Все о детях
от рождения до 3 лет

Реклама 26 марта 2017

Словарь Весь словарь
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э

Вопросы разбиты на темы


 

Вопросы-ответы по теме "Развитие"

Как научить девочку 2,3 года считать и читать буквы?

Каждому возрасту - свои задачи. Если Вы будете развивать не то, что соответствует возрасту, то пострадает то, что развивается именно в этом возрасте, а именно эмоциональная сфера. В 2,3 года развивать интеллект нужно, но только не учить буквы и счёт - это абстрактные понятия, которые не доступны ещё в раннем возрасте. Это будет только мучение для Вас, а тем более для девочки. Учите цвета, формы, размер, классификацию предметов. В магазинах сейчас много интересной литературы, что развивать в каждом возрасте. Не спешите, придёт время, и Вы сами почувствуете, что девочка сама начинает интересоваться буквами, счётом.

Моей дочери 2,5 года, посещает ясли. Уже достаточно давно она может играть с вымышленными предметами: кормит нас с мужем воображаемыми конфетами; дает «подержать» какие-то вещи; придумывает рассказ по картинке и просит меня отругать кого-то с картинки, если он плохо поступает (на картинке плачущая девочка и рядом мальчик на лошадке); в лицах разыгрывает сценки из детского сада. Она у нас хорошо развитая девочка, все у нее раньше, чем у многих других детей, но нормально ли то, что я описала в таком возрасте?

То, что Вы описываете, совершенно нормально для ребенка, с которым достаточно много общаются родители и занимаются в яслях. Пусть Вас не удивляет, что у таких маленьких детей могут быть свои фантазии, представления о жизни! Некоторые из них существуют у младенцев даже в период внутриутробного развития. Так что не волнуйтесь и наслаждайтесь игрой и общением с Вашей дочкой.

Нашей младшей девочке 22 месяца. Интересует меня ее манера прятаться. Она закрывает не глаза, а ушки! Неприятные эпизоды в знакомых мультиках (бегемот ревет, волк набрасывается на козлят, кто-то визжит) - на все это она смотрит, но с закрытыми ушами! Почему, что это? Говорит ли о каких-либо проблемах с психикой это ее поведение?

Подобное поведение может говорить о том, что ваша девочка выраженный аудиал, т.е. основной канал усвоения информации у нее вербальный и аудиальный (дети визуалы закрывали бы глаза). Вы можете учитывать это в воспитании, Ваша дочь лучше будет воспринимать информацию на слух, и сейчас для ее развития полезнее не смотреть мультфильмы, а слушать чтение взрослых или сказки на кассетах.

Моему сыну чуть больше 3 лет. В детский сад не ходит, вожу его в детскую школу на занятия и для общения с другими детьми. Ходит с удовольствием, но бедные преподаватели, я думаю, скоро откажут нам. Причина в том, что он не хочет выполнять то, о чем они просят. Сава все, что они спрашивают, может сделать и на все вопросы ответить, но он это сделает один раз, при просьбе повторить снова отказывает или начинает дурачиться. В итоге все внимание на него - как других детей, так и преподавателя. Мои просьбы и разговоры об играх и дурачествах после занятий пока не приносят результата. Что делать?

Ваши опасения преждевременны. Для трехлетнего ребенка такое поведение естественно, педагоги смогут найти к нему подход. Даже если иногда он не отвечает на вопросы, он все равно слушает учителя (иногда пассивно, в силу утомляемости, например), других детей, взаимодействует с ними, выполняет определенные задания - все это и есть обучение и развитие. Часто завышенные требования к ребенку вызывают реакцию сопротивления, а также обострение негативизма (отказ от деятельности, в частности). При проявлениях негативизма, упрямства словесное воздействие бывает малоэффективно. Восклицания взрослых – это именно то поощрение, которое он сам для себя зарабатывает, если ребенок демонстративный. Поэтому попробуйте вести себя иначе, перестаньте воздействовать словами, внушая правила поведения, малейший прогресс поощряйте похвалой, маленьким подарочком. В этом важно, конечно, соблюсти меру. Если Вас беспокоит его неспособность следовать правилам и вы подозреваете нечто вроде гиперактивности, сходите на консультацию к невропатологу, психологу.

