Статьи

Как повысить эмоциональный интеллект ребенка

Общение с ребёнком: какие гормоны участвуют

В нашем организме вырабатывается несколько десятков различных гормонов. Некоторые из них отвечают за наше эмоциональное состояние. Исследователи выделяют как минимум два гормона, которые оказывают влияние на социальное поведение человека — это гормон стресса кортизол и гормон «любви и привязанности» окситоцин.

Как повысить эмоциональный интеллект ребенка

Как вы думаете, какого гормона у вашего ребенка выделяется больше во время разговоров с вами — кортизола или окситоцина? Когда делаете замечания, обсуждаете его работу и его самого? Когда обнимаете или внимательно слушаете?

Почему это вообще важно? Давайте разберемся.

Кортизол — гормон стресса. Этот гормон мобилизует энергетические ресурсы организма для эффективной работы и защиты в ситуации опасности.

Однако при всей мобилизационной пользе есть и своя «плата». Кортизол временно отрубает связи с префронтальной зоной коры больших полушарий головного мозга и запускает защитное поведение. Человек становится более чувствительным, раздражительным, сознание фиксируется на стимулах, которые мозг оценивает как угрозу. Неприятные стимулы глубоко запечатлеваются в нашей памяти.

Действие кортизола пролонгировано. Именно поэтому негативные разговоры преследуют нас гораздо дольше. Обида становится частью наших мыслей впоследствии, перекрывая недавно услышанную похвалу.

Длительное состояние стресса приводит к чрезмерной выработке кортизола, что в свою очередь приводит к истощению и депрессии.

Окситоцин — «гормон любви и привязанности». Вызывает чувство удовлетворения, снижение тревоги, чувство спокойствия и доверия к партнеру, снижает страх, повышает способность к общению. При этом активизируются связи в лобных долях коры больших полушарий, которые отвечают за сознание человека, за сложные интегративные процессы, за эмпатию, за социальное поведение.

Но период метаболизма окситоцина намного короче, поэтому эффект не столь силен и не столь продолжителен. Плюс к этому окситоцин — это «пугливый» гормон, его выработка прекращается при малейшей воспринимаемой мозгом угрозе и стрессе.

Любое наше общение запускает выработку того или иного гормона, точнее «коктейля» из гормонов (их, конечно, больше, чем два), свою «химию».

Те формы коммуникации, при которых повышается уровень окситоцина, ведут к повышению «интеллектуального уровня общения» (communication — IQ, C-IQ), то есть у человека активизируется способность проявлять эмпатию, креативность, готовность к совместной работе и сотрудничеству. И, напротив, те формы поведения, которые способствуют выделению кортизола, понижают уровень C-IQ.

Среди типов поведения, которые способствуют выработке окситоцина у собеседника, выделяют следующие:

  • искренняя забота;
  • ласка и объятья (от людей, к которым привязан);
  • поддержка;
  • интерес и внимание к словам, эмоциям и действиям собеседника;
  • поощрение дискуссии и расспросов;
  • настраивание на успех, обрисовывание картины успеха;
  • доверительная беседа.

Как повысить эмоциональный интеллект ребенка

    Поведение, продуцирующее выработку кортизола:

  • разделение с человеком, к которому привязан, — физическое и эмоциональное;
  • запугивание;
  • обвинения;
  • наказание — прежде всего эмоциональная холодность и недоступность;
  • приписывание негативных характеристик (лентяй, халтурщик);
  • подчеркивание различий между собой и собеседником;
  • игнорирование;
  • недоверие к намерениям и действиям собеседника;
  • стремление убедить других в своей правоте, навязывание своего мнения;
  • непонимание того, что говорит собеседник;
  • притворное слушание.

Общаясь с ребенком, взрослые часто и не подозревают, что в этот момент у него разыгрывается настоящая гормональная буря. Чтобы совладать с ней, требуется психологическая зрелость и устойчивость, развитые интегративные процессы, способные уравновесить сильные эмоциональные порывы смягчающими эмоциями.

Взрослый может помочь ребенку сбросить груз своих «кортизоловых» эмоций, предоставив возможность в спокойной и безопасной обстановке выплакаться, и перейти к выработке окситоцина.

Конечно, все это не значит, что мы не должны критиковать ребенка или перестать требовать от него выполнения каких-либо обязанностей или соблюдения правил. Но делать это нужно так, чтобы ребенок не чувствовал себя униженным или отвергнутым. Важно, чтобы соотношение гормонов было в пользу окситоцина, ведь именно окситоцин — по сути — позволяет ребенку повышать свой C-IQ, «очеловечиваться», становиться более зрелым и способным на добрые поступки.


Отзывы пользователей
фатима | 22.05.2015

Очень интересно

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2018, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.