки, даем им маленькие награды, которые будут их стимулировать. Со старшими играем в ролевые игры: сначала проигрываем тревожные ситуации. Постепенно уровень напряжения снижается, формируются новые нейронные связи, при активности которых уровень тревоги уже сниженный.

Процесс снижения тревожности требует времени. Сначала вы готовитесь к ситуации, потом пробуете вступить в нее — и анализируете после того, как все удалось. Это долгий и кропотливый процесс: тревога может возвращаться снова и снова, и вам будет казаться, что вы потерпели неудачу.

Научившись управлять своим состоянием, ребенок сможет не только избавиться от тревожности, но и открыть свою жизнь для целой радуги положительных эмоций, которые, в свою очередь, привлекут массу приятных ситуаций в вашу жизнь!

25.08.2019
Статья из блога автора


[2 годa - 3 годa]

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2020, Наш ребенок

SIA "ALP-Media", info@ourbaby.ru, Ourbaby.ru, https://www.nashrebenok.ru

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.

Change privacy settings