Моей дочери 2 года 3 месяца. Она совершенно не желает играть в куклы. Более того, я бы сказала, ведет себя по отношению к ним агрессивно. Сразу пытается отрывать руки, ноги, тыкает в глаза, отрывает ресницы. Когда я усаживаю кукол в рядок и прошу дочку покормить их, то кукол она начинает швырять, мягкие игрушки такого пренебрежения не вызывают. У нее есть любимая игрушка - мягкая собачка, с которой она практически не расстается: кушает, спит, на горшке сидит - все с ней. Из игрушек любит: собирать пирамидки, нравится рассматривать картинки в книжках, играть с карандашами и цветными заколочками. Дочка ходит в ясли. Я не думаю, что агрессия к куклам связана с садом, т.к. и раньше, до сада у нас наблюдалась такая же картина. Бесполезно предлагать ей завернуть куколку в одеялко, покачать, поиграть в «дочки-матери». Какого-нибудь мягкого мышонка она завернет и покачает, а куклу - нет. Что мне делать?

Пока повода для беспокойства нет. Мы можем говорить о нарушениях в эмоциональной сфере, когда у ребенка стойкая агрессия к игрушкам и нет никаких исключений и привязанностей. У вас дочка играет с мягкими игрушками, есть любимая и важная для ребенка собачка, именно о ней ребенок заботится, кормит, именно с ней учится проигрыванию различных ролей (для этого и нужны куклы). Некоторые дети изначально боятся кукол за их реальность (как живая, но неживая), и поломка позволяет бороться с этой реальностью игрушки, сломанная кукла уже не похожа на живого человека. Перестаньте концентрироваться на отношении дочери к куклам, она будет видеть Ваше спокойствие, и это поведение не будет проблемой в семье. Придет время, и отношение к куклам изменится.

Дочери 2,2 года. Девочка почти все говорит и понимает, очень самостоятельная. 1-1,5 месяца назад возникла проблема с гулянием. Она просыпается со словами «гулять», с улицы увести домой на обед невозможно, доходит до истерики. Никакие уговоры не помогают. Я думала, пройдет, но никак не проходит. Что можно нам посоветовать?

Время от времени в тупике бывают все родители. Вы в данном случае не исключение. Дети часто бывают непослушными. Непослушание - это способ отстоять свою позицию, высказать своё мнение. Общение с ребёнком - это нередко поиск компромисса. Общение с ребёнком - это разговор между двумя людьми с разными интересами. По сути дела она заявляет вам о своих потребностях и хочет, чтобы вы подчинились этим желаниям. Своим непослушанием она как бы говорит Вам: "Я уже взрослая, мне можно всё, что Я ХОЧУ". И в данной ситуации лучше было бы объяснять: "НЕТ, ты ещё не взрослая. Ты - ребёнок. А детям надо не только гулять, а еще и ... И нельзя то-то и то-то. Когда ты вырастешь, тогда будешь делать всё, что считаешь нужным. А сейчас я, как твоя мама, как взрослый человек, говорю тебе какие-то определённые правила, которые ты должна выполнять». И так далее в разных вариациях. Таким образом Вы разделяете мир детей и мир взрослых, куда детям пока вход закрыт, но придёт время, и ребёнок тоже войдёт в него. Такие объяснения структурируют ребёнка, и дети соглашаются с такими условиями, хотя часто высказывают недовольство и время от времени пытаются нарушить правила. И не пугайтесь бурной реакции, скорее всего, она вызвана тем, что вы недостаточно четко доносите до дочки свои решения. Если это так, то в наиболее конфликтных ситуациях имеет смысл обратиться за помощью к отцу ребенка, чтобы он поддержал Вас в вопросах воспитания дочери. Если такой возможности нет, попробуйте обратиться за помощью к детскому психологу.

Дочке 1 год и 3 месяца. Все, что попадается у нее на пути, она тащит в рот: игрушки, мебель, одежду, снег и все, что найдет на улице. В связи с этим я не могу спокойно с ней гулять, играть, одеваться, я не знаю, какие игрушки ей покупать, потому что любая игрушка ее интересует лишь в том плане, как она гремит, когда ее бросаешь, и какая она на вкус. Подскажите, как скоро это кончится и что можно сделать.

Конечно же, это возрастное явление, родителям в таких случаях надо оставаться спокойными, твердо запрещая брать грязные вещи в рот. Обычно дети постепенно сами бросают такую вредную привычку. А сейчас в подобных случаях предложите альтернативу, когда хочется что-то погрызть, ту же соску. Если вы реагируете излишне эмоционально, процесс может затянуться, т.к. тем самым вы закрепите нежелательное поведение.

