Все о детях
от рождения до 3 лет

Статьи

Как развивать ребенка до года с помощью пестушек и потешек

Чему учится ребенок, когда мама делает с ним гимнастику, рассказывает пестушки и потешки

Содержание:

Известно, что в первые месяцы жизни малыш лишь незначительное время находится в состоянии активного бодрствования. За короткий промежуток времени надо успеть многое: и покормить ребенка, и совершить необходимые гигиенические процедуры. Согласитесь, что мы имеем довольно ограниченную возможность для активных занятий с младенцем — а ведь это крайне необходимо для его нормального роста и развития. Главное в вашем общении с ребенком — это поддержать у него радостное настроение в часы бодрствования, на фоне которого происходит активное усвоение необходимых поведенческих навыков.

Зачем нужны пестушки

С чего же начать? Ваш малыш еще спит, но уже по едва уловимым движениям его тела вы понимаете, что он вот-вот проснется. Малыш приоткрыл глазки, сладко зевнул, он еще вял и пребывает в полусонном состоянии. Ему нужно помочь «встряхнуться», отойти ото сна, преодолеть состояние дремоты и выйти на уровень активного бодрствования.

Здесь народная традиция воспитания детей издавна использовала массаж. Еще в древние времена были найдены основные приемы массажа младенцев, своеобразно закрепленные в пестушках — одном из видов устного народного творчества.

К содержанию

Зачем нужны пестушки

Пестушка — это определенное руководство матери к действию. По форме она представляет короткий стихотворный напев, который должен сопровождаться мягкими прикосновениями матери к телу ребенка, определенными движениями. Ритм пестушки и ее содержание подсказывали матери, в какой последовательности и с какой скоростью совершать необходимые движения.

Так, распеленав малыша после сна, мать плавными движениями рук начинала поглаживать тельце младенца — сначала от шейки до ступней ног; затем от середины груди до кистей рук и т.д. — ласково приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в ручки хватунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Если малыш в ответ издает звуки (вокализирует), вы можете включить в эту песенку и разговор с ним: «А в роток говорок, агу, агу, маленький, а в роток говорок, агу». Произнося «А в головку разумок», — нежно погладьте малыша по головке.

Чтобы научить ребенка уверенно стоять, а затем и ходить, управляя движениями ног и сохраняя равновесие, нужно прежде всего укрепить мышцы его нижних конечностей. Четырехмесячному малышу подложите под ноги свою руку и слегка подтолкните ножки — малыш с удовольствием станет их выпрямлять, брыкаться. Можно закрепить в кроватке какую-либо опору для ног (гимнастический мяч или хотя бы твердую подушку), и тогда брыкание станет одним из любимых занятий малыша.

Когда ребенок становился на ножки, его держали под бока, подкидывали и озорно подпевали:

Дыбки, дыбки, дыбки,
Стой дыбки, стой дыбки!

Или:

Дыбок, дыбок,
Завтра годок!
Дыбок, дыбок,
Целый годок!

Радость взрослого, четкая ритмика пестушки передавались младенцу, вызывая у него веселое настроение, — и вот он уже сам, подбадриваемый матерью, стремится вновь и вновь повторять свои первые попытки движения.

Позже, когда подходило время освоения более сложных форм — ходьбы, прыжков, бега — наступал черед другим пестушкам. Например, обучение малыша ходьбе и бегу могло сопровождаться такой приговоркой:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!

Определенные упражнения существовали и для развития мышц шеи, рук и других частей тела. Так, например, мать сажала ребенка на колени лицом к себе и, взяв его за ручки, разводила их в стороны под «аккомпанемент» подходящей пестушки:

Тятеньке — сажень,
Маменьке — сажень,
Дедушке — сажень,
Бабушке — сажень,
Брату — сажень,
Сестрице — сажень,
А Колюшеньке —
Большую, набольшую!

Использовался также прием быстрых, «взмахивающих» движений руками ребенка («Сова летит, сова летит») или медленного разведения рук, имитирующего плавательные движения. Соответственно изменялся и ритм пестушки, он становится более растянутым, плавным: «Лунь плывет, лунь плывет».

Интересно, что уже с самых первых месяцев жизни ребенка обучали именно действию, т.е. определенной последовательности движений, скрепленных каким-то значением. Так у малыша формировались первые представления о том, «что могут делать» окружающие его предметы и он сам.

Так, освоение произвольных движений руками сопровождалось незамысловатой припевкой:

Гуси летели,
Лебеди летели,
Гуси летели,
Лебеди летели...

Или:

Уты, уты полетели,
На головку сели,
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
Уты, уты, уты...

Потешки — что это такое

К содержанию

Потешки — что это такое

Способность управлять большими группами мышц (например, всей рукой) появляется у ребенка раньше, чем возможность осуществлять точные движения кистью и пальцами, играющими важную роль в развитии тонкой моторики. Так, сначала ребенок двигает всей рукой (грубая моторика), позже кистью, еще позднее — пальцами. Увидев, например, какую-нибудь игрушку, привлекшую его внимание, малыш начинает тянуться к ней. На первых порах это приводит к неточным прикосновениям и случайным захватам; лишь спустя месяцы ребенок научится совершать более точные и координированные движения рукой по направлению к понравившемуся ему предмету.

Хорошо известные и сегодня потешки «Ладушки-ладушки» и «Сорока-ворона» как раз и предназначались для развития навыков движения руки, в частности кистей и пальцев. Они использовались, как правило, в конце первого — начале второго года жизни ребенка.

Слова, ритмика, игровые действия, сопровождающие исполнение потешки, направлены на одно: развеселить, позабавить, потешить ребенка; создать яркий, положительно окрашенный, эмоциональный фон.

Так, двигая ручки ребенка к себе и от себя, мать припевала:

Ай тата, тата, тата,
Пожалуйте решета —
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечем блинка —
Покормить сынка!

Важно отметить, что в игре ребенка не просто обучали достаточно сложным и тонко координированным движениям, но одновременно закладывали первичный словарный и понятийный запас малыша. Обыгрывая в процессе произнесения потешки различные части тела, мать рано приучала ребенка к их названиям и местоположению, формируя у ребенка соответствующую «схему тела». Дотрагиваясь до тех или иных частей тела, мать называла их, весело приговаривая:

Нос лепешкой!
Нос лепешкой!
Щечки — булочки у нас.
Ай, люшеньки, люли,
Щечки — булочки у нас!
Зубки, словно миндалинки,
А глазки — коринки... и т.д.

Так пестушки и потешки комплексно, разнонаправленно воздействовали на ребенка, приводили к целостному физическому развитию.

Из книги "Первый год жизни решает все! 365 секретов правильного развития. Этот удивительный младенец"

Статья предоставлена издательством "АСТ"

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2019, Наш ребенок, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35952.

АЛП-Медиа, ourbaby@alp.ru, Ourbaby.ru, http://www.nashrebenok.ru

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.