Сыну 1 год 5 мес. У него странная реакция на фотографии близких людей. Увидев маму, папу или кого-то еще, он начинает плакать. Нормально ли это?
И еще вопрос: реагирует на просьбы с неохотой. Если просишь что-то принести или сделать, то приносит через раз. Допустим, прошу: давай покормим мишку, потанцуем. Если настаивать, начинает громко возмущаться. Очень не любит игры «ладушки», «сорока», не дается делать зарядку. В общем, недотрога и упрямец. Нужно ли с этим что-то делать?

Лучше всего уважать желания ребёнка. Понравится ли Вам, если Вас будут заставлять делать что-то, что Вы не хотите? Позвольте ему быть недотрогой и упрямцем! Он имеет право возмущаться, если он не хочет чего-то. И если Вы начнёте прислушиваться к его желаниям и просьбам, может быть, он более охотно станет выполнять Ваши? И может быть, ему грустно от того, что самые близкие и любимые люди его не слышат, поэтому он плачет? Попытайтесь наладить контакт со своим малышом!

Мой мальчик, ему 2 года, абсолютно не воспринимает новую информацию. Он не хочет учить элементарные слова, просто загибать пальчики на счет раз, два, три, простейшую сороку-белобоку не то что не повторяет, но даже и не слушает. Начинает прыгать, бегать, заниматься чем угодно, только бы не слушать. Он и говорить умеет только слов 10. Плачет без причин, бьется головой об пол, пока не добьется своего. Не играет толком с игрушками. Невозможно его заставить даже кубики сложить, он может только разбить пирамидку.

Некоторые дети отвергают занятия, которые "навязываются" родителями и не соотносятся с их интересами. Развивать ребенка можно по-разному, не только с помощью кубиков, пирамидок и книг. Понаблюдайте за сыном: что он любит делать? Активные игры - стойте и прыгайте на одной ножке вместе с ним, осваивайте шведскую стенку, хождение по бордюрам, перешагивание через палочки и т.д. Крутится на кухне - пусть собирает фасоль в баночку, гречку в бутылку, макароны в бутылку с узким горлышком, складывает и перекладывает кастрюли. Любит играть с водой - переливание воды маленькой емкостью в большую и т.д. Любит рушить - Вы стройте башни из различных материалов, а он пусть их с радостью крушит и постепенно начнет помогать строить, чтобы сразу опять сломать. Проявив фантазию, Вы будете развивать малыша интересными ему способами. Занятия должны доставлять радость вам обоим.

Дочери 1 год и 8 месяцев. Девочка довольно развитая, уже хорошо разговаривает (предложениями), отличная память, хорошо развита физически и т.д. Правда, не очень усидчивая и не любит долго заниматься одним делом, единственное, может слушать чтение около 30-40 мин. Меня очень беспокоит следующее - в последнее время она просто бьётся в истерике, если что-то не получается с 1-2-го раза. Она тогда бросает всё в ярости на пол, кричит и потом сама бросается на пол. Например, пытается сама надеть сапог и молнию застегнуть, помощь не принимает, «Сама!», а потом не получается - и всё по выше описанному сценарию. То же самое с вкладышами - не в то отверстие вставит, нет чтоб ещё раз попробовать, сразу в крик. Что нам делать, как ей помочь, ведь и в школе с садиком далеко не всё будет сразу получаться?

Не стоит перегружать ребенка, излишне интеллектуализируя его. Когда делается акцент на развитии интеллекта, ребенок часто оценивается взрослыми. Успех имеет важное значение, и ребенок довольно быстро понимает это на эмоциональном уровне (взрослые довольны, улыбаются, хвалят). Такого малыша постоянно ориентируют на успех («Молодец!», «Как у тебя хорошо получается!» - это все оценки), и тогда любое собственное несовершенство, ошибка воспринимаются излишне болезненно. Это прекрасно, что Ваша малышка хочет сделать многое самостоятельно, в такие моменты оставляйте ее наедине с занятием и объясняйте ей, что если понадобится Ваша помощь, Вы находитесь неподалеку и готовы помочь, ведь она выполняет трудную работу.

У меня дочка 1,10 лет. Когда у нее не получается что-либо (переворачивается машинка, не удается надеть туфельку, падает построенная ею башня из кубиков), начинает все швырять, и не только ту вещь, с которой она занималась, но и все, что попадется под руку. Далее забивается в угол и плачет. Как себя вести в этой ситуации? А еще ее трудно заставить делать то, что сейчас надо. Скажем, надо идти домой с прогулки, а она плачет, упорствует и не желает идти. Как ей объяснять, чтобы она легче это воспринимала?

Когда у ребенка что-то не получается, он чувствует свое бессилие в этом большом мире, и реакции, описанные Вами, это проявление обиды и злости. В такие моменты важно озвучить ребенку его чувства, показав, что Вы их понимаете и разделяете: "Я вижу, ты очень расстроена, это очень обидно, когда рушится башня", и предложить свою помощь в решении ситуации: "Когда я был маленьким, папа мне помогал, когда у меня не получалось. Давай попробуем вместе". По поводу того, чтобы ребенок делал то, что нужно, необходимо предупреждать дочку заранее: «Тебе через 10 минут пора спать. Через 5 минут мы пойдем домой». Ребенку тяжело переключаться с одного вида деятельности на другой, отсюда капризы и протесты. Предупреждение дает ребенку время подготовиться.

Моему мальчику через месяц будет 2 года. Пару недель назад он начал кидать все, что попадается в руки. Иногда играя, иногда - если злится, иногда - явно проверяя нашу реакцию. Я понимаю, что это нормально для его возраста, но никак не могу найти нужной манеры поведения в этих случаях. Пытаюсь объяснять, уворачиваться, ловить то, что летит, и отвлекать его. Малышу явно нравится бросать предметы, но заменить бутылочку или чашку на мячик или мягкую игрушку удается очень редко. К сожалению, иногда не выдерживаю и могу крикнуть на него.

Важно, что Вы правильно понимаете причину подобного поведения Вашего сына. В этом возрасте у малышей возникает желание разрушать, и здесь важен тонкий баланс в поведении родителей, чтобы у ребенка не появилось чувства, что агрессию нельзя проявлять абсолютно. Соответственно, стоит терпеть и переводить в шутку, как ВЫ и делаете, его выходки, но и запрещать, когда он переходит все границы.

Дочке 1 год 10 мес., очень подвижная, общительная и болтливая, говорит все, описывает ситуации, обобщает, даже знает, что такое 1 и 2, НО никак не можем запомнить цвета. Пытались учить по одному цвету, но все равно путается. Прошу собрать карандаши одного цвета, подсовывает все подряд. Если очень попросить, то в конце-концов собирает то, что нужно. Любит рисовать, но на цвет не обращает внимания, ей важна форма.

Ваша дочка еще слишком мала, чтобы освоить этот навык. Методика обучения, действительно, начинается с одного цвета, а именно - красного. Только после того, как ребенок сможет безошибочно выделять предметы красного цвета, правильно отвечать на вопрос: "Какого цвета?", переходят к следующему, желтому. Не надо форсировать события, быстро переключаться на другой цвет (минимум неделю усваиваем один цвет). Самые сложные в усвоении цвета из основной группы - зеленый и синий. Воспользуйтесь дидактической игрой или книгой для обучения цветам. Желаю, чтобы эти занятия доставили Вам и дочке удовольствие!

Мой сын, которому 2,5 года, очень много фантазирует, рассказывает, как и куда он ходил, что делал, опираясь на основные факты, а подробности выдумывает. Например, он катался на машине с папой (правда), они заезжали в магазин и купили там... (фантазии). Как к этому относиться?

Очень рада за Вас и Вашего сына, поскольку способность к фантазированию абсолютно необходима для полноценного развития ребенка, формирования его психического аппарата. Побольше слушайте и разговаривайте с ним о его фантазиях, это позволит сыну быстро и успешно развиваться эмоционально, физически и интеллектуально.

Сыну 2 года 1 мес. Для своего возраста он очень хорошо говорит, много рассуждает. В последнее время я стала замечать, что когда мы начинаем разговаривать о животных первое, что он говорит: «(Название животного – любое). Он (она) не кусается». Говорит он это спокойно, утвердительно, без какого-либо намека на страх. Периодически спокойно говорит (реагируя на что-то): «Даня не боится». Я его хвалю, объясняю ситуацию, которая его заставила так реагировать, говорю, что ничего плохого с ним не случится. Меня тревожит только одно – фраза «Он не кусается» звучит всегда, как только речь заходит о животных. У моих родителей есть собака такса. Они ладят, он активно ее дрессирует... Говорит: «Фу!» когда Эмма начинает рычать. Может, его поведение – следствие общения с собакой?

Вопрос «кусается - не кусается» актуален в возрасте 2-3 лет сам по себе, и скорее общение с собакой помогает мальчику справляться со своими страхами. Постарайтесь не беспокоиться по этому поводу и поддерживайте разговор на эту тему, причем можно говорить и о тех животных, которые кусаются, просто объясняя, как этого избежать.

Наши консультанты:

  • Войтова Юлия Львовна и Анфилова Марина Вячеславовна, специалисты психологической службы "Галактика души".

По материалам раздела "Консультации" на сайте 7я.ру